Безопасна ли нынешняя дорожная регулировка на проспекте Сатпаева?
Открытие двух новых надземных переходов через одну из самых оживлённых транспортных магистралей города призвано обеспечить не только безопасность пешеходов. Ликвидация лишних светофоров и зебр направлена на устранение автомобильных пробок, которые регулярно возникали на проспекте Сатпаева в часы пик. В прошлой публикации мы писали о том, что жизнь пешеходов при новой регулировке сильно усложнилась. Но стала ли она проще у водителей?
Удобство, сопряжённое с риском
Расстояние от Иртышского моста до перекрёстка проспекта К. Сатпаева с улицей Жибек жолы — 1000 метров. Именно здесь в вечерние часы пик возникала автомобильная пробка в направлении КШТ. С появлением надземки у мечети в данном месте был демонтирован светофор и запрещен пешеходный переход. Сегодня этот участок автомобили проезжают практически без остановки. То есть новая регулировка добавила удобства водителям, не создав хлопот пешеходам.
Несколько иначе дело обстоит на отрезке от вышеназванного перекрёстка до надземки у спорткомплекса. Тут расстояние также составляет один километр. Пробка обычно появляется в утренние часы, когда поток машин направляется в сторону города. И если теперь автомобили, двигающиеся по главной дороге в прямом направлении, не испытывают трудностей, то для тех, кто желает выехать от "Фрешмаркета" в город, задача усложнилась. А для поворачивающих от спортивного комплекса налево — и вовсе стала опасной.
После отключения светофора на выезде из "Фрешмаркета" появился знак, разрешающий водителям выезжать на проспект К. Сатпаева только направо. Следовательно, им надо двигаться в направлении КШТ и искать по пути участок для разворота в направлении города. Теоретически таким местом может стать незавершённый перекрёсток перед бассейном. Здесь имеется светофор (правда, не горящий), а знак "Направление движения по полосам" разрешает поворот налево с крайней левой полосы.
Парадоксально, что на выезде на проспект от бассейна дорожные условия полностью аналогичны тем, что у "Фрешмаркета". Однако здесь знак дозволяет выезд налево — в сторону города. Причем с отключением светофора у "Фрешмаркета", который на время отсекал поток, движущийся по главной дороге, поворот налево с пересечением четырёх полос сделался гораздо опаснее, чем раньше. В полиции заявляют, что данная регулировка — временная.
— Светофор возле бассейна предусмотрен проектом дальнейшей реконструкции проспекта К. Сатпаева, — поясняет начальник отдела дорожно-технической инспекции управления полиции Усть-Каменогорска Сергей Коваленко. — Там будет соединяться проспект Есенберлина с Самарским шоссе. То есть светофор поставлен на перспективу. Подключаться он не будет до тех пор, пока все эти работы не закончатся. С противоположной стороны положение аналогичное. На выезде от драмтеатра стоит знак "Движение только направо", а возле Назарбаев Интеллектуальной школы такого знака нет. Сейчас снег сойдёт, и мы будем ставить дополнительные знаки. Все нюансы организации движения доделаем в весенний период, когда можно будет вкапывать и бетонировать стойки.
Пока же водители вынуждены разворачиваться на свой страх и риск. Большинство предпочитает доезжать до первого действующего светофора и разворачиваться за железнодорожным мостом.
— Водитель обязан при выезде со второстепенной дороги уступить движущимся по главной, — комментирует Сергей Коваленко. — Если водитель видит, что поток движения интенсивный, он не станет пытаться проскочить четыре полосы. Машины уходят направо, перестраиваются и плавно разворачиваются. В настоящий момент, пока нет ни дорожных знаков, ни разметки, вы можете развернуться в любом месте, за исключением пешеходного перехода и зоны остановки общественного транспорта.
Впрочем, желающих развернуться на проспекте К. Сатпаева вне перекрёстков в зимнее время может остановить полиция за пересечение двойной сплошной линии. Несмотря на то что под снегом разметки не видно, её наличие предполагается знаками "Направление движения по полосам". Двойная сплошная линия отделяет встречные направления на дорогах с четырьмя полосами (как в нашем случае). За пересечение предусмотрено наказание по части 3 статьи 596 Кодекса "Об административных правонарушениях", изложенной в новой редакции: "Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено правилами дорожного движения, в том числе сопряжённый с разворотом или поворотом, — влечёт лишение права на управление транспортными средствами на срок один год".
Таким образом, существующая регулировка провоцирует водителей на опасные манёвры и совершение правонарушений. Впрочем, в полиции уже планируют установить безопасную зону для разворота.
— В дальнейшем будем смотреть, где оставить разрыв, — рассказывает Сергей Коваленко. — Разумнее всего сделать его за опорой железнодорожного моста. Там как раз получается условный островок безопасности. Автомобили идут в прямом направлении. Машина, уходящая налево, будет прятаться за опору, не мешая прямому потоку.
И вновь о пешеходах с костылями
В прошлой публикации мы уже писали, что наибольшие трудности в связи с новой регулировкой сейчас испытывают пациенты областного реабилитационного центра. Ведь от остановки возле спорткомплекса им приходится пройти до лечебного учреждения почти километр. Но, как оказалось, выход здесь существует. Правда, пока не самый удобный.
— Реабилитационный центр находится между "Фрешмаркетом" и перекрёстком с улицей Жибек жолы, — даёт рекомендации начальник отдела дорожно-технической инспекции. — Надо выходить на перекрёстке — остановка "Дворец бракосочетаний", по светофору перейти дорогу и по диагонали уходить в реабилитационный центр. Там точно такое же расстояние, как от "Фрешмаркета".
Мы измерили указанные расстояния по карте 2GIS. От остановки "Дворец бракосочетаний" до реабилитационного центра — около 460 метров. От "Фрешмаркета", если двигаться вокруг ограды парка, получается все 517 метров. Через парк можно срезать путь до 440 метров. Причём расчищать парк начали только на этой неделе. Всю зиму он был завален снегом. Посетители реабилитационного центра протоптали в нём тропинки.
Получается, что дорога от перекрёстка и впрямь выходит не намного длиннее. Более короткого пути "по диагонали", как рекомендует Сергей Юрьевич, в реальности пока не существует. Напрямик от перекрёстка к центру не пройти — мешают траншея у автозаправки, кусты и котлован какого-то будущего строения. Вот и ходят инвалиды с костылями и палочками по скользким, нерасчищенным тропкам. Впрочем, это уже вопрос к городским коммунальным службам, которые до сих пор не могут справиться с избытком снега.
— Таким образом, ликвидация перехода создает единственное неудобство — "Фрешмаркету", — констатирует Сергей Коваленко. — Да и то для тех, кому ехать на КШТ, там вообще проблем нет — вот она остановка.
Вопреки уверенности властей, что трудностей у пешеходов нет, у отменённого перехода регулярно скапливаются группы горожан. И сердобольные полицейские, дежурящие здесь, временами останавливают поток машин, чтобы их пропустить. А ведь всё могло быть значительно проще, если бы на месте добросердечного парня с жезлом стоял светофор с кнопкой.
Ирина Плотникова