Как не стать жертвой деструктивных религиозных течений
Глава государства Нурсултан Назарбаев называет духовность одной из главных ценностей. Сегодня в Казахстане насчитывается более 18 религиозных конфессий. Как известно, рядом авторитетных международных организаций дана высокая оценка действующей в Казахстане модели гражданского мира и согласия.
Вместе с тем, в настоящее время экстремизм со своими многообразными формами стал распространенным явлением и приобретает все более угрожающие масштабы. Сегодня нет ни одного государства, где бы ни столкнулись с этой глобальной проблемой. Низкая религиозная грамотность позволяет различного рода мошенникам, прикрывающимся религией оторвать человека от его корней, его истории, веками сложившегося менталитета. Именно низкая религиозная грамотность заставляет человека быть нетерпимым, придерживаться крайних, радикальных взглядов, идти против своих родных, против своей родины. Проблематичным здесь является то, что под деструктивное влияние преимущественно попадают молодые граждане. В последнее время, как отмечают исследователи религиозных вопросов, современная молодежь стала с интересом изучать вопросы, касающиеся вероисповедания. Однако, среди приверженцев традиционных религиозных течений находятся и те, кто становится жертвой деструктивных организаций.
По данным специалистов, в Восточно-Казахстанской области, а точнее — в Аягозе, многие жители стали жертвами деструктивных течений, но эти факты были зафиксированы порядка 20 лет назад. На сегодняшний день обстановка в этой сфере в Аягозском районе стабильная. Так, жителя Аягоза Еркина Куатбекова увлечься изучением религии сподвигла потеря близкого человека. Он рано потерял родителей. После смерти матери, 16-летний Еркин стал искать глубокий смысл в вере, но вместо духовного пути — ступил на неправильный. Попавшаяся мужчине литература и аудиозаписи пропагандировали совершенно иные ценности, нежели ислам.
— В 2003 году я стал искать значение слова «мусульманин». Самостоятельно, без учителя, наставника. Прочитал множество книг, прослушал большое количество дисков. Сомнения появились, когда я услышал, что якобы нельзя читать Коран по усопшим. Будто бы читают его за деньги. Вот так я встал на неверный путь. Был у меня близкий знакомый. Мы не верили Муфтияту, считали его ошибочным, делали все только так, говорили нам на этих дисках. Находили всему логическое подтверждение. Мы поддавались эмоциям, не слушали никого, — говорит Еркин Куатбеков.
Вот так, без должных знаний и проверенных источников информации, мужчина стал жертвой деструктивных религиозных течений. Лишь собственный интерес и сложный эмоциональный фон стали причиной вовлеченности Еркина в религию. Казалось, в начале 2000-х доступ к Всемирной паутине был не таким доступным для широких масс, как сейчас. Для мужчины, который увлекался программированием, это было не так сложно.
Постепенно, благодаря пытливому уму и поддержке окружающих, мужчина стал возвращаться к традиционному исламу. По его словам, когда он впервые пошел в мечеть, из молодежи там было четверо парней. Двое из них сейчас служители местной мечети. Один — получил высшее теологическое образование. Общение с ними и помогло нашему герою переосмыслить каноны религии.
На данный момент, реабилитации Еркина Куатбекова способствует и профилактическая деятельность управления по делам религий Восточно-Казахстанской области и Центра исследования проблем религий региона. В Аягозском районе функционируют 22 мечети. Служители храмов ведут системную работу по постепенной дедеструктивизации жертв радикализма.
— Духовное управление мусульман Казахстана поставило задачу перед имамами мечетей работать в 4 направлениях: усиление деятельности по исследованию уагызов, возрождение курсов по религиозной грамотности при мечетях, борьба с деструктивными течениями, а также организация благотворительных акций. Во всех мечетях страны ведется работа по этому плану. При нашей мечети создан Совет ученых, Союз молодежи, сектор женщин. Системная планомерная работа уже дает свои плоды. Начинать нужно с семьи. В каждой семье ребенок должен получать информацию о своей религии. Чтобы ребенок был просвещен, должен быть просвещен его родитель, — рассказывает наиб-имам мечети в городе Аягоз Даулет Идришев.
Во время просветительской религиозной работы специалисты информируют население о запрещенной религиозной литературе на территории Казахстана и запрещенных религиозных организациях в стране. По решению суда на территории РК запрещена 21 зарубежная религиозная организация, среди которых «Аль-Каида», «АСБАТ АЛЬ-АНСАР», «БОЗ ГУРД» «БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ», «ГРУППА ИСЛАМСКИЙ ДЖИХАД» «ИСЛАМСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ВОСТОЧНОГО ТУРКЕСТАНА», и 2 оккультно-мистические организации — это «Алля-Аят» Фархата Абдуллаева и «Ата жолы».
Также психологи советуют гражданам быть внимательнее к своим родным, детям, друзьям. Если человек резко меняет привычный образ жизни, у него появляются новые интересы, друзья, религиозная литература, то возможно ваш близкий стал приверженцем нетрадиционной религиозной организации.