В ВКО живёт лучшая в Казахстане женщина-снайпер
43-летняя Лариса Котова отлично стреляет. Нет, не глазками. Она попадает точно в цель из винтовки Драгунова. Лариса служит в воинской части Ахмирово, она снайпер с 10-летним стажем. И мама четверых детей.
"А я люблю военных..."
Отец Ларисы Котовой был военнослужащим. Старший прапорщик, командовал взводом, служил и в зенитном полку, и в танковом. Лариса в детстве искренне считала, что любой порядочный мужчина должен быть в военной форме.
— В юности я была просто уверена, что выйду замуж только за военнослужащего! Никак иначе, — с улыбкой вспоминает Лариса. — Я не представляла себе дом, где нет военной формы.
С возрастом Лариса стала мыслить менее категорично. И в итоге выбрала мужчину, никак не связанного с армейской жизнью.
У них родилось трое детей.
"Хочу служить! Возьмёте?"
Вообще по образованию Лариса — технолог пищевой промышленности. Однако она тщетно пыталась найти работу по специальности. Везде требовались повара со стажем и без маленьких детей.
Зарплата? Зарплата повара. О больших суммах, понятно, речь не шла.
В 30 лет Лариса Котова решила круто изменить свою жизнь. Пришла в военкомат и прямо сказала:
— Хочу служить! Возьмете?
Взяли. И так совпало, что именно в тот момент шел набор в снайперские взводы. "Пойдешь?" — "Пойду".
Тогда Лариса даже не догадывалась о собственной меткости. Куда предложили, туда и пошла. Оказалось, что попала она как раз туда, куда нужно. Позднее, во время учений Лариса с удивлением обнаружила, что легко попадает в цель. У нее получалось, ей нравилось.
Успехи молодой "снайперши" заметило руководство. Командиры стали отправлять девушку на различные сборы, республиканские соревнования, откуда она почти всегда возвращалась с победой.
В 2009 году Лариса Котова получила высокую государственную награду из рук президента. Медаль "Жауынгерлiк ушiн ерлiгi" ("За воинскую доблесть"). Лариса — единственная женщина-снайпер Казахстана, удостоенная столь высокой награды.
— Лариса, но как же так: в 30 лет вы вдруг решили начать военную карьеру?
— Понимаете, на тот момент я осталась без мужа. С троими детьми. Мне надо было растить их, нужна была стабильность. А в моем понимании эту стабильность могла дать только военная служба. Поэтому я и пошла в военкомат, — объясняет Лариса. — А потом безумно полюбила свою работу. Непростую. Неженскую. Но я была на своем месте, я это чувствовала.
Лариса хотела овладеть всеми секретами и тонкостями снайперского дела. Она каждый день буквально бежала на службу. Не чувствовала расстояния до полигона, а это туда-обратно 15 километров. Она много ходила, бегала, тренировалась. Соответственно, могла похвастаться крепким здоровьем и отличной фигурой. Отпуск ей казался безумно долгим. А рабочие будни мгновенно пролетали.
Точно в цель!
— Как выглядит день женщины-военнослужащей?
— По-разному. Единого сценария нет. Расскажу приблизительный распорядок дня со стрельбищем на полигоне.
В 7.00 я уже была на службе, получала оружие. Потом шла до полигона, в 9.00 — стрельба. Тренировка, огневой рубеж. В любое время года и в любую погоду ты лежишь на сырой земле. Бегаешь со снаряжением весом 15 килограммов. Не чувствуешь холода, ветра. Не обращаешь внимание на жару. Обратно в часть возвращаешься только к обеду. Конечно, снова идешь пешком. Затем тщательно чистишь оружие, на это уходит примерно час. Сдаешь его. Далее начинается прочая работа. Домой возвращаешься вечером.
— Как же вы успевали отводить детей в школу, помогать им с уроками?
— Я многого не успевала, — говорит Лариса. — Мне здорово помогала мама. Она ведь жена военнослужащего. Она знает все нюансы армейской жизни.
— А как, кстати, родители отнеслись к вашему решению пойти на воинскую службу?
— Мама нисколько не удивилась. Она рассказывает, что я даже умудрилась родиться аккурат 22 июня, в воскресенье. И схватки у нее начались ровно в 4 утра, — смеется Лариса. — А отец вообще обрадовался такому повороту событий. Получилось продолжение семейной династии.
Давай, родная, не подведи!
За каждым снайпером закреплена своя винтовка. Стоят они в ряд, пронумерованные, и кажется, что все одинаковые. Действительно, это ведь стандарт: размеры, вес, даже цвет винтовки — всё один в один. Но каждый снайпер издали безошибочно узнает свое оружие. По мельчайшим царапинам, по каким-то еще только ему известным отличиям.
— Свое — это свое, родное. С винтовкой нужно обращаться, как с напарником, и относиться к ней с трепетом, с уважением, — уверена Лариса. — Не смейтесь только: я со своей винтовкой даже разговаривала! Например, на важных соревнованиях лежу, прицеливаюсь и говорю: "Давай, родная, не подведи! Нам с тобой нужно победить!" Доброе отношение понимают все, даже оружие.
За 13 лет воинской службы происходили разные кадровые перестановки.
Однажды в региональном командовании решили, что быть снайпером — неженское дело. Тяжело. И перевели всех снайперов на другие должности. Лариса стала связистом-телефонистом. Но проработала в тихом, теплом, спокойном месте недолго. Начала поправляться, расслабилась и... попросилась обратно в снайперы! Руководство не смогло отказать.
Был момент, когда Лариса даже была сержантом взвода. Руководящая должность.
— О чем-то жалеете?
— Да. О том, что в 40 лет меня назначили начальником продовольственного склада, — улыбается Лариса. — Понятно, возраст, до пенсии остается немного. Понятно, что я женщина и не все же время мне бегать на полигоне. Но, знаете, скажу честно: если бы сейчас мне предоставили выбор, я бы предпочла вернуться в снайперы. Даже несмотря на то, что мне 43. И невзирая на то, что три месяца назад я родила ребенка. Все равно выбрала бы в напарники родную винтовку.
— Не страшно родить в 43?
— Нет. Когда за плечами армейская подготовка, физическая выносливость – совершенно не страшно.
— В воинской части тоже поздравляют представительниц слабого пола с праздником 8 Марта?
— Конечно, всегда. Только иногда женщинам-снайперам не до этого. Приходишь ты с полигона, а лицо все красное, обветренное. Даже неловко в таком неприглядном виде принимать поздравления.
В этом году 8 Марта Лариса будет дома. Красивая, нарядная. Она ведь не только снайпер. Она еще мама.
Мама четверых детей, и младшей дочке — всего три месяца. А еще Лариса, не удивляйтесь, бабушка! И двум ее внучкам — чуть больше года.
Лариса — счастливая женщина, которая очень любит свою работу. Нелегкую и неженскую.
Ирина Краскова