О тайном визите представителей МАГАТЭ, банке ядерного топлива и урановой дружбе трех государств

2 сентября 2013, 8:45
Сейчас читают:

Новость о поставке на Ульбинский металлургический завод 18 тонн "американских ядерных отходов", что называется, прилетела вдогонку к той, что будоражила общественное сознание на прошлой неделе. Тогда американские журналисты поведали на страницах именитой газеты "The New York Times" про урановые залежи, якобы обнаруженные ими на Семипалатинском ядерном полигоне. Надо отметить, что казахстанские СМИ, растиражировавшие новость, приписали первоисточнику мысль о том, что ВКО может стать мишенью террористов. Хотя в "Таймс" речь об этом не шла. И вот очередная информационная петарда - Япония с согласия Америки намерена слить Усть-Каменогорску свои радиоактивные отходы.

Слышали звон

Скандальное сообщение появилось 26 августа. Официальный представитель Национального управления ядерной безопасности США Джош Макконаха сообщил корреспонденту ИТАР-ТАСС, что Америка одобрила передачу из Японии в Казахстан 18 тонн американских ядерных отходов для переработки в топливо для АЭС.

Первое, на что мы обратили внимание, это на источник данного сообщения. Об урановой сделке между тремя государствами извещает уральское подразделение ИТАР-ТАСС. С какой стати, подумали мы, россиянам, причем далеко не из центрального СМИ, писать о делах Казахстана?

Впрочем, новость тут же была скопирована большинством отечественных информагентств. Комментарии сограждан не заставили себя ждать. Уже через пару часов Усть-Каменогорск стараниями интернет-общественности превратился, образно говоря, в ядерную могилу.

Примечательно, что на весь этот информ-хаос представители уполномоченных госорганов смотрели молча.

Нам же нестройную толпу комментаторов захотелось поддержать лишь в одном. Почему о подобных вещах граждане нашей страны, особенно восточноказахстанцы, узнают из третьих уст? А главное - хотелось понять, что на самом деле происходит?

Письмецо в конверте

Поводом же к провокационному сообщению послужил документ, опубликованный в вестнике правительственных документов США "Федерал реджистер". Мы нашли оригинал этого соглашения и ознакомились с его содержанием. Итак, речь идет главным образом о сотрудничестве между правительством США, Японии и Казахстана в области использования ядерной энергии в мирных целях. Далее источник ссылается на ранее заключенные международные соглашения, подтверждая тем самым, что намерения у сторон более чем серьезные.

Суть же заключается в том, что Япония, закупая для своих атомных станций специальный материал у американских компаний, в последнее время просто "зашивается", не успевает переработать сырье в топливо для АЭС. Жалуясь на ограниченные технические возможности и с согласия компетентных органов США, Япония просит Казахстан помочь ей в этом нелегком деле. Тем более, что АО "УМЗ" имеет богатый опыт.

Обычная работа

Журналисты поторопились с формулировкой "ядерные отходы", заявляют на самом предприятии. Пресс-служба АО "УМЗ" пояснила, что на самом деле речь идет не о ядерных отходах, а об урансодержащих материалах, так называемых скрапах.

Именно этот материал, отметили на УМЗ, перерабатывается в порошок - диоксид урана, который позже используется АЭС.

Опоздали СМИ и с информационным поводом. Соглашение о переработке материалов для японской компании "Nucler Fuel Industries" было подписано еще 30 ноября 2009 года, информирует пресс-служба предприятия. С тех пор УМЗ уже не раз выполнял подобные заказы. В рамках этого же соглашения последняя партия в количестве пяти тонн урансодержащего материала была доставлена на УМЗ в июне этого года. И работы, говорят на заводе, хватит до начала следующего года.

Руководство предприятия утверждает, что поводов для беспокойства у общественности нет. То, что сейчас происходит между УМЗ и Японией, называется международным партнерством, скрепленным десятком статусных соглашений. А для самого завода - обычным производственным циклом с загрузкой простаивающих мощностей, а персонала – работой.

Что касается информационной пропаганды, то в данном случае деловые отношения вряд ли будут интересны общественности, считают на УМЗ, поскольку это не влечет создание новых производств, способных влиять на окружающую среду.

Банк жил, банк жив...

В Центре экологической безопасности на международные производственные отношения АО "УМЗ" с остальными ядерными державами смотрят прозаично. Мол, ничего особенного, "почтовый" просто выполняет свою работу. Куда любопытнее выглядит новость про Банк ядерного топлива (БЯТ). По данным руководителя центра Геннадия Корешкова, намедни в Усть-Каменогорск приезжали господа из МАГАТЭ. В сопровождении представителей облакимата, санэпиднадзора и управления природных ресурсов комиссия посетила Ульбинский металлургический завод.

- Нас тоже пригласили, - комментирует Геннадий Леонидович. - На предприятии мы осмотрели здание, в котором предполагается разместить данный объект. Это большое здание длиною 150 метров. Представители МАГАТЭ высказали дополнительные требования к этому сооружению. Нужно повысить сейсмоустойчивость, провести отвод земли, чтобы участок принадлежал МАГАТЭ, сделать дополнительные боксы для хранения контейнеров в случае их возможной разгерметизации.

- Почему СМИ не пригласили на эту встречу?

- Не знаю. Любопытно вот что: на все эти мероприятия требуются средства, а источник финансирования не определен. На правительственном уровне так и не принято соглашение о создании на базе УМЗ банка хранения низкообогащенного урана. Проект есть, соглашения нет.

- Вас для чего приглашали: спрашивали мнение?

- Нет, у нас ничего не спрашивали. Вообще создание БЯТ никаких опасностей для Усть-Каменогорска не предвещает, кроме чисто гипотетической. Террористы там нападут или метеорит на это место упадет... Но, с другой стороны, ничего, кроме международного имиджа, это городу не принесет: ни налогов, ни прибыли.

И эти туда же

Представители науки и здравоохранения в этой ядерно-урановой истории занимают почти нейтральную позицию. В прошлом заместитель директора НИИ радиационной медицины и экологии, ныне заместитель главного врача областной больницы Борис Галич считает, что шумиха вокруг ядерной темы заслоняет собой реальные проблемы, с которыми наши граждане сталкиваются ежедневно.

- Смысл в том, что на завод будет привезено определенное количество уранового сырья, которое будет обогащено для того, чтобы превратить его в топливо, - говорит он. - Я, как специалист, не вижу в этом событии особого вреда.

Куда страшнее, по словам врача, выглядят радиационные пятна, коих по городу и области великое множество. Достаточно вспомнить фонящую горку напротив ВКГТУ. Здесь радиационный фон превышает норму в тысячу раз.

Ученый также выражает уверенность, что с запуском антиядерных программ в ВКО усилится и радиационный контроль в городе.

Что же касается влияния радиации на здоровье человека, то, по предварительным данным Бориса Галича, из тысячи умерших от рака восточноказахстанцев только у одного заболевание было вызвано радиационным заражением.

Анастасия Куприянова

Также читайте