Могут ли жители ВКО прогреть авто зимой за пять минут?

6 часов назад
Сейчас читают:
Могут ли жители ВКО прогреть авто зимой за пять минут? Могут ли жители ВКО прогреть авто зимой за пять минут?
Могут ли жители ВКО прогреть авто зимой за пять минут?
Фото Елена Бредихина

По закону в Казахстане запрещена стоянка автомобиля во дворах с работающим двигателем. Прогревать машину можно не более пяти минут. Водители говорят, что в условиях нашей зимы этого времени недостаточно, передает YK-news.kz.

За прогрев двигателя дольше пяти минут в Казахстане предусмотрен штраф по статье 597 КоАП РК в размере 5 МРП (19 660 тенге в 2025 году), а при повторном нарушении 10 МРП (39 320 тенге).

Сотрудники СТО, с которыми мы побеседовали, не в восторге от этой нормы. Они считают, что пятиминутный прогрев достаточен зимой при температуре не ниже -2℃. Но для ВКО нормой являются зимние температуры -30℃ и ниже. А короткий прогрев не только вредит машине, но и может подвести водителя под штраф по другой статье.

— Если на улице сегодня было минус два, а завтра  минус 20, ваши стёкла просто покроются инеем, — поясняет автомеханик. — Согласно правилам, если стекло плохо прочищено, вы на дорогу не имеете права выезжать. Законы противоречат друг другу. Когда стекло затянуло инеем, как его чистить? Царапать? Только прогревать. Сейчас современные новые двигатели прогреваются не менее 15 минут. За 25 минут только начинают размораживаться затянутые стёкла. И потом, есть машины с разной топливной системой. Карбюраторные двигатели греются дольше и с большими оборотами: старые «Жигули», ГАЗели. У инжекторных машин подсос автоматический, за счёт температурного датчика. Пока не поднимется температура в двигателе, обороты не сбрасываются. Заводские настройки ты никакими законами не изменишь. Потому что иначе идёт нагрузка на коробку-автомат. Машину будет невозможно удержать на тормозе, пока она не прогретая. Пять минут достаточно, если машина стоит в тёплом паркинге. В наших условиях эта норма нереальная.

Кроме того, бывают разные ситуации, которые, по мнению наших собеседников, необходимо учитывать при наложении штрафа. Возможно, у человека просто нет иного выхода?

— Одно дело, если такси подъехало во двор, ждёт пассажира, а двигатель молотит, — выражает мнение автомеханик. — У него машина прогретая. Вот его можно штрафовать. Бывает, машина неисправна, газует, мастер её смотрит. Уехать невозможно. Наверное, тоже снисхождение должно быть?

Вызывает некоторое удивление внезапно возросшая актуальность этой темы. Ведь на самом деле эта норма вовсе не является нововведением и действует уже более 20 лет.

— В соответствии с подпунктом 5 пункта 88 Правил дорожного движения запрещается стоянка механических транспортных средств с работающим двигателем в населенных пунктах, если это создает неудобства жителям, — поясняет начальник департамента полиции ВКО Ерлан Омарбеков. — Аналогичное требование имеется в подпункте 4 пункта 122 главы 17 ПДД.

Есть вероятность, что казахстанцы стали больше обращать внимание на этот запрет после того, как в первые дни нового года вопрос об обоснованности этих штрафов подняли в кулуарах Сената. Ответ депутатам дал бывший заместитель министра внутренних дел Марат Кожаев. Он пояснил, что эта норма далеко не новая и направлена на оздоровление воздушного бассейна в городах. Впрочем, по словам экс-замминистра, штраф угрожает не всем водителям, а только тем, на кого пожалуются. И при условии, что их вина будет доказана.

— Для привлечения нарушителей к ответственности требуется видеофиксация продолжительностью свыше пяти минут с указанием госномеров, даты и времени, — отвечает Ерлан Омарбеков. — Ввиду отсутствия в норме особенных положений, при наложении взыскания температура наружного воздуха и конструкция транспортного средства не учитываются.

Мы писали, что в Усть-Каменогорске житель одной из многоэтажек утром выходит во двор и снимает на видео автомобили, оставленные на прогрев. Потом обращается в полицию.

«Всего на канал 102 поступило три жалобы от одного заявителя. Автовладельцев привлекли к ответственности», — сообщили в пресс-службе ДП ВКО.

Очевидно, что активное применение этой нормы в отношении водителей может вызвать настоящие «соседские войны». Впрочем, парламентарии могут пересмотреть спорную норму.

Также читайте