Насколько проблема трудового рабства и эксплуатации актуальна для ВКО?
В апреле СМИ сообщали о пенсионерке из Семея, которую несколько месяцев держали в трудовом рабстве в одном из крестьянских хозяйств Жарминского района. За время работы в нечеловеческих условиях бабушке не заплатили ни гроша. К тому же она обморозила руки, после чего ей ампутировали пальцы на обеих кистях. Сейчас пострадавшая находится в семейском центре для ресоциализации лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, ей помогают восстановить документы и готовят к переводу в Дом престарелых. По данному факту заведено уголовное дело. Этот случай, по мнению специалистов, далеко не единственный в нашем регионе. Любой человек может стать жертвой недобросовестных работодателей, попасть не только в трудовое, но и сексуальное рабство. Дети — не исключение. Как обезопасить себя и своих близких от подобных историй и куда обращаться за помощью, рассказали в общественном объединении "Центр развития и адаптации "Феникс".
Почему не бьются цифры
— Официальная статистика по трудовому рабству и эксплуатации дает нам практически нулевой показатель, так как зависит от конкретных выявленных случаев и расследуемых уголовных дел, — отмечает руководитель центра "Феникс" Назигуль Ахметкалиева. — На сегодняшний день в ВКО, насколько я знаю, таких дел нет, за исключением того, что возбуждено Жарминским районным отделом полиции по части 1 статьи 128 "Торговля людьми". Но есть, так скажем, неофициальная статистика. Случай с Галиной Кочевой не единичный, на практике мы сталкиваемся со множеством подобных историй. Не так давно мне рассказывали, что в похожей ситуации находится мужчина, который также работает в крестьянском хозяйстве и его оттуда якобы не отпускают. Мы не имеем права ехать, вызволять человека, мы можем только сообщить об этом в правоохранительные органы. Я передала информацию оперативникам.
Довольно часто в центр "Феникс", по словам его руководителя, обращаются трудовые мигранты, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
— Мы работаем с мигрантами из сопредельных республик. В основном это граждане России, Узбекистана, Украины и Таджикистана, — уточняет Назигуль Маташевна. — У них просрочены документы, нет постоянной работы. Такие люди находятся в уязвимом положении и являются мишенью для недобросовестных работодателей. Многие из них говорят, что их вывозили работать в отдаленные районы, где были невозможные условия, и они пешком через горы добирались оттуда до областного центра.
Но, как отметила наша собеседница, по данным фактам уголовные дела не заводятся. А все потому, что трудовые мигранты, как бы с ними ни поступали, никогда не пойдут жаловаться в полицию. Зачастую эти люди работают на территории нашей страны неофициально, большинство из них пересекли границу нелегально. Они боятся обращаться в правоохранительные органы, так как сами нарушили закон и могут быть выдворены за пределы республики.
Страдают и взрослые, и дети
В "Фениксе" добавили, что специалистам центра приходилось иметь дело с жертвами не только трудового, но и сексуального рабства.
— С 2004 по 2012 год ежегодно регистрировались такие случаи, было заведено много уголовных дел. Женщин вывозили в Россию, Корею, Арабские Эмираты, — вспоминает Назигуль Ахметкалиева. — Была налажена целая преступная цепь: здесь работала та, которая вербовала, в Эмиратах был посредник, доставлявший девушек непосредственно к эксплуататору. Также были случаи, когда молодые женщины из районов приезжали в областной центр и попадали в местные притоны.
На вопрос о том, знали ли девушки, соглашавшиеся на работу, чем им предстоит заниматься, Назигуль Маташевна ответила утвердительно и добавила, что следует отличать добровольную проституцию от сексуального рабства.
— Добровольно, это когда, например, женщина утром постояла на точке, днем отоспалась, вечером снова пошла. Ее никто там насильно не удерживает, — поясняет руководитель центра. — Но если ночную бабочку незаконно вывезли куда-то, лишают свободы передвижения, заставляют заниматься проституцией — это уже сексуальная эксплуатация. Многие из тех, кто выезжал в Эмираты, думали, что будут оказывать секс-услуги, уходить-приходить, когда им захочется, и зарабатывать большие деньги. На самом деле они попадали в очень тяжелые условия, их нещадно эксплуатировали. Это была настоящая сексуальная индустрия, конвейер, где через девушек проходили буквально потоки клиентов.
По словам руководителя "Феникса", также были случаи детской сексуальной эксплуатации.
— Несколько лет назад регистрировались факты, когда неблагополучные родители продавали своих детей в сексуальное рабство. Бывало и такое, что дети убегали из дома и попадали в руки сутенеров, — вспоминает Назигуль Ахметкалиева.
К трудовому рабству можно отнести и попрошайничество.
— Это хорошо организованный преступный бизнес, — считает Назигуль Маташевна. — Существуют целые криминальные группировки, которые заставляют заниматься попрошайничеством несовершеннолетних. В своих корыстных целях они используют детей, которых им продали нерадивые родители. Также в руках преступных группировок часто оказываются те, кто убежал из родного или детского дома.
Детей привозят в общественные места и заставляют собирать деньги. Если до вечера ребенок не наберет определенную сумму, его наказывают.
— Этот преступный бизнес очень хорошо известен в Российской Федерации. У нас такое тоже не исключено. Хотя, надо сказать, наша ювенальная полиция очень хорошо реагирует на такие случаи, — отмечает руководитель центра "Феникс". — Среди взрослых попрошайками больше всего становятся люди без определенного места жительства. Их чаще можно увидеть на юге страны, где большой приток миграции из сопредельных республик.
Никто не застрахован
В "Фениксе" уверены: в условия рабства и эксплуатации может попасть любой человек вне зависимости от пола, возраста, социального положения и уровня образования.
— Жертвами торговцев людьми становятся не только неблагополучные граждане, нуждающиеся в жилье и работе, — говорит наша собеседница. — Если речь идет о похищении, пострадать может каждый. Например, человек возвращается с работы домой, подъехала машина, затолкнули в нее, усыпили и увезли.
По мнению Назигуль Ахметкалиевой, в условиях пандемии, когда на время карантина закрывались предприятия и люди теряли стабильный доход, поиск работы тоже мог приводить к тому, что соискатели оказывались в руках работодателей-эксплуататоров.
Преступные сети
— Вербовка людей осуществляется разными способами, в том числе посредством информационно-коммуникационных технологий, — поясняет Назигуль Ахметкалиева.
В "Фениксе" проводят специальные семинары, где рассказывают, что существуют сайты, которые под предлогом трудоустройства вовлекают граждан в торговлю людьми.
— Жертвами вербовки посредством интернета чаще всего становятся молодые люди 20 – 25 лет. Это те, кто ищет легкий заработок. Рассматривая объявления о трудоустройстве, нужно быть максимально бдительными, — предупреждает Назигуль Маташевна.
По словам собеседницы, с особой опаской следует относиться к предложениям о работе с выездом.
— Сейчас, когда во всем мире свирепствует COVID-19, нереально выехать за границу и официально трудоустроиться, — считает руководитель центра "Феникс". — Когда мне звонят люди и рассказывают, что им предлагают работу, например, в России вахтовым методом, я предупреждаю, что это предложение может оказаться обманом. Ведь повсеместно действуют ограничительные меры, и даже если человеку удастся выехать в соседнюю страну, не факт, что он будет там работать официально.
В чём сложность?
То, что официальная статистика по случаям трудового рабства и эксплуатации часто расходится с реальным положением дел, руководитель "Феникса" объясняет следующим образом:
— Сама формулировка статьи 128 "Торговля людьми" усложняет работу следователей. Для осуждения работодателя-эксплуататора по этой статье нужно, чтобы он держал своего работника чуть ли не в кандалах. Необходимо иметь сильную доказательную базу, только тогда возбуждается уголовное дело.
При этом сами потерпевшие очень редко обращаются за помощью в правоохранительные органы, как правило, они находятся в уязвимом положении и попросту боятся огласки. Люди могут годами терпеть издевательства над собой и молчать. Зачастую дела разваливаются потому, что работодатель, которого заподозрили в незаконных действиях по отношению к своим работникам, предлагает последним подписать трудовой договор и выплачивает им обещанные деньги. Откупившись, эксплуататор уходит от ответственности.
— Такие случаи выявляются, но среди них громких, которые бы дошли до суда, очень мало, по крайней мере, в нашей области, — отмечает Назигуль Маташевна. — Так как не всегда возможно доказать факт торговли людьми, судят по сопутствующим статьям, допустим, за сводничество или похищение.
Уменьшить количество эпизодов трудового рабства и эксплуатации, по мнению Назигуль Ахметкалиевой, можно несколькими способами.
— Во-первых, нужно улучшить экономическую составляющую, чтобы у людей была постоянная оплачиваемая работа. Во-вторых, необходимо оказывать помощь социально незащищенным слоям населения в оформлении документов и трудоустройстве. И, конечно, должны быть прецедентные уголовные дела. Почему человек считает себя помещиком, который может эксплуатировать людей, и за это ему ничего не будет? Потому что царит безнаказанность. Необходимо ужесточить законодательство в отношении трудового рабства и эксплуатации, а также уделить внимание киберпреступлениям, — высказывает свою точку зрения Назигуль Маташевна.
Свобода в наших руках
В "Фениксе" отмечают, что в основе любой вербовки лежит обман, об этом нужно помнить всем, кто находится в поисках работы. Самый действенный способ оградить себя от встречи с недобросовестным работодателем — соблюдать правила личной безопасности.
— При трудоустройстве ни в коем случае нельзя отдавать оригиналы своих документов работодателю, пусть у него хранятся копии, — советует Назигуль Ахметкалиева. — Необходимо обязательно заключать трудовой договор, где должны быть четко прописаны права и обязанности работодателя и работника, а также сумма, которую должен получать последний в качестве заработной платы. При нарушении трудовых прав человек сможет обратиться с этим договором в правоохранительные органы.
Прежде чем устраиваться на работу, в "Фениксе" рекомендуют подробнее узнать о работодателе. Информацию можно найти в интернете. Нужно поинтересоваться, имеет ли работодатель, предлагающий вакансии, лицензию на осуществление своей деятельности, на вывоз/ввоз людей за границу и так далее.
Когда планируется работа вахтовым методом, человеку следует четко знать, куда он едет. Все реквизиты организации должны храниться у него дома и их должны знать родные.
Необходимо заучить номера, куда можно сообщить о случаях трудового рабства и эксплуатации: 102 — полиция, 150 — Национальная линия доверия, 116-16 — телефон доверия по борьбе с торговлей людьми. Если человек находится за границей, ему не помешает запомнить телефонные номера консульств и посольств Казахстана.
— Из любой ситуации можно найти выход, главное — не бояться обратиться за помощью, — резюмирует Назигуль Ахметкалиева.
Дарья Хацанович