Цены на обувь могут взлететь в Казахстане из-за введения маркировки
Уже с 1 июля в Казахстане планируют ввести обязательную маркировку как ввозимой, так и производимой обуви. Предприниматели возмущены и считают меру непродуманной. По их прогнозам, цены могут вырасти на 20-30 процентов, а половина продавцов разорится, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Продавцы обуви пожаловались в Министерство индустрии и инфраструктурного развития. С 1 июля все производители и импортеры обуви должны будут маркировать свой товар специальным двумерным кодом Data Matrix. Вводится маркировка для защиты покупателя от некачественного товара.
Гульнара Сынбинова 8 лет возит обувь из Италии. Сейчас она участвует во всех вебинарах, но так и не может понять до конца, как будет работать система.
"Мне сказали, товар должен быть промаркирован либо до пересечения границы, либо на таможенных складах. Просто вложить марку в коробку нельзя. Нужно на каждую приклеивать. Транспортные компании не хотят этим заниматься. Распечатать просто марку они могут. Это будет стоить от 10 до 15 центов по европейским меркам. Это около 100-150 тенге. Просто распечатать. А наклеить? В Европе ручной труд — это самый дорогой труд, и если мы, говорит, будем нанимать людей, которые будут клеить вам марки, это будет очень дорого вам стоить. Фабрики на себя тоже такую роль брать не хотят. Им это не нужно", — рассказала Гульнара Сынбинова.
По ее словам, на каждое наименование обуви нужно завести отдельную карточку в базе данных, прикрепить по 4 фото. Ввести все данные об обуви, включая длину, ширину и глубину коробки. Для чего последнее, предприниматели не могут понять. К тому же им придется нанимать отдельный персонал для наклейки марок на таможне.
"Если предприниматель завозит 15 тысяч наименований обуви. На каждое наименование 4 фото. Это 60 тысяч фото. Физически невозможно этим заниматься. И как можно на целый контейнер обуви наклеить вручную марки? Как быть с пересортицей (перевод товаров из одного сорта в другой. – Прим.)? А если допустишь опечатку при вбивании? Модераторы не пропустят товар, три дня ждать, потом заново. Это надо сутками за компьютером сидеть, а не своей прямой деятельностью заниматься! А представьте продавца на рынке! Для него это вообще темный лес!" — возмутилась Гульнара Сынбинова.
В МИИР сообщили, что в пилотном проекте участвовали производители и реализаторы обуви. Но нужно, чтобы в нем участвовали и субъекты микробизнеса — продавцы обуви на базарах, считает президент Казахстанской ассоциации предпринимателей Ермек Абильдин.
"Когда они с этой проблемой столкнутся — процентов 50-60 из них закроются. Если, конечно, будут работать без контрабанды. Но самая главная проблема, что производители обуви — в основном европейские страны, которые столетиями работают на рынке, — сейчас отказываются. Они говорят: "Мы для вас специально, для Казахстана, не будем сидеть клеить, ставить оборудование, принтеры. Распечатывать и эти наклейки клеить не будем". Для транспортных компаний, которые готовы клеить штрихкоды, это очень накладно. Это увеличит стоимость перевозки. И, кроме этого, они не дают гарантии, что их же человек, который будет заниматься наклейкой, не перепутает коробки. Поэтому цена обуви однозначно возрастет. По моим прогнозам, как минимум на 20-30 процентов", — сказал Абильдин.
Переходный период по новым требованиям продлится в течение года — до 1 июля 2022 года.
"Остатки обувных товаров, ввезенных до 1 июля 2021 года, будут продаваться без маркировки. Далее, если в течение года предприниматель не успевает реализовать товар без маркировки, он может его отмаркировать как остатки. С 1 июля 2022 года будет полный запрет на продажу немаркированных товаров", — рассказал представитель единого оператора маркировки товаров Мухамед Хайдар.
Он заверил, что электронная система для ввода обязательной маркировки рассчитана на большие нагрузки и зависать не будет.
Сейчас проект обязательной маркировки обувной продукции находится на согласовании в госорганах. И, по словам эксперта МИИР Эльмиры Айбатыровой, сейчас в связи с поступающими многочисленными обращениями от бизнеса прорабатывается вопрос переноса введения обязательной маркировки на более поздний срок. В Комитете госдоходов, который будет контролировать маркировку товаров, пока не прокомментировали жалобы бизнесменов, объяснив, что еще не получали никаких нормативно-правовых актов.