Открылись неизвестные факты из жизни великого казахского поэта
Известный историк Алькей Маргулан считал, что для казахского народа поэзия Магжана Жумабаева имеет такое же значение, как для англичан - произведения Шекспира, а для русских – Пушкина. Молодой поэт-романтик видел свет с Востока и лелеял мечту об объединении всех талантливых людей Казахстана, но его жизнь оборвалась под пятой НКВД. Шокирующие и доселе неизвестные факты биографии Жумабаева в литературной гостиной областной детско-юношеской библиотеки обнародовал писатель-исследователь Алдияр Аубакиров.
Путь поэта
Магжан родился 25 июня 1893 года в Петропавловском уезде Акмолинской губернии в семье волостного управителя (казахский чиновник, глава административно-территориальной единицы, на которые делился уезд – прим. редакции). Учиться мальчик начал с четырех лет в домашней школе, созданной его отцом для своих детей и родственников. Затем окончил медресе, высшее мусульманское духовное заведение «Галия» в Уфе и учительскую семинарию в Омске. Последнюю - с золотой медалью. Здесь Магжан познакомился и подружился со многими знаковыми фигурами как из числа казахской интеллигенции, так и с русскими исследователями и писателями. Также во время обучения в семинарии юноша сам начал творить и печататься.
В Омске Жумабаев был введен в состав областного комитета партии «Алаш», но вскоре отказался от участия в этой организации. Тем не менее этот факт навсегда оставил трагический след в его биографии.
Все это время он находится в фазе активного творчества, выпуская сборники стихов, исследовательские труды, сотрудничая с известными журналами и альманахами. При этом Жумабаев не забросил и свою учительскую карьеру. Он продолжал преподавать, сначала в школе, потом создал педкурсы, где сам обучал новых наставников молодежи, а затем в Ташкентском университете и Коммунистическом университете трудящихся Востока по представлению самого Луначарского. Итогом его преподавательской деятельности стал фундаментальный труд «Педагогика».
В 1923 - 1926 годах Жумабаев учился в Московском литературно-художественном институте, возглавляемом Валерием Брюсовым. В Москве он очень увлекся переводами и переложил на казахский язык произведения Лермонтова, Кольцова, Бальмонта, Мережковского, Всеволода Иванова, Мамина-Сибиряка, Горького, Блока, а также стихи и поэмы Гёте и Гейне.
Мечтой Магжана стало объединение всех мастеров слова в Казахстане, поэтому по окончании литературного института он отдал много сил формированию такой организации. А на тогдашние власти бывший алашордынец, затевающий идею союза мыслящих казахстанцев, действовал, как красная тряпка на быка. Партийным функционерам мерещился призрак национальной автономии, восстающей из забвения и противопоставляющей себя молодой еще советской власти.
Итогом стал первый арест Магжана, его осуждение за «национализм» - и долгий путь по лагерям. В их числе печально известный СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения. В 1934 году поэта освободили по ходатайству Максима Горького и его супруги, высоко ценивших талант Жумабаева.
К сожалению, вольная жизнь молодого казахского литератора не была долгой. Через полтора года его снова арестовали. Согласно официальной точке зрения, 19 марта 1938 года Магжан Жумабаев был расстрелян НКВД и реабилитирован посмертно только через 33 года. Все это время его верная супруга прятала его поэтическое наследие от уничтожения. Окончательная реабилитация поэта состоялась в 1988 году.
Таинственное возвращение?
Первым сомнение в смерти Магжана от пули в 1938-м высказал его коллега – признанный казахстанский писатель-фронтовик Бауыржан Момышулы. Именно на основании его рассказа Алдияр Аубакиров стал расследовать факты о «мнимой» казни поэта.
Момышулы в 1948 году посетил сибирские лагеря, в одном из которых увидел среди заключенных измученного казаха. Писателю почудились в облике этой тени человека знакомые черты, и он заговорил с заключенным на родном языке. Тот сначала не отвечал и отворачивался. Тогда Бауыржан процитировал ему стихи Жумабаева, после чего заключенный со слезами бросился к нему и попросил помощи. Когда через месяц после описанных событий Момышулы возвратился в лагерь, ему сообщили, что тот, кого он разыскивал, погиб при сплаве леса. При этом писатель до конца жизни был убежден, что видел именно Магжана, который не встал к стенке в 1938-м, а продолжал жить до 1948 года.
Но на этом таинственная история заключенного Жумабаева не заканчивается. Не так давно Алдияру Акылбековичу стало известно еще об одном свидетеле, который утверждал, что видел Магжана гораздо позже его официальной даты смерти. Жителю села Кульсары Атырауской области Абдолле Абдрахманову уже больше ста лет, но он хорошо помнит, как в одно холодное утро 1951 года ему довелось присутствовать на похоронах нескольких политических заключенных лагеря НКВД в Сусумане, куда сам он попал в годы массовых репрессий. В одном из умерших мужчина узнал Магжана Жумабаева. По воспоминаниям почтенного аксакала, поэт погиб от истощения и цинги. Все это Алдияру Аубакирову довелось услышать лично из уст самого Абдоллы Абдрахманова, дом которого он посетил в ходе своего расследования.
Означало ли это, что предполагаемая смерть Магжана в лагерях случилась на 13 лет позже официальной даты, зафиксированной в архивах?
Собирая по крохам судьбу
После подстегнувшей профессиональный интерес встречи в Кульсары Алдияр Аубакиров отправился в Магадан. В местных архивах он не нашел упоминаний о заключении в Колымских лагерях несчастного казахского поэта.
Тем не менее очередную зацепку дал писателю местный краевед – учитель Давид Райзман. Этот человек выяснил судьбу более миллиона заключенных, безвестно сгинувших в лагерях Сибири и Дальнего Востока. К сожалению, он ничего не смог прояснить по поводу смерти Магжана Жумабаева, но познакомил казахстанца с коллегой, у которой хранился портрет мужчины-казаха в колпаке (казахский национальный головной убор – прим. ред.), найденный при сносе одного из лагерных бараков. Под этюдом стояла подпись автора: «Александр Белявский».
Эту картину Алдияр Акылбекович показал аксакалу Абдолле.
- Если снять колпак, это вылитый Магжан, - признал бывший заключенный Абдрахманов.
Вновь окрыленный надеждой, Аубакиров стал искать художника. И работы, подписанные его именем, обнаружились на сайте одного из крупных петербуржских антикварных магазинов. Не теряя времени, писатель отправился туда и получил контакты сына автора портрета, распродающего наследие художника, умершего еще в 1959 году. К сожалению, звонок на полученный номер не внес ничего нового в ход расследования. Родственник очень удивился, что работа Белявского обнаружилась в Магадане, поскольку даже не знал, что художник там бывал. А через год, когда у Алдияра Аубакирова была запланирована поездка в Ленинградскую область, потомок Белявского неожиданно скончался.
На данном этапе расследование зашло в тупик, но Алдияр Акылбекович считает, что рано расставаться с надеждой и поиски следует продолжать. В этом он крепко рассчитывает на молодое поколение исследователей, будущих филологов, которые 24 мая пришли в литературную гостиную областной детско-юношеской библиотеки «Мен жастарға сенемін…», посвященную 130-летию Магжана Жумабаева, чтобы узнать его трагическую и таинственную историю, окончательная точка в которой еще не поставлена.
Мира Круль
Фото автора