В ВКО подвели итоги антимонопольной деятельности за год
В Региональной службе коммуникаций Восточно-Казахстанской области состоялась пресс-конференция, на которой подвели итоги работы департамента Агентства по защите и развитию конкуренции РК по ВКО за 2025 год. Итоги оказались не просто статистикой, а наглядным срезом того, как государство вмешивается в рынок, когда конкуренция дает сбой.
Монопольные цены под прицелом
Одним из самых резонансных кейсов года стало антимонопольное расследование в отношении АО «Аэропорт Усть-Каменогорск». Компания установила монопольно высокую цену на авиационное топливо.
— Решением специализированного суда от 1 декабря 2025 года предприятие привлечено к административной ответственности — с наложением штрафа и изъятием монопольного дохода. Решение суда пока не вступило в силу, — сообщила руководитель Департамента Сауле Бакберген. — В настоящее время в производстве находится еще одно подобное расследование — по «Восточно-Казахстанскому областному центру психического здоровья».
Всего за год Департамент привлек к ответственности шесть субъектов рынка. Общая сумма штрафов составила 10,1 миллионов тенге, и еще 10 миллионов тенге было конфисковано как незаконно полученный доход.
На фоне обсуждений возможного роста цен на уголь антимонопольный орган вынес два официальных предостережения — это превентивная мера, призванная охладить ценовые аппетиты участников рынка.
Где конкуренции не хватает
В течение года специалисты провели 17 анализов товарных рынков: от топливно-энергетического комплекса и железнодорожных перевозок до образования, ритейла и социально значимых продуктов питания. Итог оказался тревожным: во многих районах Восточно-Казахстанской области уровень конкуренции по-прежнему остается низким.
Чтобы не доводить ситуацию до штрафов, департамент активно использовал механизм антимонопольного комплаенса. В 2025 году было заключено 18 соглашений с поставщиками продовольствия — бизнес добровольно брал на себя обязательства соблюдать правила честной конкуренции.
При этом антимонопольщики отдельно подчеркнули: прямое регулирование цен на социально значимые продукты не входит в их полномочия. Задача департамента в другом: не допустить сговора и злоупотреблений.
Минус барьеры, плюс возможности
При департаменте продолжает работу Совет по устранению барьеров входа и выхода на рынки. За год состоялось восемь заседаний, по итогам которых один системный барьер направлен в Республиканскую карту барьеров, шесть проблем решены на местном уровне и один вопрос остается в проработке.
Среди практических результатов — упрощение правил размещения нестационарных торговых объектов, а также отмена избыточных гарантийных требований при закупках медицинских изделий на сумму до 2000 МРП.
Отдельное внимание уделили и рынку IT-услуг: рекомендации департамента позволили убрать из госзакупок требования к использованию конкретных программных продуктов, что расширило конкуренцию.
Государство — не бизнес
В 2025 году антимонопольный орган провел 47 мониторингов деятельности государственных предприятий. По их итогам выдали семь предписаний об исключении видов деятельности, не согласованных с антимонопольным органом. Все они исполнены в полном объеме — государство шаг за шагом сокращает свое присутствие там, где может работать частный бизнес.
Закупки под контролем
С начала года рассмотрено 16 ходатайств о закупках из одного источника. В семи случаях было отказано, два получили согласование (по стратегическим объектам), ещё семь находятся на рассмотрении.
По словам спикеров, такой подход позволяет отсекать необоснованные исключения и сохранять конкуренцию даже в сфере госзаказа.
Деятельность департамента Агентства по защите и развитию конкуренции в 2025 году ясно дала понять рынку: честная игра — не рекомендация, а обязательное условие ведения бизнеса.
Юлия Соловьева


