Школа выживания
Назрело
Конфликт между двумя десятиклассниками, по словам администрации СШ № 4, назревал уже давно. Мальчишки не раз пытались выяснить отношения, собирали для этого группы поддержки на улице. Это же подтверждают и в отделе образования - по их информации, полицейские еще 31 октября предотвратили на территории школы массовую драку учащихся.
- Накануне инцидента с одним из учеников у меня был разговор, - вспоминает директор школы Ольга Зюзь. - Андрей (имена подростков изменены — прим. YK-news.kz) сказал, что конфликт исчерпан, что они договорились.
Но на самом деле оказалось, что это не так. 14 ноября на перемене, используя, как говорят полицейские, малозначительный повод, два подростка развязали драку в школьном коридоре. У Ермека с собой оказался нож. Подросток ранил им Андрея в грудь, по счастливой случайности удар оказался неглубоким, парень остался жив.
- Когда это произошло, мы все были в таком потрясении, - продолжает Ольга Петровна. - Наш медик оказала Андрею первую помощь и вместе с ним поехала в больницу. Ермек также был в подавленном, шоковом состоянии.
С ног на голову?
В городском отделе образования нам сообщили, что после данного инцидента в школе проведели тщательную профилактическую работу как среди учащихся, так и среди педагогов, родителей школьников. Директору школы Ольге Зюзь объявили замечание.
Вот только родители пострадавшего подростка с таким исходом дела не согласны. По версии отца мальчика Александра Руденко, руководитель школы вообще пыталась снять с себя всяческую ответственность.
- Представляете, в школе посоветовали моему сыну, чтобы он сказал, что на банку упал дома и поэтому порезался! - негодует мужчина. - А теперь и вовсе школа делает моего сына виноватым во всей этой истории, якобы это он довел того пацана до крайности.
Возмущает отца Андрея и то, что директор школы не сообщила о произошедшем в полицию, не вызвала "скорую помощь" и самостоятельно отправила его сына в больницу на частной машине.
В отношении Ермека возбуждено уголовное дело, проводится расследование. Отец пострадавшего мальчика подал иск в суд на родителей обидчика сына, а также написал жалобу в прокуратуру. После случившегося родители Андрея решили подыскать для сына другую школу.
Нашли крайнего
В школе № 4 с претензиями родителей Андрея не согласны, хотя и разделяют их чувства.
- Я прекрасно их понимаю, сама мама, - говорит Ольга Зюзь, - но нельзя всю ответственность перекладывать только на наши плечи. Хотя я и не отрицаю, что есть и наша вина в том, что все это произошло именно в школе, что мы недосмотрели.
- Отец мальчика говорит, что в школе ему посоветовали сказать родителям, что на банку напоролся. Это правда?
- Какие глупости! Как я могла что-то скрыть, если от начала до конца рядом была школьный инспектор, она в первую очередь была в курсе, - отвергает обвинения директор.
Тот факт, что не была вызвана "скорая помощь", Ольга Петровна объяснила состоянием форс-мажора.
- Вы сами знаете, что такое дожидаться "скорую помощь", - комментирует она. - А Андрея нужно было скорее везти в больницу, поэтому отправили на своей машине. С ним поехали наш медик и учитель НВП.
А то, что не сразу сообщили родителям, так это, по версии директора школы, по просьбе Андрея, который очень переживал за реакцию отца и матери.
Сор из избы
Кто прав, а кто виноват, предстоит установить полицейским. У нас эта история также вызывает много вопросов. Если, как утверждают в отделе образования, их подчиненные все сделали правильно и не пытались скрыть информацию об инциденте, почему же о происшествии общественности стало известно случайно? Да что общественность! Руководитель областного управления образования Мадениет Ахметова и начальник департамента по защите прав детей Аркадий Исаев посетовали на недавней пресс-конференции, что… узнают о ЧП в школах из средств массовой информации.
Отчасти мы согласны с тем, что в подобных случаях негоже крайними делать учителей или руководство школы. Понятно, что в их компетенцию не входит воспитание учеников, это прерогатива родителей. Если те что-то упустили, пестуя свое чадо, то пусть несут за это ответственность.
Важно другое. У школы должен быть отлаженный механизм действий на случай ЧП, конкретный план, обязательный к исполнению. Мы попросили отдел образования ознакомить нас с ним, если он имеется. Но информации на этот счет мы не получили. Может быть, "сценария действий при ЧП" просто нет?
Но надо отметить, что и без этой "шпаргалки" школы неплохо обходятся. К примеру, в той же СШ № 4 сразу после драки школьный инспектор предусмотрительно взяла письменную объяснительную у ошарашенной мамы Андрея, в которой она отказывалась от каких-либо претензий к школе и тому ученику, который ударил ее сына ножом. Спрашивается, для чего это делать до начала расследования? Волей-неволей согласишься с предположением папы, что школа хотела "замять поскорей".
Права дороже
За безопасность детей в школе, кроме руководителя учреждения, отвечают еще две штатные единицы: охранник, если таковой имеется, и собственно школьный инспектор. По данным департамента внутренних дел области, все школы региона (их несколько сотен) курируют всего 168 полицейских. Кадров, признаются в ДВД, не хватает.
При этом, если верить ведомству, на школьных инспекторов возлагается вся работа по предупреждению преступности среди несовершеннолетних: не только с учащимися, но и с их родителями. Не нам судить о работе школьных инспекторов, но едва ли учащиеся вспомнят, как зовут того человека в форме, которого они периодически видят в школе. Про авторитет школьных инспекторов вообще лучше промолчим. То, что дети практически не обращаются ни к школьному психологу, ни к инспектору, - уже показатель.
Значит, нужны другие способы обеспечить безопасность в учебном заведении. Мы спросили у начальника отдела образования Александра Кузнецова: не пора ли вводить досмотр личных вещей учащихся или ставить на входе в альма-матер металлоискатель?
- Это нарушит права детей, - ответил он.
Взамен главный педагог города посоветовал школам усилить дежурства и смотреть в оба, чтобы не повторить ошибок.