Расследование по "Яндекс.Такси": что изменится для пассажиров и водителей
Агентство по защите и развитию конкуренции завершило антимонопольное расследование в отношении "Яндекс.Такси", передает Tengrinews.kz.
По итогам расследования компания была привлечена к административной ответственности за координацию экономической деятельности таксопарков, выраженную в навязывании услуг технической поддержки программного обеспечения контрольно-кассовых машин.
"Также в рамках расследования "Яндекс.Такси" привлечен к административной ответственности за непредоставление информации антимонопольному органу. "Яндекс.Такси" на добровольной основе внес три миллиарда тенге в государственный фонд поддержки цифровой экосистемы Казахстана", — говорится в сообщении.
Кроме того, агентством согласован антимонопольный комплаенс "Яндекс.Такси", в рамках которого предусмотрена реализация следующего комплекса мер:
- для водителей одним из условий повышения уровня дохода станет отмена с 14 декабря взыскания комиссии "Яндекса", если заказ превышает двукратно базовую стоимость поездки (экономический эффект примерно на 2 миллиарда тенге в год);
- введение дополнительной бонусной программы для водителей (7-10 миллиардов тенге в 2024 году в зависимости от роста оборота отрасли и инфляции);
- улучшение пользовательского приложения для повышения прозрачности формирования тарифа с приведением обоснований его повышения и прогноза изменения;
- для пассажиров введут обновленный тариф "Вместе", который даст возможность заказать такси за более низкую стоимость даже в самый пиковый спрос (ограничения на повышение тарифа до х2);
- агрегатор введет ограничения на повышение тарифа выше х3 в условиях максимального спроса на услуги такси, например, в непогоду или праздничные дни - выше данного уровня будет не более 5 процентов поездок в квартал;
- для пассажиров с детьми будет введен тариф "Детский", который позволит вызывать авто с наличием детского кресла либо бустера.
Отмечается, что для эффективной взаимосвязи с водителями такси и поддержания коммуникации с клиентами сall-центр будет функционировать с "живым" оператором.
Кроме того, приняты следующие системные меры, обеспечивающие баланс интересов пассажиров и водителей:
- агентством инициированы поправки в законодательство, введение которых позволит водителям работать напрямую с "Яндексом" без таксопарков (комиссия таксопарков составляет 4-8 процентов);
- для детального изучения программного обеспечения "Яндекса", а также факторов, влияющих на ценообразование (погодные условия, праздничные дни, повышенный спрос, отсутствие водителей и т. д.), независимой аудиторской компанией в сфере IT совместно с агентством, Министерством цифрового развития и аэрокосмической промышленности будет проведен аудит алгоритмического ценообразования.
"Выполнение "Яндексом" обязательств в рамках антимонопольного комплаенса будет находиться на контроле специальной мониторинговой группы при агентстве. В его состав войдут эксперты (представители инициативных групп, министерств транспорта, труда и социальной защиты населения, юстиции, цифрового развития и инноваций, а также ассоциации таксопарков) профессиональных сообществ, что позволит своевременно рассматривать возникающие вызовы", — заключили в агентстве.