Что изменится в жизни казахстанцев с 2026 года?

13 часов назад
Сейчас читают:

С 1 января 2026 года в Республике Казахстан вступает в силу новый Налоговый кодекс. Его появления с тревогой ждали и бизнесмены, и рядовые граждане, разбирающиеся в бухгалтерии. Сбылись ли с принятием нового кодекса опасения и надежды, которые высказывались при обсуждении?

Что ждёт нас всех?

Разработка нового Налогового кодекса стала необходимостью в условиях меняющейся экономики, цифровизации, расширения социальной политики и стремления к справедливому перераспределению налоговой нагрузки. Последний масштабный пересмотр налогового законодательства проводился более десяти лет назад, и с тех пор накопилось множество проблем — от запутанности налоговой системы до роста теневой экономики.

— Это было поручение главы государства в части упрощения налогового администрирования, — комментирует руководитель управления разъяснительной работы и контакт-центра департамента государственных доходов по ВКО Гульмира Сабралимова. — Это было сделано. Улучшились многие налоговые нормы.

Редакция подготовила краткий обзор изменений — с разъяснением, как было раньше, что изменится и что это значит лично для вас.

Повышение НДС

Что изменилось:

С 2026 года базовая ставка налога на добавленную стоимость (НДС) составит 16 процентов.

Как было:

С 2009 года действовала ставка 12 процентов.

Что это значит:

НДС включён в стоимость почти всех товаров и услуг. Логично будет предположить, что повышение отразится на ценах, особенно в розничной торговле и сфере услуг.

Снижение НДС на лекарства и медицину

Что изменилось:

На лекарства и медицинские услуги вводятся пониженные ставки: 5 процентов в 2026 году, 10 процентов — в 2027 году.

При этом освобождаются от НДС реализация и импорт лекарственных средств, оказание медицинских услуг в рамках ГОБМП и ОСМС, а также лечение социально значимых заболеваний по перечню, определяемому Правительством РК.

Как было:

12 процентов — общая ставка на всё. При этом действовало освобождение оборота по реализации лекарственных средств любых форм, которые были в утвержденном перечне и на оказание медицинской помощи.

Что это значит:

Возможно, медицинская помощь и лекарства подорожают меньше, чем другие товары.

Освобождение от НДС в социальной сфере

Что изменилось:

Не облагаются НДС:

  • Услуги по гарантированному объёму бесплатной медпомощи (ГОБМП) и ОСМС.
  • Лечение социально значимых заболеваний.
  • Печатные книги.
  • Археологические работы.

Что это значит:

Можно предположить, что гарантированный государством объём медпомощи останется бесплатным, а книги и культура — доступными.

Понижен НДС для печатных СМИ

Что изменилось:

НДС снижен до 10 процентов для газет и журналов.

Как было:

12 процентов

Что это значит:

Возможно, печатные СМИ будут дорожать не так быстро. К сожалению, НДС – не единственное, что влияет на цену газет и журналов.

Снижение порога регистрации по НДС

Что изменилось:

Теперь бизнесмены обязаны регистрироваться как плательщики НДС при обороте от 10 000 МРП (около 40 миллионов тенге).

Как было:

Порог был в 20 000 МРП (около 78,6 миллиона тенге).

Что это значит:

Многие малые предприниматели теперь будут обязаны платить НДС. Это может привести к росту цен и дополнительной нагрузке на ИП. Правда, при этом те, кто перешёл на специальные налоговые режимы, не будут платить НДС.

Освобождение пенсий от налога

Что изменилось:

Пенсии из ЕНПФ освобождаются от индивидуального подоходного налога (ИПН). Будут освобождаться от ИПН пенсионные выплаты и единовременные пенсионные выплаты из ЕНПФ.

Как было:

С единовременных выплат удерживался ИПН в размере 10 процентов.

Что это значит:

Пенсионеры будут получать выплаты в полном размере, без налоговых вычетов.

Снижение транспортного налога на старые авто

Что изменилось:

Ставки снижены для автомобилей старше десяти лет. При исчислении налога по легковым автомобилям, у которых срок эксплуатации превышает 10 лет, применяется поправочный коэффициент - 0,7, свыше 20 лет – 0,5.

Как было:

Налог зависел от объёма двигателя, возраст роли не играл.

Что это значит:

Владельцам старых машин станет дешевле оплачивать транспортный налог.

Увеличение налогового вычета для лиц с инвалидностью первой, второй группы

Что изменилось:

Вычет увеличен до 5000 МРП (почти 20 миллионов тенге в год).

Как было:

882 МРП (около 3,5 миллиона тенге).

Что это значит:

Люди с инвалидностью смогут сократить налогооблагаемый доход и платить меньше налогов. Это будет большая помощь для этой категории граждан.

Упрощение налоговой системы

Что изменилось:

  • Упразднён единый земельный налог. Налог будет платиться в виде ИПН крестьянскими фермерскими хозяйствами, применяющими специальные налоговые режимы.
  • Исключена плата за пользование лицензиями на занятие отдельными видами деятельности, сокращено количество форм налоговой отчетности на 30 процентов.
  • Осталось всего три специальных налоговых режима: для самозанятых, по упрощённой декларации, для фермеров.

Как было:

Семь специальных налоговых режимов.

Что это значит:

Меньше путаницы, легче разобраться. Особенно это важно для малого бизнеса и сельхозпроизводителей.

Мобильное приложение для самозанятых

Что изменилось:

Самозанятые смогут рассчитывать и уплачивать налоги через мобильное приложение. Налоговая отчетность отсутствует, расчет на основании чеков мобильного приложения ежемесячно. Социальные платежи – 4  процента. Вправе применять физические лица, не являющиеся ИП.

Как было:

Нужна была регистрация ИП. Всё нужно было делать вручную или через портал eGov.kz.

Что это значит:

Теперь можно будет оплатить налоги в два клика — просто и без ошибок.

Разные ставки корпоративного налога

Что изменилось:

  • Общая ставка — 20 процентов.
  • Банки и игорный бизнес платят по 25 процентов.
  • Организации социальной сферы — 5 процентов (с 2026 года), 10 процентов (с 2027 года)
  • Сельхозтоваропроизводители —  3 процента.

Как было:

Для всех по 20 процентов (производители сельхозпродукции – 10 процентов).

Что это значит:

Бизнесу с высокой прибылью (банки, казино) придётся платить больше.

Прогрессивный индивидуальный подоходный налог

Что изменилось:

  • Доходы граждан выше 8 500 МРП в год (около 34 миллионов тенге) облагаются по ставке 15 процентов.
  • Дивиденды и доходы предпринимателей на общеустановленном порядке выше 230 000 МРП — тоже 15 процентов (дивиденды по доходам до 230000 МРП - ставка 5 процентов).
  • Крестьянские или фермерские хозяйства вправе уменьшить на 70 процентов сумму индивидуального подоходного налога с доходов по производству и реализации, переработке  сельскохозяйственной продукции собственного производства.

Как было:

10 процентов для всех.

Что это значит:

Обычные граждане не почувствуют изменений, а те, кто зарабатывает больше — будут платить больше.

Налог на роскошь

Что изменилось:

Вводится дополнительный акциз 10 процентов на следующие товары:

  • Машины дороже 75 миллионов тенге (легковые автомобили стоимостью свыше 18000 МРП).
  • Яхты — от 100 миллионов тенге (суда и воздушные суда стоимостью свыше 24000 МРП).
  • Дорогой алкоголь (от 500 тысяч тенге за литр).
  • Сигары (от 10 000 тенге за штуку).

Также повышается налог на имущество, если совокупная стоимость объектов недвижимости превышает 450 миллионов тенге.

Как было:

Роскошь облагалась по обычным ставкам.

Что это значит:

Это не затронет большинство граждан, а обеспеченные люди заплатят больше.

Мягкий подход

Что изменилось:

  • Камеральный контроль — переориентирован с выявления нарушений на выявление расхождений.
  • При мелких задолженностях не будут блокировать счета.
  • Введены отсрочки и рассрочки.
  • Все меры будут применяться поэтапно, в зависимости от суммы долга (до 20 МРП – направление извещения и начисление пени, более 20 МРП – уведомление, начисление пени, блокировка счетов, более 45 МРП – все меры взыскания).

Как было:

Счета могли быть заблокированы даже при небольших долгах (по налогам свыше 6 МРП налогоплательщиков с высокой и средней степенью риска).

Что это значит:

Госорганы больше не будут действовать жёстко и неожиданно. Это защита малых и честных налогоплательщиков.

Опасения и реальность

Перед утверждением нового Налогового кодекса казахстанское бизнес-сообщество высказывало целый ряд опасений. Некоторые из них оказались оправданными, другие — нет. Итак, что из ожидаемого, похоже, сбывается?

Повышение налоговой нагрузки. Бизнес боялся, что налоговая нагрузка возрастет, особенно для среднего и крупного бизнеса. В итоге введены прогрессивные ставки ИПН и повышенные ставки КПН, а порог регистрации по НДС снижен. Значит, больше малых компаний обязаны стать плательщиками НДС.

Усиление фискального контроля. Опасения касались избыточного контроля со стороны налоговых органов, в том числе блокировки счетов и камеральных проверок. В итоге камеральный контроль сохранён, но он теперь имеет предупредительный характер. Это уменьшает риски внезапных блокировок, но не устраняет фискальное давление полностью.

Администрирование НДС. Бизнес волновало усложнение документооборота по НДС, особенно после снижения порога регистрации. В итоге для микробизнеса это действительно может быть сложностью. Но переходный период и цифровизация должны будут смягчить удар.

А какие опасения не сбылись?

Массовый отказ от льгот и специальных режимов. Бизнес опасался, что будут отменены все спецрежимы и налоговые преференции. В итоге спецрежимы не отменены, а оптимизированы: их теперь три, и они стали проще. Льготы сохранены для социальных организаций, сельхозпроизводителей, самозанятых граждан, ценных бумаг и переработки сырья.

Отмена всех налоговых вычетов. Волновало, что социальные и индивидуальные налоговые вычеты сократятся или исчезнут. Напротив, вычеты расширены, особенно для социально уязвимых категорий — например, для людей с инвалидностью.

В итоге бизнес может получить некоторые выгоды. Более понятна структура налогов — их стало меньше, многие объединили. Цифровизация расчётов особенно выгодна самозанятым, которые теперь смогут уплачивать налоги через мобильное приложение. Есть льготы и снижение ставок для социально значимых отраслей (медицина, сельское хозяйство, образование, культура). Смягчение фискального давления на микробизнес за счёт упрощения проверок и переходных периодов.

Но могут быть и потери. Это рост налоговой нагрузки для части крупного бизнеса, дополнительные затраты на переход к новым ставкам и на адаптацию IТ-систем. Обязательная регистрация по НДС для малого бизнеса, превышающего 40 миллионов тенге оборота в год.

А что в итоге изменения налогового законодательства может получить государство?

Начнём с очевидных выгод. Ожидается рост собираемости налогов за счёт охвата новых категорий налогоплательщиков. Увеличатся поступления в бюджет за счёт прогрессивных ставок и налогообложения роскоши. Система станет прозрачнее — за счёт цифрового администрирования. Следовательно, может уменьшиться количество теневых операций. Возможно, произойдёт стимулирование инвестиций в фондовый рынок и переработку сырья.

Но принятые изменения могут содержать также потенциальные риски. Если администрирование НДС окажется сложным для микропредприятий, это может вызвать уход части бизнеса "в тень".  Возможно недовольство бизнеса, если система окажется перегруженной требованиями отчётности. В переходный период возрастёт нагрузка на налоговые органы,  особенно при адаптации к новым ставкам и упрощённым спецрежимам.

Оправдают ли плюсы от реформы те вероятные минусы, которые могут проявиться в процессе реализации? Увидим, когда система заработает.

Ирина Плотникова

Также читайте