Что делать, если семья пострадала от пожара, паводка или других катаклизмов?

24 апреля 2021, 7:01
Сейчас читают:
Что делать, если семья пострадала от пожара, паводка или других катаклизмов? Что делать, если семья пострадала от пожара, паводка или других катаклизмов?
Что делать, если семья пострадала от пожара, паводка или других катаклизмов?

К сожалению, такое случается: люди вмиг остаются без жилья, одежды, имущества, денег. Так происходит обычно при пожарах. Или при наступлении большой воды: жилище разрушается, мебель и вещи приходят в негодность. В подобных ситуациях многие теряются, не знают, что делать и где искать помощи. О том, как получить социальную выплату от государства и что делать, если после несчастья не осталось даже самого необходимого, — в нашем материале.

В последнее время мы часто слышим о погорельцах. В жилых домах, особенно в частном секторе, замыкание проводки и возгорание — не редкость. В интернете волонтеры периодически собирают одежду, обувь, посуду для тех, у кого ничего не осталось. Давайте разберемся, куда можно обратиться за помощью в случае катаклизмов.

Государство поможет

При наступлении трудной жизненной ситуации пострадавшему человеку или семье может быть назначена социальная помощь. В управлении координации занятости и социальных программ ВКО нам рассказали, что трудная жизненная ситуация — это такие обстоятельства, которые объективно нарушают жизнедеятельность человека, и подобную ситуацию гражданин не может преодолеть самостоятельно.

Основаниями для отнесения граждан к категории нуждающихся при наступлении трудной жизненной ситуации являются:

  1. основания, предусмотренные законодательством Республики Казахстан;
  2. причинение ущерба гражданину (семье) либо его имуществу вследствие стихийного бедствия или пожара либо наличие социально значимого заболевания;
  3. наличие среднедушевого дохода, не превышающего порога, установленного местными представительными органами в кратном отношении к прожиточному минимуму.

Решение о назначении социальной помощи в трудной жизненной ситуации выносит специальная комиссия. Она создается решением акима города, района по рассмотрению заявления лица (семьи), претендующего на оказание социальной помощи в связи с наступлением трудной жизненной ситуации.

Комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом на территории района (города областного значения). В состав такой комиссии включаются представители заинтересованных структурных подразделений местного исполнительного органа, в том числе организаций и уполномоченных органов образования, здравоохранения, социальной защиты, работники правоохранительных органов, общественных объединений.

Комиссия состоит из председателя, секретаря и членов комиссии. Общий состав комиссии — не менее семи человек. Председателем является заместитель акима района (города областного значения), курирующий вопросы социальной защиты.

Денежный вопрос

Теперь — непосредственно о выплатах. Социальная помощь при наступлении трудной жизненной ситуации назначается единовременно и только один раз в год. Конкретной установленной суммы данной выплаты нет. Размер оказываемой социальной помощи в каждом отдельном случае определяет комиссия и указывает его в заключении о необходимости оказания социальной помощи.

Что нужно сделать для назначения денежной выплаты? Для получения социальной помощи при наступлении трудной жизненной ситуации заявитель от себя или от имени семьи должен обратиться в отделы занятости и социальных программ города (района) или к акиму поселка, села, сельского округа. Человек должен написать заявление и приложить к нему:

  1. документ, удостоверяющий личность;
  2. сведения о доходах лица (членов семьи);
  3. акт и/или документ, подтверждающий наступление трудной жизненной ситуации.

Документы предоставляются в подлинниках для сверки, после чего подлинники возвращаются заявителю.

Если оказалось, что документов после пожара или подтопления не осталось, можно предоставить только заявление и акт о наступлении трудной жизненной ситуации. Отдел занятости вправе принять решение об оказании социальной помощи на основании данных иных уполномоченных органов и организаций. Например, сведения о пенсионерах есть в Государственном центре по выплате пенсий, о зарплате работающих граждан — в Едином накопительном пенсионном фонде и так далее.

Теперь несколько слов о том, как составить акт, подтверждающий наступление трудной жизненной ситуации. Если, например, вода затопила ваш дом, необходимо сразу же составить акт, в котором следует точно указать, что именно затоплено. Акт должен быть засвидетельствован представителем комитета местного самоуправления или сельского акимата. Для верности можно поставить несколько подписей соседей и зафиксировать потоп на фото и видео. Возможно, в будущем это вам пригодится.

Специальная комиссия при выезде на место происшествия оценивает размер материальной помощи пострадавшим. То есть сумма социальной помощи определяется индивидуально, в зависимости от нанесенного ущерба.

Как восстановить документы?

— После пожара или наводнения гражданину, оставшемуся без документов, нужно обратиться к своему участковому инспектору по месту жительства, — поясняет пресс-секретарь филиала НАО "ГК "Правительство для граждан" по ВКО Молдир Заруеткызы. — Инспектор выдаст человеку справку, с которой гражданин обращается в ЦОН для изготовления нового удостоверения личности. Когда удостоверение будет готово, далее можно заказать дубликаты уже других документов (свидетельства о рождении, военного билета, пенсионного, водительского удостоверений, паспорта  и т. д.).

Стучите — и вам откроют!

Куда еще могут обратиться за помощью граждане, пострадавшие от пожара или паводка? К волонтерам. Обычно они чутко откликаются на чужую беду и оперативно собирают необходимые вещи.

— Есть очень важный момент: мы не оказываем финансовую помощь, — говорит администратор волонтерского движения "Творим добро вместе" Наталья Миналина. — То есть мы не помогаем деньгами, мы собираем вещи первой необходимости, которые нужны, например, после пожара. Это одежда, обувь, посуда, одеяла, постельное белье, детские вещи, канцелярские товары. Обычно погорельцы сообщают нам нужные им размеры одежды и обуви. И мы обязательно проверяем информацию о произошедшем пожаре или другой сложной жизненной ситуации.

Выйти на волонтеров движения "Творим добро вместе" проще и быстрее всего — через Инстаграм. Их аккаунт — @tvorim_dobro_uka.

Больше вариантов!

Есть еще несколько организаций, в которые можно обратиться за помощью.

Центр адаптации несовершеннолетних (ЦАН) — здесь есть специальная служба поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Чем тут могут помочь? Во-первых, консультацией и советом. Специалисты центра часто сталкиваются с самыми разными жизненными обстоятельствами, поэтому могут подсказать, перенаправить, дать необходимые контакты государственных структур и ведомств. Во-вторых, специалисты центра могут рассказать, что делать, если после пожара совершенно некуда пойти. Если нет ни родных, ни близких, если непонятно, как быть с детьми, которые остались без дома. В таких случаях через органы опеки можно решить вопрос о временном пребывании детей в ЦАНе. Возможно, потребуется какой-то короткий промежуток времени, пока вопрос с жильем у семьи не решится.

Телефон Центра адаптации несовершеннолетних: 8 (7232) 78-52-38. Обратиться за помощью могут жители из любой точки Восточного Казахстана.

Центр "Ульба" — здесь можно получить социально-психологическую помощь в разрешении кризисных ситуаций. Чаще всего сюда обращаются женщины, подвергшиеся домашнему насилию. Однако по телефонам доверия могут позвонить и те, чья трудная ситуация связана с какими-то катаклизмами. Обратившемуся в отчаянии человеку обязательно поможет психолог. А также специалисты центра, которые подскажут, что можно сделать в той или иной ситуации. По согласованию с местными исполнительными органами может быть решен вопрос о предоставлении временного жилья женщине, оказавшейся в трудной ситуации.

Телефоны доверия кризисного отделения центра "Ульба": 77-19-22, 8-771-44-511-44 (круглосуточно).

Ирина Краскова

Также читайте