Громкие преступления советского времени: Об аблакетском стрелке и хитрой цыганке
Мы завершаем цикл материалов в рубрике "Громкие преступления советского времени" двумя историями из книги Виктора Горшков. Однако если вас заинтересовали его истории, вы можете ознакомиться с ними подробнее в книге "Красный Восток".
Аблакетский стрелок
Одним из самых трагичных случаев в послевоенной истории милиции Восточно-Казахстанской области стала гибель начальника уголовного розыска Восточно-Казахстанской области Юрия Михайловича Дробышева.
1 сентября 1983 года в Октябрьский РОВД поступил сигнал с Усть-Каменогорского конденсаторного завода. По словам очевидцев, работник завода Шевелев, будучи в сильном подпитии, приревновал свою жену к мастеру производства и нанес ей ножевое ранение. После чего, разыскав соперника в соседнем цехе, зарезал и его. На место происшествия срочно выехала оперативная группа под руководством старшего лейтенанта милиции В. Бубликова. Одновременно с ними к заводу подъехала и карета скорой помощи. Однако преступник с места преступления уже успел скрыться. Выяснив адрес проживания подозреваемого, оперативники поехали к нему домой. А жил Шевелев в районе поселка Аблакетка, на втором этаже двухэтажного деревянного 16-квартирного дома.
Когда милицейский "бобик" подъехал к дому, из окна второго этажа раздались выстрелы из охотничьего ружья, и машину посекло дробью. Водитель, дав задний ход, вывез товарищей из зоны поражения. Милиционеры немедленно вызвали подкрепление. На помощь оперативной группе прибыл практически весь личный состав Управления внутренних дел и РОВД, а также приехали заместители начальника УВД ВКО Черников и Мантуров, которые и возглавили операцию по задержанию вооруженного преступника.
Шевелев, прихватив патроны и ружье, еще до прибытия подкрепления успел незаметно перебежать из дома в стоящий рядом сарай. О том, что преступник спрятался в сарае, милиционеры даже не подозревали, они были абсолютно уверены, что тот находится у себя в квартире. Подполковник Дробышев пошел расставлять оцепление и, проходя мимо сарая, столкнулся лицом к лицу с выскочившим из дверей Шевелевым. Преступник сходу выстрелил в упор из ружья 16 калибра. Подполковник упал, отброшенный зарядом картечи, а Шевелев, воспользовавшись неожиданностью, вновь успел добежать до подъезда дома и укрылся у себя в квартире. Он снова открыл огонь по милиционерам из распахнутого окна, легко ранив двоих сотрудников милиции. Милиционеры в ответ открыли шквальный огонь из всего табельного оружия. Через некоторое время на помощь милиции подъехал армейский БТР.
Лишь после того, как у преступника закончились патроны, оперативникам наконец удалось задержать его. Всего в ходе операции по обезвреживанию убийцы личным составом было израсходовано около 700 автоматных и 1400 пистолетных патронов. Оконные проемы двухэтажки напоминали бойницы героической крепости.
Суд вынес Шевелеву смертный приговор, но Верховный Суд СССР заменил высшую меру наказания на максимальный по тем временам срок – 15 лет лишения свободы.
Цыганские страсти
Главным действующим лицом в деле об убийстве, расследуя которое усть-каменогорская милиция впервые опробовала спецтехнику для голосовой записи, стала цыганка Роза. Предыстория этого такова...
В 1987 году в город прибыл Канат Кожахметов. В будущем генерал полиции Республики Казахстан, он тогда завалил экзамен по научному коммунизму и приехал в Усть-Каменогорск, так и не окончив Карагандинскую высшую школу милиции (ВШМ). Здесь он был принят в отряд ночной милиции, оперативно обслуживающий район Нефтебазы и Защиты.
...Однажды вблизи защитинского моста был обнаружен труп мужчины. Сначала следственной группой было высказано предположение, что погибший является жертвой дорожно-транспортного происшествия, но судмедэксперт обнаружил на его теле странные параллельные полосы, похожие на следы кистеня. Такие же следы были и на проломленной голове...
Этим делом вместе с Кожахметовым занимался Владимир Андреев – активист, бывший в ВШМ комсоргом. Они стали выяснять связи погибшего, раскручивая их по цепочке. И узнали, что последние лица, с которыми в тот вечер выпивал погибший, – цыганская семья, живущая в своем доме неподалеку от места обнаружения трупа.
Глава цыганской семьи Роза ни в чем признаваться не желала. "Да, пили, – говорила она, – да, потом ушел. Больше ничего не знаем, не видели, не слышали". Но подозрения все росли, и цыганка была задержана.
Накануне одного из посещений Розы дочерью в комнате для свиданий установили записывающий магнитофон "Легенда", предварительно спрятав его в мусорной корзине и забросав сверху мятыми бумагами. После окончания свидания оперативники прослушали полученную запись, на которой различили шепот цыганки:
– Двигатель выбрасывайте подальше!
Срочно выехавшей в дом цыганки опергруппой при проверке во дворе был обнаружен электродвигатель, который вызвал подозрения: от ударов им вполне могли остаться продольные полосы.
Проведенная экспертиза показала, что именно этим предметом жертве были нанесены смертельные раны. Цыгане убили мужчину на бытовой почве, нанеся лежащей жертве множественные удары двигателем по голове и телу, а затем выбросили его на откос у дороги, попытавшись сымитировать гибель в дорожно-транспортном происшествии.
Виктор Горшков