Как быть, если потребителю не доставляют квитанции на оплату коммунальных услуг?

17 июня 2018, 12:22
Сейчас читают:
Как быть, если потребителю не доставляют квитанции на оплату коммунальных услуг? Как быть, если потребителю не доставляют квитанции на оплату коммунальных услуг?
Как быть, если потребителю не доставляют квитанции на оплату коммунальных услуг?

Горожане, особенно проживающие в частном секторе, имеют много вопросов к ТОО "Шыгысэнерготрейд" в связи с тем, что квитанции на оплату электроэнергии доставляются им далеко не всегда. Зато поставщики электроэнергии исправно отключают потребителя, допустившего малейшую задолженность. YK-news.kz обобщил вопросы от граждан и задал их руководителю департамента по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по ВКО Кайрату Уразбаеву.

Я живу в частном секторе. Квитанции за электроэнергию от Шыгысэнерготрейда перестала получать больше года назад. Хотя от Водоканала и Тепловых сетей счета приходят регулярно, ничего не теряется. Почему проблемы возникают только с квитанциями за электроэнергию, а за воду и тепло счета приходят исправно?

ТОО "Шыгысэнерготрейд" заключило договор с Казпочтой на доставку потребителю счёта-извещения по плате за потреблённую электроэнергию. Расходы на услугу заложены в тариф. При этом почтовые ящики должны быть в исправном, обеспечивающем сохранность состоянии и находиться в доступном для почтальона месте. Оператор почты не использует для доставки почтовых отправлений и периодических печатных изданий поврежденные ящики. Если же ваш почтовый ящик исправен и содержится надлежащим образом, а извещения не доставляются, то ответственность лежит на ТОО "Шыгысэнерготрейд", так как это отражено в договоре между ТОО и Казпочтой.

Доставка извещений на плату за потреблённые услуги ГКП "Өскемен Водоканал" и АО "Усть-Каменогорские Тепловые сети" осуществляется сотрудниками данных организаций. Этим и объясняется различное качество доставки счетов.

Мне не принесли счёт за электроэнергию. Пошла выяснять, сколько нужно платить, а меня ещё и обвинили в просрочке. Сказали: "Вы сами должны узнавать!". Имею ли я право не платить, если мне не предоставили счёт? Обязан ли Шыгысэнерготрейд доставлять мне счёт-извещение?

Поставщик обязан предъявлять потребителю ежемесячный счёт на оплату предоставленных коммунальных услуг. Плата за услуги производится потребителем не позднее 25 числа месяца, следующего за расчётным, — на основании платёжного документа, подписанного поставщиком. Согласно Гражданскому кодексу Республики Казахстан, оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии, определяемое с помощью приборов учёта. Если счётчик отсутствует или временно неисправен, сумма определяется расчётным путём, за исключением случаев использования автоматизированной системы коммерческого учёта энергии (счётчиков с автоматической передачей данных — прим. автора).

Пункт 29 Правил предоставления коммунальных услуг гласит: потребитель имеет право не производить плату за полученную услугу, если поставщиком в установленном порядке не выставлен счёт. Вместе с тем, согласно статье 32 тех же правил, поставщик имеет право своевременно и в полном объёме получать плату за предоставленные услуги и энергию. Таким образом, согласно иерархии правовых актов, потребитель обязан платить, в том числе в случае непредоставления счёта-извещения на оплату. При этом потребитель имеет право обращаться в суд для решения спорных вопросов, связанных с заключением и исполнением договоров.

В Шыгысэнерготрейде мне предложили вместо бумажного счёта-извещения высылать сумму к оплате СМС-сообщением. Но я хочу видеть начисление, а не только конечную цифру. Могу ли я потребовать с них предоставить мне расчет начисления и бесплатна ли для меня эта услуга?

Вид носителя счёта (бумажный, электронный, СМС и т. д.) не регламентирован. Потребители имеют право выбрать удобный для себя способ доставки счёта-извещения. Другие способы сообщения о произведённых расчётах (акт сверки, выписка по лицевому счёту, электронная почта и т. д.) производятся бесплатно на основании индивидуального обращения потребителя. Если вы хотите получать счета-извещения по электронной почте, можно обратиться в ТОО "Шыгысэнерготрейд" с соответствующим заявлением.

Кроме того, ТОО "Шыгысэнерготрейд" разработало мобильное приложение, которое доступно для Android и iPhone в Play Market и AppStore. Также можно передавать показания и получать информацию о задолженности, зарегистрировавшись в разделе "Личный кабинет" на сайте www.shygys.kz.

Может ли антимонопольное ведомство каким-то образом воздействовать на Шыгысэнерготрейд за то, что нам не носят квитанции?

В случае подтверждения информации о непредоставлении счетов-извещений потребителю, департамент по регулированию естественных монополий вправе принять следующие меры воздействия:

  • направление уведомления о недопустимости совершения подобных действий;
  • проведение проверки, по итогам которой может быть возбуждено административное производство с взысканием штрафа и вынесением предписания;
  • обращение в суд по вопросам защиты прав неопределённого круга потребителей в случаях нарушения прав более десяти граждан по одному и тому же вопросу.

От редакции

4 мая 2018 года акимат ВКО утвердил изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, регламентирующие ситуацию с отключением электроснабжения за неуплату. Отныне клиент, впервые оказавшийся в подобном положении, не должен будет платить за подключение. Свет ему вернут после погашения долга. А вот плательщики, у которых задолженность образовалась повторно, должны будут оплатить не только сумму долга, но и внести плату за подключение.

Ирина Плотникова

Также читайте