В 2024 году в Усть-Каменогорске на 40 процентов увеличилась смертность от туберкулёза
По итогам первого полугодия нынешнего года Управление здравоохранения ВКО констатирует тревожную ситуацию по туберкулёзу. С этим диагнозом в ВКО скончались десять человек. Почему эта болезнь продолжает убивать наших сограждан, рассказывает заведующая организационно-методическим отделом Восточно-Казахстанского областного фтизиопульмонологического центра Гульжан Сейтахматова.
В старину туберкулёз, который тогда называли чахоткой, считался болезнью смертельной. Такими же смертельными были чума и оспа. Но эти инфекции сегодня побеждены. А туберкулёз остаётся с нами до сих пор. Почему его не удаётся победить даже при современном уровне медицины?
— Туберкулёз — инфекционное заболевание, возбудитель которого передаётся от больного человека к здоровому по воздуху: при дыхании, разговоре, чихании, пении. Заражение может произойти где угодно: в магазине, транспорте, любых местах скопления народа, в камерах уголовно-исполнительной системы. По нашим наблюдениям, самый частый путь заражения — это родственный контакт, когда человек заражается туберкулёзом от близких людей. Если ВИЧ-инфекция, к примеру, передаётся при половом контакте или через инъекции, теоретически можно уберечься. А от воздушной инфекции никто не застрахован. Микобактерию туберкулёза называют второй "суперинфекцией" после ВИЧ. Она очень быстро приспосабливается к меняющимся условиям и применяемым против неё препаратам.
А как туберкулёз проявляется? В книгах и фильмах мы видим чахоточных больных, которые кашляют кровью. Но ведь эта болезнь поражает не только лёгкие?
— Туберкулёз поражает все органы, кроме волос и ногтей. Могут пострадать глаза, почки, центральная нервная система, мозговые оболочки. Туберкулёз глаз выглядит как незаживающий конъюнктивит, то есть офтальмологи лечат его без результата. А когда берётся мазок для лабораторных исследований, выявляется палочка Коха.
В основном эта болезнь поражает людей трудоспособного возраста — от 20 до 64 лет, если по каким-то причинам происходит ослабление иммунной системы. Частая история — это туберкулёз на фоне сахарного диабета. Онкобольные тоже подвержены, потому что они при химиотерапии получают препараты, которые подавляют иммунитет. ВИЧ-инфицированные, больные гепатитом, всеми аутоиммунными заболеваниями. Пожилые люди тоже в группе риска.
Туберкулёз никого не щадит. Но наиболее часто ему подвержены те слои населения, которые принято называть асоциальными: безработные, бомжи, наркоманы, мигранты, бывшие заключённые. У нас в течение двух лет на специальном контроле лица, освободившиеся из мест лишения свободы. Естественно, что у всех этих групп снижен иммунитет, питания полноценного нет, жилищные условия плохие. Имейте в виду, что туберкулёзная инфекция — палочка Коха сидит в каждом из нас. Но заболевают не все.
Внешний признак туберкулёза — худоба. Вообще резкая потеря веса может быть симптомом разных заболеваний, в том числе онкологии, ВИЧ. Кашель, который продолжается дольше двух недель, длительная температура в пределах до 38 градусов, слабость, ночной пот, прожилки крови в мокроте. Это всё сигналы, что надо немедленно обращаться к врачу.
Гульжан Сейтахматова: "Сегодня человек не должен умирать от туберкулёза!"
И как защититься от этой супербактерии? Или она настолько всемогущая, что действенных способов не существует?
— Этикет кашля никто не отменял. Защитой является масочный режим в период распространения респираторных инфекций. Но главная защита — это профилактика, которая начинается с рождения — вакцинация БЦЖ. Сейчас молодёжь под влиянием религиозных воззрений и статей в интернете стала отказываться вакцинировать своих детей. Это очень плохо. Новорожденный выходит стерильным. У него нет никакой защиты. Дети "хватают" болезнь от взрослых.
Невакцинированные дети заболевают более тяжёлыми генерализованными формами тубёркулёза (распространение очагов болезни по всему организму человека — прим. ред.). Непривитый человек, если ему посчастливилось не заболеть в детстве, может заболеть позднее, когда вырастет. В этом году мы привили в родильных домах 4 236 малышей. Не привиты по причине медицинского медотвода 58 детей, из-за отказов родителей — 35.
БЦЖ в младенчестве — это первичная профилактика. Потом идёт ревакцинация в школьные годы. А дальше ежегодные профилактические осмотры, которых многие избегают: флюорография, Манту, диаскин-тест — это туберкулинная диагностика. Врач-фтизиатр ставит пробу, потом оценивает ее результат. И в этот момент мы узнаём, что у человека в организме скрыто протекающее инфицирование. Это ещё не болезнь. Это та почва, на которой при определённых условиях может развиться заболевание. За шесть месяцев 2024 года было сделано 23 683 пробы Манту. Таким образом было выявлено два случая туберкулёза. Провели флюорографию среди групп с высоким риском — 28 155 человек. Выявили 84 случая заболевания.
Когда мы обнаруживаем скрытый туберкулёзный процесс, подключается профилактическая терапия. Есть специальные препараты, которые дают 98-процентную гарантию того, что пролеченный человек, столкнувшись в дальнейшем с туберкулёзным агентом, уже не заболеет. Оставшиеся два процента могут заболеть, но перенесут в лёгкой форме.
Важно, чтобы человек ответственно подходил к своему здоровью и ежегодно проходил профосмотр. В ходе этого осмотра выявляются изменения в лёгких. Это может быть не только туберкулёз, но и онкология. Если такое образование выявлено, человека тут же направляют на исследование мокроты генно-молекулярным методом, который в течение двух часов показывает, есть туберкулёз или нет. Если это туберкулёз, мы приступаем к лечению.
Туберкулёзные больные, которые не выделяют бациллы, проходят лечение амбулаторно. Форма туберкулёза, чувствительная к лекарствам, лечится в относительно короткие сроки. Опасны для окружающих больные с открытой формой туберкулёза, то есть люди с легочной формой, которые выделяют в пространство микобактерии. Также представляют опасность люди с лекарственно нечувствительной формой туберкулёза.
А откуда берётся лекарственно устойчивая форма болезни? Это какие-то особые бактерии?
— Не совсем. Вот мы выявили у пациента заболевание, начали его лечить. Он по каким-то причинам прервал лечение. Во время этого перерыва микобактерии, которые мы не добили, формируют устойчивость к тем препаратам, которые больной получал. А когда мы его снова берём на лечение, эти лекарства на него уже не действуют. Микобактерия туберкулёза очень "умная". Она быстро мутирует, приспосабливается. Поэтому так важно от начала до конца пройти весь курс противотуберкулёзного лечения.
У нас есть случаи, когда человек, который никогда не болел и не лечился у нас, заболевает лекарственно устойчивыми формами туберкулёза. Это значит, что человек, который его заразил, сам имел лекарственно устойчивую форму. Его бактерии уже мутировали.
А по каким причинам люди обычно прерывают лечение?
— Оно ведь довольно тяжёлое. Человек длительное время ежедневно принимает препараты. В организме копится интоксикация. Для сравнения, при онкозаболевании человек день-два получает химиопрепараты, потом неделю отдыхает. А у нас 20 месяцев надо принимать сложнейшее лечение. Это тяжело физически. И как только человек чувствует себя лучше, он бросает лечиться, думая, что теперь всё будет хорошо. Но будет только сложнее.
Сейчас нормативно-правовые документы дают нам возможность держать у себя лиц без определённого места жительства. В противном случае их сложно лечить. Они нигде не прикреплены, не имеют жилья и полноценного питания. Мы помещаем их в стационар, кормим, выхаживаем. Но потом возникает вопрос: дальше что? А дальше их подхватывают наши партнёры — неправительственные организации, которые следят за тем, чтобы человек не отрывался от лечения. Государство оказывает социальную помощь. Это важно. Ведь больной длительное время не работает, у него нет возможности калорийно питаться. Он не может элементарно доехать до поликлиники и взять препараты. А это нужно делать ежедневно. В этом году социальная поддержка на период лечения оказывается у нас 374 пациентам, это стопроцентный охват. Для сравнения, в прошлом году охвачены были 78,8 процента всех пациентов.
И всё же пульмонологи говорят, что в нашей области ситуация по туберкулёзу пока характеризуется как эпидемия?
— Да. ВОЗ оценивает эпидемиологическую ситуацию по распространённости туберкулёза. Это сумма новых случаев и рецидивов. У нас в первом полугодии этот показатель составляет 23,7 случая на 100 тысяч населения. Эпидемия считается побеждённой, когда это распространённость снижается до десяти случаев на 100 тысяч человек. В Казахстане пока нет региона с такими показателями, но есть регионы, где ситуация ещё хуже, чем у нас. "Чемпионы" тут Кызылординская область и область Улытау — 29,3 случая на 100 тысяч населения.
Но у нас в стране выстроена очень правильная система лечения, которая даёт свои результаты. В 2015 году по ВКО распространённость составляла 101 случай на 100 тысяч, 746 человек. Заболеваемость тогда составляла 65,9 случая на 100 тысяч — 469 человек. В первом полугодии 2024 года у нас распространённость — 193 человека, заболеваемость — 155 человек.
А чем был вызван скачок смертности от туберкулёза, который произошёл в нынешнем году?
— У нас в этом году умерли десять человек с туберкулёзом. Среди них были люди, которые никогда в жизни не состояли у нас на учёте. Но при вскрытии посмертное исследование показало, что у них наряду с другими заболеваниями был туберкулёз. У двоих из десяти умерших причиной смерти было наличие другой суперинфекции — ВИЧ. Они умерли от четвёртой клинической стадии СПИДа. У двоих был туберкулёз плюс сахарный диабет. Гепатиты В и С, цирроз печени, поражение центральной нервной системы в результате употребления алкоголя. Из этих десяти человек один два года не проходил флюорографию, остальные — от трёх до десяти лет. Получается, что эти люди просто не наблюдались в поликлинике, не обращались за медицинской помощью. Двое из них были пенсионерами, остальные — безработные, двое — бомжи. Практически все страдали алкоголизмом. Они не занимались своим здоровьем. Хотя туберкулёз — это социально значимое заболевание. Его лечат в нашей стране бесплатно. Волонтёры из неправительственных организаций помогают нам привлечь к лечению асоциальный контингент. Но они работают с теми, кого взяли на учёт медицинские организации. А о некоторых из этих людей вообще никто не знал.
Сегодня туберкулёз излечим. В 2018 году Генассамблея ООН поставила задачу преодолеть эпидемию туберкулёза в мире к 2030 году. Благодаря поддержке глобального фонда "Стоп ТБ" наша область имеет все методы диагностики и лечения, которые применяются в развитых странах. Республика закупает дорогущие препараты, которые выдаются больным бесплатно. Сейчас мы начали вылечивать даже хроников. За семь месяцев текущего года 229 из 380 больных у нас успешно излечились. Мы продолжаем их наблюдать и только через три года после многих исследований снимаем с учёта. Сегодня при наличии всего нашего арсенала человек не должен умирать от туберкулёза!
Ирина Плотникова
Фото пресс-службы фтизиопульмонологического центра