Что происходит в Аягозском интернате для детей с ограниченными возможностями?
Аягозский детский Центр оказания специальных социальных услуг (ЦОССУ) стал известен на всю страну после того, как в апреле 2020 года там один за другим умерли четверо детей. Следствие установило, что у троих из них имелись серьёзные телесные повреждения. Детский омбудсмен Аружан Саин настаивает на наказании всех виновных. А новое руководство интерната ускоренными темпами модернизирует детское учреждение. Корреспондент YK-news.kz в составе общественной комиссии по мониторингу социально-бытовых условий побывал в Аягозском ЦОССУ и выяснил, что там изменилось за последние месяцы.
Шокирующие открытия
В конце ноября уполномоченный по правам ребёнка в РК Аружан Саин обнародовала результаты судебно-медицинской экпертизы, проведённой после эксгумации тел троих умерших в апреле воспитанников интерната.
"Из ответа МВД от 16.11.2020 года следует, что обнаружены следующие телесные повреждения: у первого воспитанника (2006 года рождения) — ушиб головного мозга, субарахноидальное кровоизлияние, закрытая черепно-мозговая травма, у второго (2009 года рождения) — ушиб головного мозга, перелом свода и основания черепа, закрытая черепно-мозговая травма, у третьего (2008 года рождения) — ушиб головного мозга, субарахноидальное кровоизлияние, перелом основания черепа, закрытая черепно-мозговая травма, — пишет Аружан Саин в своём Instagram. — Как могли дети с тяжелыми заболеваниями, лежачие — получить такие травмы?"
В ответ на заявление детского омбудсмена департамент полиции ВКО обнародовал диагнозы, от которых скончались эти мальчики.
"Согласно выводам экспертиз, смерть детей наступила в результате врожденных и сопутствующих заболеваний, таких как фиброз легких, двусторонняя гнойная бронхопневмония, — сообщает пресс-служба ДП ВКО. — Действительно, в результате вскрытий у троих детей были обнаружены телесные повреждения, ранее озвученные в средствах массовой информации, но они в причинно-следственной связи с их смертью не состоят".
Между тем детский омбудсмен обращает внимание на все странности, произошедшие с момента поступления этих детей в Аягозскую межрайонную больницу.
"Разберём последовательность действий, — анализирует Аружан Саин. — Есть интернат для детей с ограниченными возможностями. Судя по той информации, которая имеется, умершие детки очень тяжёлые. Эти дети поступают в районную больницу. У меня вопрос: зафиксированы ли эти травмы медицинским учреждением в момент поступления каждого ребёнка в эту больницу? Они не могут их не заметить. Если любой человек поступает с этими травмами, где бы они ни были получены, они обязаны сообщить в полицию. Сразу должна открываться доследственная проверка по факту нанесения этих травм. Дети умирают — не проводится вскрытие. Либо они поступили без травм и получили их в медицинском учреждении?"
Виновные наказаны?
Аружан Саин заявила, что намерена добиваться расследования действий всех лиц, работавших с умершими детьми как в интернате, так и в больнице.
Между тем после апрельского скандала люди на руководящих постах практически полностью сменились. По собственному желанию уволился прежний директор. Пост директора с июля 2020 года занимает бывший главный педиатр ВКО Шолпан Макашева.
Аудиты, проводившиеся в 2019 и 2020 годах, показывали, что в медицинской части учреждения действительно порядка не было. Медицинские записи детей велись ненадлежащим образом. В 2019 году не было данных осмотра четверых воспитанников. В 2020 году в медицинских журналах обнаружились дописки, записи разной пастой, перепутанные даты и прочие недочёты. Проводилась незаконная вакцинация детей-эпилептиков. В прошлом году заведующая медицинской частью Т. уже привлекалась к дисциплинарной ответственности, в 2020 году она получила выговор и была уволена. В настоящее время в отношении нее заведено уголовное дело по статье 317 УК РК (ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей медицинским работником, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Дело передано в суд.
Но это был не единственный медик, допускавший нарушения в интернате. В 2019 году к уголовной ответственности в виде штрафа за нарушение правил обращения с психотропными препаратами была привлечена старшая медсестра учреждения.
— История в Аягозе дала большой толчок развитию сферы медико-санитарных учреждений, — признаёт руководитель управления координации занятости и социальных программ ВКО Жасулан Сарсебаев. — Да, нас критикуют. Но оказалось, что мы ещё не худшие в Казахстане. Были проверки, и люди увольнялись на основании тех нарушений, которые они допустили.
Работа над ошибками
После апрельской череды трагических событий Аягозский ЦОССУ оказался под контролем как следственных органов, так и общественности. Третьего декабря очередная общественная комиссия — пятнадцатая по счёту за два последних года — посетила центр, чтобы ознакомиться с тем, что изменилось в социально-бытовых условиях детского учреждения.
Согласно информации, предоставленной комиссии новым директором Шолпан Макашевой, в текущем году интернат получил из бюджета 139,5 миллиона тенге. На эти деньги было полностью заменено оборудование котельной, ведётся капитальный ремонт одного из корпусов ЦОССУ. Новые детские площадки, устроенные специально для детей с ограниченными возможностями, открылись осенью.
Поскольку учреждение занимает приспособленное здание, в нём невозможно установить лифты и подъёмники. Были куплены два ступенькохода. Один стоит на первом этаже, другой — на втором. Это позволяет без проблем транспортировать детей между этажами. Кроме того, приобретено новое медицинское оборудование, в том числе для паллиативных больных. Аружан Саин предоставила 18 специализированных кроватей для лежачих детей. Сейчас в интернате 17 воспитанников, которые не встают с постели. В будущем году предполагается начать строительство нового корпуса, где будет размещаться паллиативное отделение.
Чтобы раз и навсегда закрыть вопрос о том, могут ли дети в интернате подвергаться насилию, приобретены 44 внутренние и семь наружных видеокамер. Десять из них — с облачным хранением данных и онлайн-доступом областной и районной прокуратуры, управления координации занятости и социальных программ ВКО. Таким образом, вся деятельность ЦОССУ ставится под постоянный контроль.
Проверки, проведённые в интернате по факту смерти четверых воспитанников, установили у некоторых детей недостаток массы тела. Работники центра говорят, что это связано с особенностями патологий развития. Между тем на сайте госзакупок имелись сведения, что интернат приобретал для воспитанников сёмгу, чёрную и красную икру. В ходе аудиторской проверки зафиксирован факт незаконного списания этих деликатесов в 2019 году — на общую сумму 8,6 тысячи тенге. Главный бухгалтер ЦОССУ получила за нарушения строгий выговор, менеджер по госзакупкам — выговор. В настоящее время эти продукты действительно нашлись на складе учреждения. Комиссия убедилась, что они и впрямь присутствуют в установленных нормах питания для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и психоневрологических домах-интернатах. По словам директора Шолпан Макашевой, в рацион детей эти деликатесы включают по праздникам.
Новый директор констатировала, что в начале 2020 года были опоздания с поступлением некоторых продуктов питания. Сейчас все продукты поступают вовремя, по установленному графику, чтобы не допустить их порчи и просрочки. В рацион детей включены также витамины и пищевые добавки, благодаря которым воспитанники начали прибавлять в весе от 300 до 1400 граммов.
— Я не скажу, что здесь ничего не было, — комментирует директор учреждения. — Всё было. Мы просто новшества добавляем, совершенствуем.
Чего не было в отчётах
Члены общественной комиссии имели возможность посетить закрытый на карантин интернат. Для этого каждый накануне прошёл ПЦР-тестирование. И всё же в "чистую" зону гости входили в специальных защитных костюмах. Ведь здесь находятся дети с ослабленным здоровьем, для которых коронавирусная инфекция может оказаться губительной.
Из-за ремонта все воспитанники сосредоточены сейчас только в одном корпусе. Тесновато, но эти трудности временные. Строители обещают порадовать открытием реконструированного здания уже к новому году. Несмотря на большое количество коек в спальнях и то, что новые кровати ходячим детям поставят только после расселения, бросается в глаза чистое и новое бельё на каждой постели, свежие полотенца в шкафчиках. Одежда детей — как висящая в шкафах, так и надетая — аккуратная и чистая. В спальнях нынешним летом появились новые кондиционеры.
При появлении гостей раздаётся радостный визг. К постоянным членам общественной комиссии воспитанники бросаются как к старым друзьям. Посторонних людей в защитных костюмах дети тоже не боятся. Относились бы ребятишки к нам с таким доверием, если бы чувствовали угрозу от взрослых?
В паллиативном отделении обстановка, конечно, не такая радостная. Один из малышей отчаянно кричит в своей кровати. Нянечка удерживает его за руку — стоит отпустить, и ребёнок начинает исступлённо колотить себя по лицу. Контингент здесь особый, с психо-неврологическими диагнозами. Старые кровати в интернате были снабжены специальной обивкой, чтобы паллиативные больные не травмировались о бортики. Новые кровати, по словам сотрудников, не так хорошо защищают от травм — приходится подкладывать подушки. Зато они удобнее для кормления и прочих процедур.
Детей в паллиативном отделении не спросишь, как они себя чувствуют. Приходится ориентироваться по другим показателям. И самым важным из них становится отсутствие пролежней. Это означает, что дети получают надлежащий уход.
— Коллектив очень хороший, — уверяет Шолпан Макашева. — Все работают долго. Мы организовали профессиональную переподготовку. Педиатр, старшая медсестра, сестра по диетическому питанию изучали современные подходы к организации питания детей. Совершенствовали свои профессиональные компетенции 16 воспитателей и дефектологов. Ещё 11 человек приняли участие в онлайн-семинаре по коррекционно-развивающей деятельности. Будем и дальше обучать наших сотрудников мерам реанимации и вводить новшества в нашу работу.
Уполномоченный по правам детей предлагает перевести ЦОССУ в крупный город: Усть-Каменогорск или Семей. В Аягозе это предложение не поддерживают ни местная администрация, ни сотрудники интерната, ни родители воспитанников. Для маленького города важны 160 рабочих мест. А родители опасаются, что переезд негативно скажется на душевном и физическом состоянии детей. Они привыкли к персоналу интерната, воспринимают их как близких людей. Общественная комиссия также склоняется к мнению, что необходимо совершенствовать условия в том учреждении, которое уже имеется. Положительные изменения уже видны. А в обстоятельствах получения травм умершими детьми должно разбираться следствие.
Ирина Плотникова