Дизайнер мебели из Усть-Каменогорска: «Я освоила профессию за три ночи»
Домашний уют — непередаваемое, но такое знакомое всем явление. Для одних это светлые, наполненные воздухом комнаты с деревянной мебелью. Для других — пестрая самобытная кухня в ярких цветах, пробуждающих аппетит и хорошее настроение. Третьи предпочитают строгость линий и простоту, не отвлекающую от работы. А помогают создать нужную атмосферу художники-дизайнеры. Чтобы приоткрыть закулисье дизайнерской работы, корреспондент YK-news.kz наведался к одной из таких волшебниц.
В нужном месте в нужное время
Каламкас Рахимова никогда не рассматривала для себя профессию дизайнера. Окончив в 2009 году школу в родном селе Завидном Уланского района, 18-летняя выпускница приехала в Усть-Каменогорск поступать на факультет химической аналитики и экспертизы в ВКГУ.
— Поступала на эту специальность осознанно, удалось получить грант, — рассказывает свою историю Каламкас. — Поначалу все нравилось, а потом стало тяжело. Я поняла, что это не моё, и на втором курсе ушла из университета. Стала искать работу.
Особого выбора на рынке труда для неопытного работника не было. Каламкас устраивалась официантом в кафе, продавцом в магазине, консультантом в мебельной фирме. И именно последнее место работы натолкнуло ее на судьбоносную мысль.
— В мебельном я проработала около года, — вспоминает молодая женщина. — За это время изучила нюансы, которые касаются изготовления мебели: шкафов, стульев, прихожих и тому подобного. Какими они бывают, каких размеров, из какого материала делаются. И с этим багажом первичных знаний в 2014 году я попала в одну из городских мебельных фирм, которая уже несколько лет успешно держалась в своем сегменте.
Организации требовался дизайнер корпусной мебели. Причем работать нужно было в профессиональной программе, в которой Каламкас тогда не умела ориентироваться. Тем не менее девушку взяли на стажировку.
— Это был совершенно иной уровень работы, — продолжает горожанка. — Мне сказали, что у меня есть три дня на обучение. Поскольку мне нужна была эта работа, она была мне интересна, я собралась... и за три ночи научилась рисовать эскизы в абсолютно незнакомой программе.
Сообразительную девушку сразу приняли на постоянную работу.
— Чтобы закреплять знания, я много тренировалась: чертила эскизы, которые мои коллеги делали на бумаге, когда еще не пользовались компьютером, — говорит Каламкас. — Сидела и целыми днями создавала электронные копии старых заказов, чтобы окончательно разобраться с этим делом. Мне повезло, что директор оказался понимающим человеком и старался помочь мне адаптироваться. У нас вообще дружный коллектив, все готовы прийти на помощь друг другу. И руководство всегда поддерживает новые идеи сотрудников, позволяет раскрыться.
К слову, спустя совсем немного времени на фирме провели модернизацию программного обеспечения. И Каламкас снова пришлось оперативно вникать в обновленные условия. На этот раз начинающий дизайнер справилась с самообучением за два дня.
— Уметь работать с программами проектирования — важный аспект для дизайнера, — подчеркивает моя собеседница. — Но бумажные эскизы тоже используются. При первой встрече с заказчиком сидеть и чертить на компьютере — неудобно. От руки гораздо проще и быстрее изобразить то, что хочет человек. После этого предмет переносится в компьютерную программу, разрабатывается 3D-модель, и заказчик уже может увидеть, что получится в итоге.
Каламкас работает с проектированием барных стоек, стоек-ресепшен, шкафов, спальных гарнитуров, кухонь, гардеробов, столов, стульев и еще многих вещей. В месяц дизайнер принимает до десяти заказов.
По словам Каламкас, тенденции в оформлении интерьеров со временем меняются. Популярные раньше шкафы-купе сейчас заказывают гораздо реже — это уже не актуально. В моде классические шкафы со створками. А на смену линолеуму и ковролину пришли ламинат и паркет.
— Люди стали больше внимания уделять стилю при обустройстве квартир, — отмечает дизайнер. — Сегодня заказчики отдают предпочтение стилю лофт: сочетание металла и дерева со строгими, даже грубоватые линиями. Интерес представляют также стили модерн, нео-классика. Цветовая гамма в современном интерьере зачастую спокойная, неброских пастельных тонов. Нередко люди выбирают серые, графитовые оттенки, декор стен в виде кирпичной кладки.
Как пояснила Каламкас, мебель в стиле модерн достаточно лаконична, в ней нет ничего лишнего. Причем лишними могут оказаться даже ручки на дверцах кухонного гарнитура. Исключен любой принт или блеск — только однотонные матовые поверхности. Чем крупнее и объемнее изделие, тем лучше: если шкаф, то обязательно двухуровневый, под самый потолок. Предпочтительный декор — имитация керамогранита. Нередко мебель, выполненная в стиле модерн, — черного цвета.
— Если говорить о будущем, я думаю, мы идем к тому, что весь функционал мебели будет максимально автоматизирован, — считает дизайнер. — Дверцы с доводчиками, подвижные панели — что-то такое. Хотя, скорее всего, изготовление такой мебели будет обходиться недешево.
Мужское и женское
Каламкас подчеркнула, что работа с людьми всегда требует гибкости: терпение, умение находить компромисс и подстраиваться — не менее важны, чем навыки моделирования.
— Возникают трудности, когда человек приходит с картинкой из интернета, где оформлена какая-нибудь огромная гостиная в коттедже, и просит сделать такую же мебель, но для небольшой квартиры, — улыбается молодая женщина.
Технически такие заказы выполнить непросто, потому что готовое изделие, возможно, не будет смотреться так, как представляет клиент. Не получится соблюсти нужные размеры, объемы и так далее.
— Или человек выбирает несколько вариантов кухонного гарнитура и говорит: «Можно сделать частично, как на этой картинке, и частично, как на вот этой?» — приводит пример Каламкас. — Опять же приходится объяснять, что воплотить такую комбинацию будет сложно. Конечный гибрид может не оправдать ожиданий. Хотя иногда я соглашаюсь на эксперименты, пытаюсь совмещать разные стили и формы — придумываю коллайдер. Результат всегда очень необычный, своеобразный. Но людям нравится, и это главное. При разработке эскизов я стараюсь учесть опыт прежних заказов и предлагаю людям те варианты, которые наверняка будут оптимальны по цветовому решению, удобны в использовании и практичны.
Иногда обсуждения с заказчиками могут затянуться.
— Бывает, удается найти подходящий вариант за час. А в другой раз человек может сидеть с утра до вечера, — смеется дизайнер. — Был случай, когда заказчик приходил ко мне на протяжении нескольких недель. Никак не мог определиться, что же ему нужно. Но меня это не смущает, я люблю свою работу. Уж лучше внести миллион корректировок в проект, чем потом меня будут поминать недобрым словом. К тому же мне нравятся люди, которые проявляют активность. Стопроцентно полагаться на чье-то мнение нельзя, в том числе и на мое. Диалог помогает избежать недоразумений. В конце концов, не мне жить с этой мебелью. С ней жить именно тем людям, которые ее заказывают. Поэтому их предпочтения всегда на первом месте.
Каламкас призналась, что в ее работе не обходится без форс-мажоров.
— Однажды заказчица едва не довела меня до нервного срыва, — качает головой дизайнер. — Заказала три больших шкафа. При этом мы очень долго с ней обсуждали, как они будут выглядеть, для каких они будут целей. И когда привезли ей эти шкафы, она сказала: «Это не мое» — и наотрез отказалась их принимать. Потом были сложные переговоры, я готова была уже сама выкупить шкафы, лишь бы женщина оставила меня в покое. В конце концов она извинилась, забрала заказ и даже принесла в подарок новогодний кулек с конфетами (это было как раз перед Новым годом). Сейчас я обязательно страхуюсь. Прежде чем приступить непосредственно к изготовлению мебели, каждому заказчику даются на подпись документы, где указаны все его требования и приложены эскизы.
На вопрос, стоит ли указывать клиенту на чувство меры или на необходимость учитывать сочетания цветов, Каламкас с улыбкой пожала плечами:
— Никогда не берусь судить вкусы людей. Однажды ко мне пришла женщина. Уже довольно взрослая, но очень экстравагантная: броская одежда, прическа, манеры, такая вся громкая, эмоциональная. Так вот она захотела кухонный гарнитур изумрудного цвета. И чтобы глянцевый был. И с декором.
Каламкас пришла к женщине в дом, чтобы сделать замеры, — и обомлела: стены в кухне интенсивного кирпичного цвета. Дизайнер живо представила здесь изумрудные шкафы для посуды и пришла в недоумение.
— На мой взгляд, это было слишком смело, — говорит молодая женщина. — По опыту могу сказать, что яркие цвета довольно быстро надоедают людям. Но в ее случае это, наверное, было исключение.
Каламкас подготовила модель гарнитура в ярком зеленом цвете с перламутром, с мятными вставками и белым узором. Заказчица была в восторге.
— Еще запомнился один пожилой клиент, — добавляет дизайнер. — Он никак не мог выговорить мое имя и называл Катей. Когда он первый раз пришел к нам, то попросил: «Сделайте, пожалуйста, так, чтобы я взглянул и сказал: «Ах, как красиво!» Для него делали мебель в сером цвете, с рельефом поверхностей. Без дополнительных деталей, все очень сдержанно. И он потом так радовался, не передать словами. Принес мне сладости, благодарил, и такой довольный был, как ребенок. Я такие эмоции редко встречаю. Очень позитивный мужчина. Он потом еще не раз приходил, мы в итоге ему всю квартиру оформили. На таких примерах явно заметно различие женского и мужского интерьера.
Несмотря на то что Каламкас уже почти семь лет разрабатывает дизайн мебели, для себя она пока не делала ничего.
— Многие клиенты говорят мне: «У вас дома, наверное, такая красота». А я отвечаю: «Если есть сапожник без сапог, то это я», — шутит молодая женщина. — Но все оттого, что пока мы живем в съемной квартире. Как только приобретем свое жилье, я, конечно, лично займусь обустройством. Хотя один экземпляр от моих коллег у меня есть — это комод, который они специально сами собрали, когда у меня родилась дочка. Я была безмерно счастлива, очень приятно! Ему уже четыре года, переезжал с нами несколько раз, всё выдержал, выглядит, как новенький. Так или иначе качество наших изделий проверено на себе. Поэтому я всегда уверенно чувствую себя, предлагая людям новые идеи для создания уюта в доме.
Лилия Дроздова