Что изменится для казахстанских водителей в 2019 году

16 февраля 2019, 12:35
Сейчас читают:
Что изменится для казахстанских водителей в 2019 году Что изменится для казахстанских водителей в 2019 году
Что изменится для казахстанских водителей в 2019 году

В этом году автолюбители столкнутся с рядом новшеств. Электронная страховка, паспорт транспортного средства, новые размеры платежей и штрафов. Чем обусловлены эти изменения и что они несут водителям, разбирался корреспондент YK-news.kz.

Без полиса в кармане

С 1 января 2019 года обязательное автострахование осуществляется в электронном формате. Это означает, что вместо привычного полиса на гербовой бумаге гражданин получит СМС-сообщение с номером своего страхового полиса. И этого достаточно. В базе данных МВД при введении ИИН водителя должен высветиться этот номер.

Правда, автомобилисты, уже оформившие страховку в этом году, рассказывают, что страховые агенты выдают распечатанную на простой бумаге копию страховки. Для чего это делается, пояснил нам сотрудник страховой компании:

— Главным образом для того, чтобы человек не потерял номер своего полиса. Ведь телефоны теряются, бьются, их крадут. СМС-сообщение может пропасть. На этот случай у водителя есть копия полиса. Пригодиться она может и на трассе, если сотрудники полиции не могут связаться с базой из-за отсутствия мобильной сети. А такое за городом сплошь и рядом. Полиция имеет право задержать водителя на час для выяснения обстоятельств. Проще, если копия полиса будет с собой.

Со временем, когда все цифровые базы будут интегрированы, гражданин сможет сам оформить страховку при помощи телефонного приложения, как сегодня он оплачивает коммунальные услуги. Но пока страховой агент вбивает его данные в базу вручную. А вот купить с рук страховку за 2000 тенге уже точно не получится, ведь доступа к базе у посторонних нет.

Кстати, в электронный страховой полис вводятся, по желанию владельца, данные на всех, кто управляет транспортным средством помимо него. При проверке эта информация также будет доступна инспектору дорожной полиции.

Один из основных вопросов, который волнует водителей: повлияет ли новый формат на стоимость страхового полиса? Ответ: не повлияет. Цена осталась прежней. Просто с нового года изменился размер МРП, от которого ведётся расчёт.

Некоторые водители в соцсетях порадовались тому, что их страховка уменьшилась. Скорее всего, это объясняется изменением класса водителя. Этот класс определяется ежегодно после окончания срока страхования и зависит от количества страховых случаев, наступивших по вине застрахованного. Иными словами, цена полиса зависит от стажа безаварийного вождения.

"В случае отсутствия в базе данных информации о страхователе (застрахованном) страховщик при заключении договора обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств на новый срок применяет понижающий коэффициент", — гласят Правила расчёта класса по системе "бонус-малус".

Главное, что должны запомнить водители: за отсутствие страхового полиса на дороге штрафовать их не имеют права.

Из Правил дорожного движения, пункт 2.1.1 (перечень документов, которые водитель должен иметь при себе и передавать при остановке для проверки), страховой полис полностью исключён, — комментирует официальный представитель Комитета административной полиции МВД РК Ирина Лукьянина. — Предъявляется водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства, путевой лист, если это юридическое лицо. Кстати, и документ о прохождении техосмотра уже два года не нужно возить с собой — он есть в электронном виде.

Паспортный контроль

В июле 2019 года в Казахстане начнут оформлять технические паспорта транспортных средств (ПТС), иначе именуемые паспортами шасси транспортных средств. Не следует путать их с техпаспортом автомобиля, который требуют сотрудники дорожной полиции при проверке документов. Этот техпаспорт имеет другую аббревиатуру — СРТС (свидетельсто о регистрации транспортного средства) — и является основанием для допуска машины к участию в дорожном движении. Без техпаспорта автомобиль может спокойно стоять в гараже, но на дороге он необходим.

В ПТС будет прописана вся техническая информация (год выпуска или ввоза на территорию ЕАЭС, габариты, масса, объём двигателя и т. д.), а также дополнительные сведения:

  • информация о владельце транспортного средства;
  • о техническом осмотре;
  • об ограничениях (обременениях);
  • о дорожно-транспортных происшествиях с участием автомобиля (дата, время и место, описание повреждений, показания одометра);
  • о произведённом ремонте (где, когда делался, наименование и вид работ, показания одометра).

Данные в базу ПТС предполагается вносить из информационных систем соответствующих уполномоченных органов (МВД РК, Комитет транспорта МИР РК, Минюст и т. д.). А вот персональные сведения собственника машины могут быть занесены туда только с его согласия.

Оформление нового документа будет, разумеется, не бесплатным. Планируется утвердить пороговую стоимость оформления электронных паспортов в пределах 4500 тенге (возможно, сумма будет снижена или привязана к МРП). При этом за каждое внесение изменений в ПТС придётся заплатить 3300 тенге.

В обязательном порядке паспортизированы будут новые транспортные средства. Те, что уже ездят по дорогам страны, будут получать ПТС при перерегистрации, то есть в случае перемены владельца транспортного средства. И тоже не бесплатно.

По словам сотрудников МВД РК, в дальнейшем может появиться возможность предоставлять сведения об автомобиле третьим лицам. Такая информация нужна, скажем, покупателю, который хочет знать, когда машина была ввезена в страну, участвовала ли она в ДТП и т. д.). Предполагается, что получить эти данные можно будет платно (сумма пока не определена) по заявке, заверенной электронной подписью.

Кстати, с 1 января 2019 года СРТС тоже изменились — уменьшились в размерах, сравнявшись с водительским удостоверением. На пластиковой карте такого размера много не напишешь, зато она будет оснащена микроинтегральной схемой, в просторечии — чипом. Чип служит основным средством защиты от подделки и содержит порядка 19 пунктов сведений об автомобиле.

В частности, изменения коснулись описания цвета автомобиля. По словам официального представителя Комитета административной полиции МВД РК Ирины Лукьяниной, теперь этот момент упрощён: нет необходимости вносить изменения в связи с нанесением аэрографии, указывается только базовый цвет авто. Также появилась возможность указать комбинированный цвет. Более конкретная информация будет в базе данных, свериться с которой инспектор сможет через свой планшет.

Смотрят в оба

В 2019 году нарушение правил на дороге станут фиксировать ещё большее количество видеокамер. В рамках программы "Цифровой Казахстан" они будут размещены на всех регулируемых перекрёстках и линейных участках Усть-Каменогорска. Всего установят 1228 камер видеонаблюдения.

По словам руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржана Жумадилова, на 74 перекрёстках появится 888 камер. На 85 линейных участках разместят 340 камер. Те камеры, которые уже действовали ранее, будут присоединены к общей системе.

Водителей закономерно волнует вопрос: какие нарушения будет фиксировать система "Сергек"? Не получится ли так, что, проехав одну камеру, нарушитель получит целый пакет штрафов: за превышение скорости, отсутствие страховки и техосмотра? Ведь все базы данных теперь интегрированы в единую систему.

Камеры фиксируют нарушение скоростного режима и правил проезда перекрёстков — на красный сигнал светофора, — успокоила Ирина Лукьянина. — В отдельных городах они фиксируют выезд на полосу, предназначенную для общественного транспорта.

Ранее в СМИ, со ссылкой на министра внутренних дел РК, была распространена информация о том, что граждане могут самостоятельно делать фото- или видеосъёмку правонарушения, отправлять материалы в органы полиции и получать за это денежное вознаграждение в размере 40 процентов от суммы штрафа. Официальный представитель МВД подтвердил, что такой проект готовится, но пока он только в планах. Точнее продумывается оплата. На безвозмездной основе казахстанцы, побуждаемые гражданской сознательностью, могут сообщать о нарушениях уже сейчас. Отправить данные можно на блог министра МВД РК, на сайт МВД либо на страницу ведомства в Facebook. При этом на фотографиях или видео обязательно должна быть дата съёмки. Срок давности правонарушений — два месяца. Заявлять о том, что было совершено в прошлом году, бесполезно.

Платим больше и разнообразнее

Штрафы с 2019 года не изменились. Но водители, которые уже успели нарушить ПДД, убедились, что сумма к оплате возросла. Этот парадокс объясняется системой определения размеров штрафа, которая действует в РК.

Кодекс "Об административных правонарушениях" устроен так, что размер штрафа зависит от МРП, — поясняет Ирина Лукьянина. — Это касается не только штрафов за ПДД. Если МРП по сравнению с прошлым годом вырос приблизительно на 4,5 процента, соответственно, и штрафы выросли на этот показатель. В ушедшем году произошла гуманизация административного законодательства. Многие штрафы понизились. Например, за нарушение требований дорожного знака было пять МРП, стало три МРП.

Кстати, один МРП в 2019 году составляет 2 525 тенге.

Если водитель проштрафился, ему не обязательно идти в ближайшее отделение банка. Оплату можно произвести онлайн при помощи портала еGоv.kz. Эта услуга доступна и через терминалы "Касса 24". На сегодняшний день Казпочта и 12 банков второго уровня подключены к базе данных КПСиСУ ГП.

"Наряду с этим граждане имеют возможность уплатить штраф на месте совершения правонарушения при помощи терминалов для безналичной оплаты, — информирует МВД РК. — Сейчас такими терминалами оснащены более тысячи сотрудников. При уплате штрафов вышеперечисленными способами квитанцию предоставлять в органы полиции не обязательно. В иных случаях уплаты штрафа квитанцию предоставлять в органы полиции обязательно. В случае, если граждане самостоятельно узнали о наличии штрафа, нет необходимости ожидать получения предписания и квитанции, так как данный штраф будет отображен в указанных информационных системах. Если предписание об уплате штрафа не доставлено, то какие-либо санкции не накладываются".

Некоторые казахстанцы успели столкнуться с ситуацией, когда их не выпускали за рубеж при наличии задолженности. Как поступить в этой ситуации?

"Если в момент вылета из страны гражданин узнает о неуплаченном штрафе, в аэропортах установлены специальные терминалы "Казпочта", позволяющие уплачивать штрафы и задолженности на месте", — сообщает МВД РК.

Ирина Плотникова

Также читайте