Про редкий случай, когда у детей в руках — не мобильники, а иголка с ниткой
Ольга Сенотова почти всю жизнь работает с детьми. Сначала она набирала ребят в оркестры, а в последние годы стала учить школьников практичным прикладным вещам. Показывает, как подружиться с ножницами и тканью, как научиться безопасно гладить утюгом и как старые вещи перекроить на новый лад. Удивительно, но эти бытовые навыки оказались популярны у современных детей. Только в этом году на занятия к ней из разных концов города приезжают больше 80 школьников, в том числе и мальчики.
Ольга Анатольевна ведет занятия в усть-каменогорском Дворце творчества школьников. Ее студия называется "Стильные штучки".
— Мы действительно делаем на занятиях стильные вещи — шьем игрушки, подарки, украшения, наряды для кукол и для себя. Ничего подобного ни в одном магазине вы не купите, — с улыбкой замечает Ольга Анатольевна. — Иногда слышу реплики: мол, шить теперь – не модно. Но так считают те, кто не пробовал.
На занятия приходят дети разного возраста. И в начинающих группах действительно есть много девчонок, которые никогда не держали в руках иголку.
— Можно ли их научить? Конечно! — уверена моя собеседница. — Только нужно начинать с самых азов: показывать, как отрезать нитку, как вставлять ее в ушко иголки, как делать узелок. Раньше дети учились этому дома, видели, как шьет мама или бабушка. Сейчас в семьях родители шьют редко, и девчонки-мальчишки часто не знают элементарного. Но это поправимо, всему можно научиться. Только двигаться нужно от простого к сложному. Например, сначала на своих занятиях я учу детей вырезать из ткани круги. Потом показываю, как сделать из них цветы. Если эти же самые кружки сшить и набить крупой — получится кукла-зерновушка. Если набить синтепоном — выйдет мягкая игрушка или шляпка-игольница. Так на простых примерах дети учатся делать свои первые стежки и первые строчки. В младших группах девочки шьют юбки для игрушечной мышки, а в старших — уже для себя. Девушки-старшеклассницы учатся шить по журналам, делать выкройки и пользоваться готовыми эскизами.
Шитью все возрасты покорны
Самые маленькие ученики Ольги Сенотовой — пятилетки. Самым взрослым было по 18 – 19 лет. В кабинете есть швейные машинки, и ребята в продолжающих группах уже работают на них. Умения, кстати, часто не зависят от возраста. Иногда у младших школьников может получаться даже лучше, чем у старших: они просто раньше начали учиться.
Сама мастерица взяла в руки иголку с ниткой, когда ей было всего пять лет. С той поры со швейными принадлежностями не расстается. Говорит, что способности и навыки ей перешли "по наследству".
— Моей маме сейчас 90 лет, и она до сих пор занимается рукоделием, — делится Ольга Анатольевна. — Я тоже не представляю, как это — без ножниц и ниток. Раньше всю одежду я шила себе сама. Тогда вещи купить было сложно, а у меня в гардеробе всегда был эксклюзив. Я шила себе не только блузки и юбки, но и брюки, плащи, даже пальто.
И музыка, и ручная работа
Первое образование Ольги Сенотовой — швейное, она окончила училище и несколько лет отработала на фабрике "Рассвет". Потом снова пошла учиться и стала музыкальным педагогом. Занималась с детьми в небольших оркестрах. А затем снова вернулась к рукоделию. И вот уже почти 15 лет ведет студии декоративно-прикладного искусства. Ольга Сенотова по крупицам создавала свою авторскую программу — такую, чтобы даже маленькие дети могли прийти на занятия и сразу получить результат.
— Почему детям нравится шить? — рассуждает Ольга Анатольевна. — Потому что ребенок попадает в ситуацию успеха. С каждого занятия он выходит с маленьким изделием. Попробовал — и у него сразу получилось.
Процесс тоже важен
— Всегда говорю своим ученикам: у нас тут не соревнование, кто сделает быстрее или лучше. У всех получится по-разному и по-своему хорошо, — объясняет Ольга Анатольевна. — Самое главное — творческий процесс, он на детей может влиять удивительным образом. Несколько лет подряд ко мне ходила Карина (здесь и далее имена изменены). Ее семья была неблагополучной, и девочка часто была раздражительной, нервной. Она перепробовала много студий, но нигде не задерживалась. А у нас ей понравилось. Карина стала шить себе разные вещи: чехлы для телефона, сумки, одежду. С новыми вещами у девочки стали появляться спокойствие, терпение, опрятность, вкус, стиль. К окончанию школы она определилась с профессией — решила получить педагогическое образование и стать учителем труда.
Студию "Стильные штучки" посещают не только девочки, но и мальчики. Один из них Ольге Анатольевне особенно запомнился.
— В открытые двери нашего кабинета ходил-заглядывал мальчик, — вспоминает педагог. — Ему было интересно, чем мы тут занимаемся. Однажды я сказала ему: "Заходи, садись с нами". Саша зашел — и остался в нашей студии на несколько лет. Мальчик профессионально занимался балетом, и через какое-то время его пригласили учиться в академию Астаны. Он переехал в столицу, но на каникулах приезжал с родителями и заходил ко мне поздороваться. Знаете, о чем рассказывал? О том, что в их балетной группе он единственный, кто умеет шить! Поэтому Саша там всем девчонкам помогает зашивать пуанты. Для меня это — лучше всяких комплиментов.
Секрет успеха
Ольга Сенотова учит детей не только шить, но и утюжить, а также пользоваться швейной машинкой. Еще она показывает, как можно превращать старые вещи в новые: из старых джинсов легко сделать сумку, из толстовки — юбку.
— Реставрация и перекрой одежды — это особый вид искусства, — считает Ольга Анатольевна. — Мы живем в эпоху, когда вокруг слишком много вещей. И сейчас многие подростки выступают за экологичное потребление, за возможность продлить жизнь старым вещам. Для этого и нужно умение шить.
Ольга Сенотова разрешает детям самим выбирать то, что нравится. Не хочется делать игольницу? Попробуй сделать картину из лоскутков. Не нравятся картины? Попробуй ниткографию! Вместе с детьми она тоже продолжает учиться — новым техникам и направлениям. Главным по-прежнему остается творческий процесс и быстрый результат — стильные штучки. Любые, но сшитые своими руками.
Ирина Краскова