Женщина-инвалид из Алтая — единственная жительница многоэтажки, которая может рухнуть

9 марта 2020, 3:48
Сейчас читают:
Женщина-инвалид из Алтая — единственная жительница многоэтажки, которая может рухнуть Женщина-инвалид из Алтая — единственная жительница многоэтажки, которая может рухнуть
Женщина-инвалид из Алтая — единственная жительница многоэтажки, которая может рухнуть
Елена Аничина на свой страх и риск продолжает жить в аварийном доме. Компанию ей составляют только четвероногие друзья — кошка Серафима и овчарка Бося
Фото Любовь Кожевникова

Месяц назад в доме на улице Шахтостроителей (город Алтай) обрушилась кровля — не выдержала скопившегося за зиму снега. Шифер провалился внутрь чердака, проломив потолок над подъездом и в одной из квартир. Но восстанавливать жилье попросту некому, в многоквартирном доме проживает один человек.

Отыскать дом № 3 на улице Шахтостроителей оказалось довольно сложно. Строение расположено в стороне от центральной дороги, и ведет к нему одна узкая тропинка. Уже издалека стала заметна рухнувшая крыша ветхого здания. У подъезда нас встречала его единственная жительница — Елена Аничина.

Без крыши над головой

Около часа ночи женщину разбудил сильный грохот: стены старенького дома ходили ходуном, как при землетрясении. В панике полусонная Елена выбежала на улицу и увидела, что обрушилась крыша. Сгнившие балки верхней конструкции здания не выдержали тяжести снежной массы. Кровельный материал пробил потолок над подъездом. В квартире женщины провис потолок в гостиной, в коридоре зияет дыра.

— В начале зимы скидывали снег, но только с одной стороны дома, — рассказывает хозяйка квартиры Елена Аничина. — Сама за лопату взяться не смогла, нанимала людей, хотя и дорого — пять тысяч тенге один угол. В январе нашла тех, кто готов был взяться за работу, но за пару дней до этого обвалилось слуховое окно. Дому около 70 лет, находится в крайне неудовлетворительном состоянии. А ремонтировать его некому, из восьми квартир жилая только моя.

Каркасно-щитовые дома в городе массово строили в 50-х годах прошлого столетия. Срок эксплуатации их по нормативам не превышает тридцати лет. Жить можно и дольше, если жилье поддерживать в соответствующем состоянии. После постройки типовой двухэтажки квартиру в ней получила бабушка Елены, а спустя много лет по соседству поселилась и она. Когда-то добротное жилье сегодня представляет собой обветшалое, полузаброшенное здание.

— Дом был по-настоящему нужен только первому поколению проживавших здесь людей, таким, как моя бабушка. Родители еще следили за домом, а вот внуки уже все побросали. В пустующие квартиры начали селиться все, кому жить негде. Осенью прошлого года съехали последние жильцы, и я осталась одна, идти некуда, — печально говорит женщина.

О том, что селились тут самые разные люди, видно невооруженным взглядом. Выбитые окна, полусожженные двери, прогнившие ступени. Правда, есть пара квартир, где установлены металлопластиковые окна, а вход преграждает современная железная дверь. По словам Елены, находились желающие, которые обустраивали квартиры и готовы были содержать дом, однако пожить в нем им так и не удалось.

— Акимат перестал выдавать временные разрешения. А без них договор на оказание коммунальных услуг никто заключить не мог, — поясняет Елена. — Люди обивали пороги многих инстанций, чтобы подключить электричество, но все без толку. И квартиры вновь оставались пустовать. Сейчас уже и не найти их собственников. Из тех, у кого есть правоустанавливающие документы, я, наверное, одна.

Куда податься?

С той страшной январской ночи прошел уже месяц. Трещины в стене с каждым днем становятся все больше. Снег по-прежнему продолжает давить на перекрытие. Но Елена до сих пор продолжает жить в двухэтажке.

— В первые дни после случившегося обратилась в городской акимат. Просила выделить хоть какое-то жилье. Однако для этого нужно встать на очередь, а прежде признать имеющуюся в собственности квартиру аварийной, — с горечью говорит женщина.

После того как Аничина обратилась в СМИ, городская строительная фирма ТОО "Шыгыс Строй Проект" оказала благотворительную помощь. Специалисты провели экспертизу, стоимость которой около 300 тысяч тенге, абсолютно бесплатно.

— Стоимость обследования зависит от объемов здания. В данном случае признать аварийной нужно было не просто квартиру, а весь дом, — рассказывает Сергей Оградов, заместитель директора по технической части ТОО "Шыгыс Строй Проект". — Ремонтопригодность фундамента, стен, перекрытий и кровли отсутствовала. По всем параметрам дом находится в аварийном состоянии. Необходимо ставить вопрос о выселении жильцов и сносе дома.

Акт обследования находится в областном центре, готовится заключение. Когда Елена получит его на руки, сможет встать на очередь. А пока на свой страх и риск продолжает жить в квартире. Компанию ей составляют только четвероногие друзья — кошка Серафима и овчарка Бося. Все ютятся в одной комнате, где помимо мебели стоит электроплита с духовкой — единственный, но небезопасный источник отопления.

— У меня есть печка, но топить ее боюсь, — признается хозяйка. — Кровля открытая, снег начнет таять, и не просто вода побежит с потолка, а напитается штукатурка, и потолок обвалится прямо мне на голову. Так и живу. Боюсь, но живу, потому что идти куда. Иногда ночую у дочери, иногда у знакомых.

Младшая дочь женщины учится в сельскохозяйственном колледже села Чапаево. Живет в общежитии и сейчас домой не приезжает, потому что опасно. У старшей — своя семья и двое детей, к тому же она воспитывает ребенка погибшего брата. Рассчитывать на помощь детей Елене не приходится. Снимать жилье не по карману: из достатка минимальная зарплата курьера и пособие по инвалидности.

Вместе с журналистами в квартире Елены Аничиной побывал заместитель акима района Алтай Тимур Жигитаев.

— Для того чтобы сегодня Елену поставить на очередь, нам необходимо заключение о том, что дом признан аварийным и в нем нельзя проживать. После этого можно рассматривать вопрос о выделении жилья, — пояснил Тимур Мамырканович. — Постараемся в короткие сроки подыскать жилье, хотя бы временное, где Елена сможет жить безопасно.

Нужна помощь

Жить в собственной квартире Елене уже откровенно страшно, сейчас она вынуждена скитаться по родственникам и знакомым. С приходом весенней оттепели дому грозит полное обрушение перекрытий, и тогда весь нехитрый скарб женщины превратится в хлам.

— От ЖКХ мне предложили переселиться в соседний дом на улице Абая, 6, но он точно такой же. Из восьми квартир только две жилые, коммуникации не подключены. Да и квартира находится в полностью нежилой стороне. Еще можно было по приемлемой цене снимать комнату в общежитии, а как же мои животные, да и дочери приехать будет некуда, — делится женщина.

Подходящего варианта с жильем пока не нашли. Свободных квартир на балансе ЖКХ нет, да и выдать их просто так, в короткие сроки нуждающейся Елене никто не сможет. Пока она рассчитывает только на свои силы и помощь горожан. Возможно, кому-то за небольшую плату или просто так необходим человек, чтобы жить и присматривать за домом или квартирой. Елена Аничина готова согласиться на любое пригодное жилье, лишь бы была крыша над головой.

Любовь Кожевникова

Также читайте