В ВКО 20-летний военный умер во время физподготовки на учебном полигоне
Житель Бородулихи Дархан Кинаятов после срочной службы в армии твердо решил посвятить свою жизнь защите Родины. Минувшим летом он вступил в ряды Пограничной службы КНБ на контрактной основе. Его родители очень гордились единственным сыном и даже представить не могли, что он скончается прямо во время несения службы при странных обстоятельствах: при сдаче норматива по кроссу у парня внезапно остановилось сердце.
Минул месяц после трагедии. Близкие Дархана ведут самостоятельное расследование, отказываясь верить официальному заключению. Почему у молодого спортсмена внезапно отказало сердце и кто должен отвечать за жизнь и здоровье военных во время их службы, разбирался корреспондент YK-news.kz.
Держать удар
По словам родных, Дархан с детства старался поддерживать хорошую физическую форму. Ведь мальчика наставлял заслуженный тренер Казахстана по боксу — его родной отец.
— Дархан сдал норматив кандидата в мастера спорта по этому виду единоборств, — рассказывает двоюродный брат рядового Дастан Бошанов.
— Он был крепким парнем — и физически, и морально. Отслужив год на западе страны, захотел продолжить военную карьеру и поступил на службу в пограничный отряд. Этой работе Дархан посвятил всего себя. Решил во что бы то ни стало продвинуться по службе, крепко встать на ноги и уже потом создать семью. Вообще не в характере Дархана было жаловаться на что-либо. Но летом он все же поделился с мамой, с которой был очень близок, что в последнее время плохо себя чувствует. Появилась слабость, стало тяжело дышать. Мать настояла, чтобы Дархан показался врачу.
Местные доктора после осмотра направили парня к алматинским специалистам для дополнительного обследования.
— В Алматы он лежал в госпитале КНБ, медики поставили диагноз "киста щитовидной железы", но не сделали операцию по удалению новообразования, — продолжает Дастан. — Брата отправили с этим диагнозом обратно в Усть-Каменогорск. Оттуда он поехал в госпиталь Семея. И уже после этого вернулся домой в Бородулиху. Кисту так и не удалили.
Несмотря на состояние здоровья Дархана, военные врачи даже не отправили парня на больничный.
— Всего через несколько часов после приезда ему позвонили из части, — излагает свою версию минувших событий дядя солдата Айдын Сулейменов. — Сказали, что поставили его в ночной наряд. Он после долгой дороги сразу отправился на службу. Даже отдохнуть как следует не успел. Я отвез его на пограничный пост "Ауыл" в Шемонаихинском районе на границе с Россией, где он служил. Оттуда он уже не вернулся...
В официальном ответе на запрос YK-news.kz представители военной прокуратуры сухо пояснят, что "14 октября 2015 года около 12 часов 30 минут военнослужащий по контракту Дархан Кинаятов на полевом учебном центре в Усть-Таловке при выполнении упражнений потерял сознание". По официальным данным, врачи ближайшего медпункта на Артемьевском руднике в 12:40 констатировали смерть рядового.
Сердечная достаточность?
В специализированном надзорном органе сообщили, что причиной смерти рядового Кинаятова стала "острая сердечная недостаточность, дилатационная кардиомиопатия и многоузловой зоб". Сейчас по факту гибели парня ведут служебное разбирательство в части и следствие в военной полиции. Однако родные Дархана не верят, что виновных в смерти парня справедливо накажут.
— Он заступил в наряд в ночь, с дороги, не отдохнувший, — выдвигает свою версию событий Айдын Сулейменов. — Он же молодой, патриот, в наряде не спит, к службе относится со всей серьезностью. Вот и получается, что за всю ночь глаз не сомкнул, а утром его забрали на стрельбища норматив сдавать. Они там подтягиваются, насколько я знаю, стометровку бегут на время, а потом еще три километра. На этой дистанции он и упал. Любой человек не выдержал бы на его месте.
Когда прошел первый шок от страшной новости, которую сообщил семье командир заставы, родственники молодого пограничника начали размышлять логически.
— Почему ему не дали освобождение от физических нагрузок после госпиталя и сразу поставили в наряд? Почему его вообще на стрельбище забрали с ночной смены? Где был врач во время физподготовки? — задается непростыми вопросами Айдын и делится сомнениями: — В личной беседе сослуживцы Дархана признались мне, что на стрельбище в тот день не было санитарного дежурного. А по официальным данным, медик на полигоне был. Стрельбище находится примерно в 15 километрах от Шемонаихи. Как они могли доставить его в медпункт за десять минут? И таких несоответствий в деле масса.
Корреспондент YK-news.kz также пытался связаться с сослуживцами Дархана. Однако они наотрез отказались общаться с журналистами. Военные сослались на то, что информация о произошедшем в тот злополучный день на полигоне в Усть-Таловке является секретной и за ее разглашение они могут понести серьезное наказание.
— Нам военные сказали, что Дархан больше получаса лежал на полигоне еле живой, — излагает свою версию событий Дастан Бошанов. — Сослуживцы растерялись, не знали, что делать. Я хирург и прекрасно понимаю, что его можно было спасти, просто проткнув трахею, чтобы брат мог дышать. Я считаю, если бы медик оказался рядом, то Дархан был бы жив.
В воинской части называют безосновательными все подозрения семьи погибшего рядового. Представитель учреждения согласился ответить на вопросы корреспондента YK-news.kz.
— Правда ли, что Дархан Кинаятов только приехал из госпиталя и его сразу поставили в наряд, а оттуда забрали на стрельбище?
— Ничего такого не было. Все было в рамках закона и соответствующих приказов, как положено. После госпиталя у него было время для отдыха. Прямых виновников тут нет, никаких перегрузок не было. Это была случайность, от нее никто не застрахован. Парень молодой, но у него остановилось сердце. Сейчас ведется расследование. Но там виноватых нет, видимо, человек просто перевозбудился. Точно определит экспертиза.
— Мог ли рядовой отказаться от сдачи кросса?
— Да. Все военнослужащие проходят инструктаж по технике безопасности перед сдачей нормативов. Медик спрашивает, кто не может выполнять упражнения по состоянию здоровья. Любой служащий, включая рядового Кинаятова, мог обратиться с просьбой, например, перенести зачет по кроссу. И это не повлияло бы на общую оценку по сдаче норматива.
— Мы располагаем официальной информацией от военной прокуратуры, из которой следует, что в 12:30 Дархану стало плохо, и уже в 12:40 его смерть констатировали медики. Врачи успели прибыть так быстро и мгновенно разобраться в произошедшем?
— Расследование веду не я, поэтому не в курсе деталей.
— Должен ли медик находиться на полигоне во время учений?
— Медики всегда есть.
— То есть врач дежурил во время учений и в тот день?
— Да.
— Регистрировались ли подобные несчастный случаи раньше?
— Вы же знаете, какая сейчас экология. От этого никто не застрахован. Прямых нарушений не было. Просто сейчас ведется служебное расследование, чтобы определить размер компенсации родственникам. Это очень большие деньги, около двух годовых окладов (примерно два миллиона тенге). Если у него были дети, родственники, им положена уйма льгот. Да и первоначально без этих процедур на общем собрании мы решили добровольно сдать деньги. В результате собрали 600 тысяч тенге, помогли семье материально, полностью оплатили погребение и поминки. Командир части сам вручал деньги родственникам. Они даже выразили слова благодарности, что все было хорошо и оперативно организовано.
Пресс-секретарь Погранслужбы КНБ РК Канатбек Султанов подтвердил, что служебное расследование по факту смерти Дархана Кинаятова приостановлено для проведения необходимых экспертиз, и заверил:
— Если виновные есть, они понесут заслуженное наказание. Этим мы, конечно, не вернем Дархана. Но если в работе Погранслужбы обнаружатся нарушения, мы предпримем все возможное, чтобы не допустить повторения подобной ситуации.
Вопрос жизни и смерти
Корреспондент YK-news.kz обратился к главному внештатному кардиологу области Наталье Полтораниной с целью разобраться в весьма деликатном вопросе: был ли у Дархана Кинаятова шанс выжить? Мы предложили эксперту ответить на вопрос теоретически, учитывая официальное заключение о причине смерти молодого человека.
— Проблемы с сердцем в данном случае скорее следствие, чем причина, — делится своим мнением Наталья Андреевна.
— На фоне болезни, значительных физических нагрузок и утомляемости могли возникнуть фатальные нарушения сердечного ритма, которые в конечном счете привели к смерти. Даже если бы поблизости оказался квалифицированный врач, мало шансов, что военному это помогло бы. Токсическое воздействие гормонов щитовидной железы при многоузловом зобе могло привести к структурным изменениям сердечной мышцы и ее ослаблению.
Примечательно, что за последние несколько лет смерть "при исполнении" нередко настигает представителей силовых структур.
Три года назад в Усть-Каменогорске во время сдачи нормативов по физподготовке для аттестации скончался 43-летний подполковник юстиции Каримхан Смаилов. Он умер от сердечного приступа прямо на бегу, упав за несколько метров до финишной черты.
В 2010 году в Караганде 23-летний солдат-контрактник лишился сознания во время построения. Парень больше не пришел в себя. Врачи установили, что причиной смерти также стал сердечный приступ.
Годом ранее во время спортивных занятий скончался 22-летний курсант Военного института Сил воздушной обороны имени Талгата Бегельдинова в Актобе. Официальная причина смерти — острая сердечная недостаточность.
Впрочем, в противовес официальным заключениям специалистов и самих военных есть альтернативное суждение.
— Каждую неделю в республике умирают примерно 500 человек, 80 процентов из них можно было спасти, — считает глава республиканского общественного фонда "Ак журек" Руслан Масхутов. — Это вопрос времени. Помощь нужно оказать в течение первых пяти минут, после — уже бессмысленно. И Дархана однозначно можно было спасти, если бы там был автоматический дефибриллятор. Таким устройством мог бы воспользоваться и человек без медицинского образования. Военные практически постоянно испытывают и физическую, и моральную нагрузку. Поэтому армия — это место, где такая техника непременно нужна. Мы этот вопрос обязательно рассмотрим с Министерством обороны, чтобы установить аппараты на всех учебных полигонах.
***
Со дня смерти Дархана Кинаятова не прошло еще и 40 дней. Семья готовится к предстоящим поминкам и все еще ждет окончательных результатов расследования. Родители солдата надеются, что ответственных за его смерть накажут по всей строгости закона.
Зарина Жумагалиева