Шанс на жизнь. Правда и мифы о санитарной авиации

12 августа 2012, 6:18
Сейчас читают:

Санавиация Восточного Казахстана не имеет ни одного вертолета. Она не ставит целью непременно вывезти больного в центр, где лучше оборудование и квалифицированнее кадры. Для кого-то эта служба - шанс выжить. Для других - окончательный приговор. Так что же такое санавиация и кто может воспользоваться её помощью?

Начнем с начала

Санавиация - это изобретение вынужденное. Во-первых, масштабы области обязывают. По площади она сопоставима с Германией, по неравномерности расселения людей - с Австралией. Во-вторых, врачи признают: сейчас районные больницы достаточно хорошо обеспечены и оборудованием, и медикаментами, а вот с кадрами проблема.

Медпомощь на дальние расстояния возникла в нашей области еще в советское время. Пока в районах были взлетные полосы, врачи летали на "кукурузниках", редко - вертолетами. Чаще всего везли больных на машинах. Десять лет назад на базе областной больницы было создано отделение экстренной и плановой консультативно-медицинской помощи. Санавиацией его называют по старой привычке. Но перевозка воздушным транспортом - это лишь малая часть их работы.

- Цели непременно вывезти больного в Усть-Каменогорск у нас нет. Главная задача - оказать помощь врачам на местах, - рассказывает заведующий отделением консультативно-медицинской помощи Болат Кабидолдин. - Нам каждый день звонят из районов, чтобы проконсультироваться по сложным случаям.

Механизм довольно непростой, и начинается он с серии телефонных переговоров. Районные медики могут обратиться в санавиацию, если видят, что самим им на месте не справиться - не хватает оборудования или квалификации.

Врачи санавиации несут вахту одновременно со своей основной работой. В момент вызова они могут быть и на приеме, и на дежурстве в стационаре. Но все дела откладываются, когда поступил вызов. По телефону они узнают в районе подробности состояния больного и передают свои варианты оказания помощи "наверх" - главному областному специалисту своего профиля. Тот и решает, что необходимо в данном случае: вывозить больного наземным транспортом или воздушным, направить к пациенту специалистов санавиации или достаточно консультации по телефону.

Нередко больные и их родственники даже не знают, что в их случае лечение корректировалось врачами областного центра.

Везти или не везти?

Это самый важный вопрос. Врач, решившийся на транспортировку, отвечает за состояние больного и по закону, и по совести.

- Любая перевозка ухудшает состояние больного. Это одно­значно, - говорит реаниматолог Центра матери и ребенка Рафаил Халитов. - Врач взвешивает риск транспортировки и те преимущества, которые больной получит в областной больнице. Ведь нештатная ситуация может случиться в любой момент.

Условий, которые нужно учесть, масса, и состояние больного - только одно из них. Например, Зыряновск хорошо обеспечен оборудованием. И там ребенка могут оставить лечиться на месте, а другого с точно таким же диагнозом из Аксуата рискуют, но перевозят.

Перелет позволяет выгадать время. 10 часов на машине тяжелого больного везти невозможно, нет кислорода на такое время. А на вертолете пациента доставят быстро. Главное, чтобы его состояние позволяло перенести перепады давления и тряску. Если врачи решили, что больной нетранспортабелен, то к нему может выехать бригада, чтобы, например, сделать операцию на месте.

Нелетная погода

Иногда по показаниям нужно вывозить больного воздушным транспортом, но не получается. Препятствием становится непогода или... время суток. Нет у нас навигационного оборудования для ночных полетов, поэтому вечерние вызовы приходится откладывать. Отправляют на машине специалиста, который "держит" больного до утра. Машины у отделения хорошие, проходимые, оборудованные всем медицинским "нутром". А вот собственного вертолета нет, его арендуют. Редко, но бывает так, что все четыре вертолета заняты. Их могут арендовать и спасатели, и пожарные, и центр медицины катастроф, и акимат. Правда, медикам отдают приоритет.

- Был не так давно вечером вызов в Маканчи к беременной, - рассказывает Болат Кабидолдин. - Мы созвонились с вертолетной площадкой, там сказали, что вертолет завтра забирает акимат области. Через облздрав вышли на первого руководителя. Аким отменил свой полет, поехал на машине, а вертолет отдал нам.

Вертолетная перевозка - удовольствие недешевое. Но еще не было случая, чтобы полет за больным отменили из финансовых соображений. За последние три года число вылетов только возрастает.

- Дороже жизни человека ничего нет. Поэтому и создана такая сложная система, как сан­авиация, - говорит Болат Кабидолдин. - Обещают в этом году выделить вертолеты Алмате, Астане, ВКО и Атырау. Если выполнят обещание, тогда он будет стоять "привязанный", оснащенный медицинским оборудованием. А то мы каждый раз загружаем его. Все несем с восьмого этажа, а потом, после вылета, поднимаем обратно. Конечно, у нас нет "золотого часа", в который мы должны уложиться, как скорая помощь, больной уже в больнице под присмотром врачей, но все-таки драгоценное время теряется.

И все же есть риск, на который врачи идут сознательно. Например, вылет в нелетную погоду. В начале лета случилась трагедия с пятилетней девочкой в Маканчи - ожог 50-ти процентов поверхности тела. Там ей оказали максимальную помощь - вывели из шока. Но в районе она бы не выжила. В бурю, в грозу бригада врачей летела за ней два с половиной часа туда и столько же обратно. Это на самом деле страшно. Тем более, что еще остра боль потери: в марте 2010 года неподалеку от того же села Маканчи разбился Ми-8, перевозивший врачей санавиации. Тогда погибли все восемь человек, находившихся на борту.

В этот раз врачи полетели, несмотря на непогоду. Девочке должны сделать пересадку кожи, сейчас ее перевезли в Астану. Приезжали за ней уже столичные специалисты на своем транспорте. И это - тоже санавиация.

Всех не спасти

Мы не боги, говорят врачи сан­авиации. Результат зависит не только от них. Важно, чтобы решение обратиться за помощью было принято вовремя, а это напрямую связано с профессионализмом районных врачей.

- От их компетенции зависит, сможет ли специалист оценить ситуацию задолго до того, как случится катастрофа. К сожалению, мы нередко тушим пожар, - считает главный врач областной больницы Юрий Приходько.

С ним согласна и главный врач Центра матери и ребенка Рая Рахимова, тоже знающая работу санавиации не понаслышке.

- Конечно, мы хотим, чтобы все дети жили. Но всех мы все равно сюда не перевезем, здесь не разместим, - говорит Рая Жангалиевна. - Квалифицированные врачи должны быть на местах. Если этого захотеть и добиваться - это реально.

О многом врачи говорят только при выключенном диктофоне. Например, о том, что третий (областной) уровень оказания медпомощи не ставит целью спасти всех. О том, что перед выходными в санавиации обычно наплыв вызовов - районы страхуются, стараются отправить тяжелых в область. Чтобы при самом плохом исходе, так сказать, не портить отчетности. И что районные врачи при консультации иногда не могут понять - какие именно показатели состояния больного у них спрашивают. А потому не могут и вовремя оценить это самое состояние. Что две-три областные больницы не могут "потянуть" пациентов всей области. Врачи в них работают просто на износ.

И что для многих пациентов из районов помощь санавиации - это последний шанс на жизнь.

Также читайте