Кто контролирует экстремальные прыжки с высоток в Усть-Каменогорске?

14 октября 2021, 6:22
Сейчас читают:

Информация о смерти молодой женщины во время прыжка с тарзанки в Караганде шокировала казахстанцев. 33-летняя карагандинка воспользовалась подаренным ей на день рождения сертификатом на экстремальный прыжок. Он стал последним в ее жизни. Кто отвечает за жизнь экстремалов и как избежать будущих трагедий, выяснял Noks.kz.

В других регионах страны в предыдущие годы уже были случаи травм у любителей прыжков с высоток. Например, в 2013 году близ Алматы любитель экстрима, прыгая с крыши заброшенного завода, задел землю и сломал шейный и поясничный позвонки.

В 2014 году 21-летняя жительница нашей области Ксения, отдыхая на одной из баз отдыха Бухтарминского водохранилища, сорвалась с экстремального аттракциона троллея и упала на скалы. Девушка попала в реанимацию в тяжелом состоянии, долгое время провела в больнице. К счастью, Ксения осталась жива.

Однако организаторов роупджампинга такие несчастные случаи не останавливают. Так, экстремальные прыжки планируют провести 30 октября в Алматы в честь закрытия сезона. В рекламе организаторов указано, что участник сможет прыгнуть с самой высокой точки в Казахстане — 180-метровой трубы в Капчагае. Стоимость прыжка оценили в 30 тысяч тенге.

7 ноября экстремальные прыжки должны состояться и в Усть-Каменогорске. Здесь ценник поскромнее. Шесть тысяч тенге с человека, а при прыжке в тандеме 11 тысяч. Но вряд ли кто-то в состоянии оценить риск, которому подвергают себя любители острых ощущений.

Кто и с кого может спросить за качество предоставляемых услуг и безопасность участников?

В пресс-службе департамента полиции ВКО сообщили, что это не в компетенции ведомства. И этой проблемой должны заниматься местные исполнительные органы.

В городской администрации проинформировали, что на сегодняшний день в областном центре нет официально зарегистрированных предприятий, которые бы занимались организацией экстремальных прыжков.

— Они к нам не обращались, мы сами случайно узнали о том, что у нас проводится такая деятельность. После ситуации, которая закончилась трагедией, не оставим это без внимания и найдем специалиста, который будет регулировать подобную деятельность. Совместно с другими службами займемся решением этой проблемы, — сообщил советник акима Усть-Каменогорска Алибек Турсимбетов. — В акимате нет технарей, которые могли бы проверить, насколько безопасно оборудование для организации прыжков. Например, у нас есть отдел предпринимательства, который занимается регулированием деятельности аттракционов, но данный вид услуги не относится к ним… Думаю, что необходимо привлекать специалистов разных департаментов. Отмечу, что жалоб от жителей на организаторов экстремальных прыжков в городе пока не поступало.

Взять на контроль ситуацию пообещали и в управлении полиции Усть-Каменогорска.

— Мы мониторим социальные сети, выявляем группы и сайты, которые занимаются организацией экстремальных прыжков в Усть-Каменогорске, просматриваем рекламу. Также проведем рейд, ждем 7 ноября. Это предположительная дата организации прыжков в нашем городе, — подчеркнули в пресс-службе управления полиции Усть-Каменогорска.

Впрочем, если организаторы прыжков осуществляют свою деятельность не официально и не платят налоги, в случае гибели человека они все равно могут понести наказание. Не спасет от ответственности и бумага об отсутствии претензий, которую обычно подписывают участники экстремальных прыжков.

— На мой взгляд, данная бумага — это фикция. Такой аттракцион несет повышенную опасность. Если, например, длина троса окажется больше, чем высота здания, или он лопнет, или еще что-нибудь произойдет, то вина будет однозначно собственника, и он должен нести за это уголовную ответственность. А если, допустим, человек имеет проблемы со здоровьем и знает про это, то здесь, на мой взгляд, ситуация другая. Допустим, инсультник собирается прыгнуть. Он же знает о своем заболевании и что в результате прыжка может умереть. В этом случае должно быть предусмотрено наличие справки о допуске к такому аттракциону. В ином случае у организаторов могут быть проблемы, — говорит руководитель Агентства правовой информации и журналистских расследований «Витязь», юрист Алексей Божков.

По информации Алексея, даже если фирма не зарегистрирована юридически, то организаторы все равно понесут наказание при несчастном случае.

— Следствию в любом случае нужно будет найти того, кто организовал аттракцион и допускал человека к прыжку. И здесь нужно будет разграничить ответственность собственника и работника. Факт отсутствия регистрации всего лишь влияет на взаимоотношения по налогам между собственником и государством, но к ответственности за причинение вреда здоровью человека регистрация не имеет отношения. Кроме того, если причинен ущерб здоровью человека, даже если это будет обычная травма, то когда будет установлен организатор и его вина, доказано, что он является собственником этого троса или башни и т. д., к нему может быть предъявлен иск о возмещении вреда здоровью и взыскана сумма за лечение и моральный вред.

Эксперт считает, что если человек разбился при прыжке, то родственники вправе предъявить иск, но главное – установить, кто именно являлся организатором.

— Если человек привязал один конец троса к башне, а другой конец к ноге прыгуна, то он уже взял на себя ответственность за его жизнь. Хоть он возьмет с экстремала 20 расписок, бумаги не сыграют в этом случае никакой роли в цивилизованной стране, — объяснил юрист.

Елена Бредихина

Также читайте