В первые же дни дистанционное обучение обнаружило подводные камни

9 апреля 2020, 10:07
Сейчас читают:
В первые же дни дистанционное обучение обнаружило подводные камни В первые же дни дистанционное обучение обнаружило подводные камни
В первые же дни дистанционное обучение обнаружило подводные камни

Чтобы сохранить здоровье детей в атакованном эпидемией Казахстане, Министерство образования и науки РК нашло приемлемый выход — дистанционное обучение. Если школьники страны получат возможность обучаться удаленно, то смогут избежать опасности заражения и четвертая четверть не пройдет для них впустую. Первоначально предполагалось задействовать в образовательном процессе все возможные формы: проводить онлайн-уроки в режиме видеоконференций, использовать возможности интернет-платформ, телевидения, радио и даже почты. Но то, что казалось достижимым в идеальном варианте, в реальности привело к проблемам.

После проведения пробных онлайн-уроков управленцам от образования стало ясно, что эта форма слишком зависит от качества и скорости интернета. Правда, по информации министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскара Жумагалиева, впервые с невозможностью непосредственного обучения в Сети столкнулись учащиеся и педагоги на Западе.

— Пробный тест проводился в Казахстане 1 апреля, — сообщил он на брифинге, прошедшем в Нур-Султане. — Эта система не смогла нормально функционировать, когда было большое количество запросов от учеников и учителей. Система "упала". Это западная система. Стриминговые системы не будут использоваться по той простой причине, что сегодня они не могут обеспечить необходимое качество услуг, так как многие граждане мира используют их. Такие компании, как Zoom, которые нужны для больших конференций, испытывают максимально большое количество проблем, когда подключается много людей.

Тем не менее, исключив из расписания онлайн-уроки, дистанционное обучение стартовало и в Казахстане. Шестого апреля более трех миллионов казахстанских школьников приобщились к новому образовательному формату. По данным МОН РК, до 17.00 этого дня на образовательном портале Kundelik.kz было зарегистрировано 2,2 миллиона пользователей, осуществивших более 32 миллионов сессий, на интернет-платформе Daryn.online.kz отметилось более 300 тысяч, а на Bilimland.kz — около 400 тысяч школьников. Платформы посещали и педагоги, для которых предусмотрена возможность не только осуществлять обратную связь с учениками и родителями, но и контролировать, какое видео и сколько минут смотрел ребенок.

Не обошлось и без накладок: в течение дня два раза Kundelik давал сбой, но в обоих случаях технические проблемы были оперативно устранены.

С 6 апреля все 648 школ Восточного Казахстана также начали обучение в дистанционном формате.

— С помощью интернет-платформ могут получать знания почти 168 тысяч учащихся, проживающие в населенных пунктах со скоростью интернета от 4 Мб/с и выше, — проинформировала руководитель управления образования ВКО Сайрангуль Жумадилова. — Те дети, которые не имели компьютеров дома, а это более 10 тысяч человек, обеспечены школьными компьютерами, переданными на временное пользование.

В регионе свыше 5,6 тысячи семей имеют техническую возможность, но не подключены к домашней сети интернет. По поручению акима ВКО Даниала Ахметова для них были приобретены роутеры с SIM-картой, тарифы с повышенным трафиком интернета операторов сотовой связи и проведен интернет через АО «Казахтелеком» и других провайдеров.

— У нас большая смешанная школа, где обучается 1600 детей, из них 210 с особыми образовательными потребностями, — рассказала директор средней школы № 15 Усть-Каменогорска Анаргуль Бектургенева. — Со всеми учащимися мы проводим обучение через информационную систему Kundelik.kz. Также через данную систему и посредством мессенджеров осуществляем обратную связь.  Детям, у которых не было доступа в интернет, раздали роутеры. Школа обеспечила компьютерами тех учеников, у которых их не было. Никаких проблем нет. До этого мы с учителями три недели отрабатывали весь процесс, проводили онлайн-совещания. Вчера отработали первый день в новом режиме, все прошло удачно.

Больше 20 тысяч детей, проживающих в 220 населенных пунктах ВКО, где скорость интернета до 1,5 Мб/с, приступили к обучению через республиканские телеканалы «Ел Арна» и "Балапан". 

— Для качественной организации обучения создан проектный офис из числа сотрудников управления и отделов образования, учителей школ, — объяснила Сайрангуль Жумадилова. — Офис координирует процесс дистанционного обучения, оказывает методическую и техническую поддержку. Так же в управлении и отделах образования функционирует 20 сall-центров по вопросам, возникающим в процессе обучения в новом формате.

Тем не менее первый учебный день вызвал у участников образовательного процесса массу вопросов. Глава МОН РК Асхат Аймагамбетов ответил на них в ходе итогового онлайн-брифинга, состоявшегося вечером 6 апреля в республиканском центре коммуникаций.

Так, в некоторых регионах казахстанцы жаловались на то, что и без того короткий десятиминутный урок на канале "Ел Арна" был основательно сокращен вклинившимся радиоперехватом чеэсников. В ответ министр пообещал отныне согласовывать расписание с МЧС, дабы не сокращать и без того урезанные по времени уроки.

Многие родители учеников сетовали по поводу большего, чем обычно, объема домашних заданий и требований педагогов выполнить его в короткие сроки.

— Мы все понимаем, что в некоторых случаях родители продолжают работать и появляются дома только к вечеру, а следовательно, только тогда и могут проконтролировать выполнение задания детьми, — подчеркнул глава МОН. — К тому же зачастую в семье всего один гаджет на несколько школьников. Поэтому не требуется ставить им короткие сроки для выполнения домашней работы. Прошу всех учителей отнестись с пониманием. Домашние задания должны выполняться в удобное время.

Кроме того, Асхат Аймагамбетов еще раз подчеркнул, что недопустимо требовать фото или скриншоты выполнения заданий учащимися.

— Для подтверждения использовать только обычные методы контроля через обратную связь, — предупредил он. — Никаких дополнительных удостоверяющих документов для этого требовать нельзя ни с учеников, ни с учителей, ни с отделов образования.

Также министр проинформировал, что в ближайшее время TV-уроки, проходящие ежедневно на телеканалах «Ел Арна» и "Балапан" станут сопровождаться сурдопереводом для включения в процесс обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Педагогов и их воспитанников продолжает волновать вопрос о завершении учебного года. Всплыл он и на итоговом брифинге. Асхат Аймагамбетов подтвердил, что по поводу этой актуальной проблемы споры не утихают и в Министерстве образования.

— У моих коллег существует две точки зрения, — поделился он в эфире. — Одна из них заключается в том, чтобы завершить учебный год и выставить оценки уже сейчас. На это мы говорим твердое «нет», потому что в этом случае часть учебного материала не будет пройдена. Вторая позиция — перенос учебного времени на июль - август, как происходит во многих странах мира, охваченных пандемией. Во-первых, мы считаем, что в этом случае на школьников ляжет неоправданная нагрузка, связанная с тем, что после завершения перенесенной четверти придется сразу же без перерыва входить в новый учебный год. Во-вторых, летом во всех школах должны проводиться текущие ремонты, в условиях которых учиться будет затруднительно. И наконец, материал, который учащиеся осваивают в четвертой четверти, логически увязан с тем, что изучался в третьей. Если сделать между этими частями внушительный перерыв, есть риск того, что учащиеся просто утеряют предыдущие знания и умения, и придется затратить много времени на их актуализацию. Поэтому мы уже фактически начали четвертую четверть в дистанционном формате и отказываться от этого не будем.

На сомнения представителей СМИ в качестве знаний, умений и навыков, полученных столь необычным для школьников способом, Асхат Аймагамбетов ответил, что качество знаний при дистанционном обучении всецело зависит от обратной связи с учащимися, организованной учителями, поддержки, оказанной родителями, и самоорганизации детей.

— Возможно, нам удастся достигнуть более впечатляющих результатов, так как при дистанционном обучении ребята могут получить новые навыки и развить иные способности, — надеется он.

Министр заверил, что родители, оказавшиеся в непростой ситуации, связанной с переходом на дистанционку, могут рассчитывать на любую помощь со стороны органов образования.

В тему

У школьников, попавших в вынужденную изоляцию, и родителей, впервые столь интенсивно включившихся в образовательный процесс, судя по всему, настали нелегкие времена. Вот только некоторые высказывания, почерпнутые нами из социальных сетей (лексика, пунктуация и орфография оригиналов сохранены).

"Марина Михайловна, я захожу на телеканал "Ел Арна", а там вас не видно", — едва не плачет в мессенджере мальчишка-младшеклассник, не обнаруживший в телевизоре свою учительницу.

"Вова уроки делать не будет, — сообщает в школьном чате бабушка ученика. — Мы все из-за него поругались, он нам всем сделал нервы! Ему неудобно: в телефоне ничего не видно, камера дурацкая, сто причин! Мы не будем так заниматься. Вот закончится карантин, пусть в школе сам занимается".

"Товарищи, подскажите, как в казахском языке образуются вопросительные предложения, — бьет тревогу горожанка Анна. — Дочери задали прочитать текст и составить к нему вопросы, а как это сделать не показали. Полдня бьемся, никаких нервов не хватает!"

У родительницы четверых детей созрело революционное предложение:

"А что, разве нельзя сделать так: детей отправить в школу, а школу закрыть на карантин.  Я бы им кушать носила с удовольствием, всем четверым. А то у меня уже нервный тик начинается".

"Приглашаю в пати для доты. Надо пострелять, а то кажись скоро стану отцеубийцей, — предрекает юный пользователь паблика "ВКонтакте" под мрачным ником "Death Note999". — Предки весь день торчат рядом и проверяют сделал ли я домашку".

Дабы сохранить душевное здоровье и избежать вспышек домашнего насилия, родители и дети могут обращаться по телефону доверия 8-701-707-24-38 в службу социально-психологической поддержки Дворца творчества школьников. Консультации службы также доступны в социальных сетях Instagram и ВКонтакте. Также о фактах бытового насилия можно сообщать в отделение социальной психологической помощи по разрешению кризисных ситуаций при городском территориальном центре социального обслуживания населения "Ульба" по телефону 77-19-22.

Мира Круль

Также читайте