Кого могут "завернуть" при прохождении пограничного контроля и что делать, если ваша авиакомпания обанкротилась
В долгах? Сидите дома!
- "Усть-Каменогорск – Анталия – Усть-Каменогорск". Двое наших горожан 3 июня так и не смогли вылететь этим рейсом. Путешествие было запланированным, билеты и отели оплачены. Однако при прохождении в аэропорту пограничного контроля выяснилось, что двое туристов - в списке должников. Для них путешествие закончилось, так и не начавшись, - рассказывает директор ТОО "Усть-Каменогорское бюро путешествий и экскурсий" Виктор Ясак. - Один из этих должников был клиентом нашей фирмы. Его жена с ребенком смогли улететь, а он – нет. Турагентства не несут ответственности за убытки граждан.
Туроператоры могут лишь информировать: мол, так и так, на сайте Министерства юстиции выложен список должников. Для них выезд за рубеж запрещен. Вы уж лучше проверьте себя по этому списку...
Вообще такая ситуация в последнее время – не редкость. Нечто подобное может произойти с пассажирами автобусов и поездов.
- Да, должники в последнее время попадаются часто. На территории ВКО - два-три человека в сутки. Дело в том, что сейчас по Казахстану работает единая информационная система "Беркут". В ней – общереспубликанский список должников, которым временно запрещен выезд за пределы Казахстана. Именно по этому списку мы проверяем всех, кто намеревается пересечь границу государства, - объясняет командир пограничной части № 2098 пограничной службы КНБ РК подполковник Руслан Коканбаев.
- Попасть в этот список могут все должники, уклоняющиеся от исполнения судебного акта. Запрет на временное ограничение выезда за рубеж выносится по заявлению взыскателя, - говорит начальник отдела организационно-аналитической работы департамента по исполнению судебных актов Нурлан Нугуманов. - Временный запрет на выезд из Казахстана может быть наложен за разные категории долгов – алименты, неуплата коммунальных услуг, неуплата штрафов, взыскания в пользу банков.
Ознакомиться со списком должников можно на официальном сайте Министерства юстиции www.adilet.gov.kz/ru (список должников, временно ограниченных на выезд из РК).
Экстремальный перелет
Две недели назад около тысячи казахстанских туристов застряли в аэропорту Анталии (Турция) из-за банкротства авиакомпании. Среди тех, кому возвращение на родину принесло немало переживаний, оказались и наши земляки. Они рассказали, каково это - стать пассажирами несуществующего рейса.
Семья Ирины только недавно переехала из Усть-Каменогорска в Астану. В столичном турагентстве и купили путевку в Турцию. Чартер на Анталию неприятно удивил их с первого взгляда.
- Мы летели всей семьей: я, муж и двое детей. С нами были друзья, - рассказывает Ирина. - Когда мы зашли в самолет - ужаснулись. Самолет старый и грязный, отношение к пассажирам холодное, никакого внимания. Моей дочери всего год, я раз десять вызывала стюардессу. Они попросту игнорировали сигналы. Моя подруга еще сказала: такое ощущение, что эта компания вот-вот развалится. Как в воду глядела.
Все неприятные ощущения от перелета были сглажены мягкой посадкой, а потом и жарким солнцем Турции. Подходящий к завершению сказочный отдых не предвещал проблем.
Ежедневно в Турцию прибывают сотни туристов со всего света, столько же улетают домой – механизм работы туроператоров отработан до мелочей. За авиарейсы отвечают турецкие туристические компании, а путевки распространяют их казахстанские партнеры. Задача казахстанских агентств – снабдить туристов всеми необходимыми бумагами и инструкциями и посадить на рейс. По приезде на турецкую землю гостей опекают местные туроператоры, они же нанимают чартеры и провожают туристов домой.
Сбой в отточенном механизме произошел из-за разорения авиаперевозчика. Sky Airlines - девятая авиакомпания на внутреннем рынке Турции. Начала свою деятельность еще в 2001 году. Между прочим, была удостоена премии "Лучшая чартерная авиакомпания Европы 2010-2011 годов". Пятнадцать судов ее аэрофлота летали в тридцать стран мира. По каким-то причинам перевозчик не смог больше функционировать. Турецкие туроператоры спешили отправить своих туристов домой, умалчивая о банкротстве Sky Airlines.
10 минут на сборы
- У нас принимающая турфирма была одна из крупнейших в Турции - Qualitum Tours. Они работали исключительно со Sky Airlines, - говорит Ирина. - Мы должны были вылететь в Астану четвертого июня в 19.45. Ждали, что в 15.30 к отелю подъедет автобус и увезет нас в аэропорт. Около восьми часов утра мы вернулись с завтрака и стали собираться на море – у нас был оплачен весь этот день. Но в номер позвонил наш гид и сказал, что через десять минут мы выезжаем в аэропорт и летим домой. Я не поняла, что за спешка, десяти минут мне не хватит упаковать три чемодана и дойти до ресепшена в огромном отеле. К тому же у нас на руках билеты на 19.45. Тогда мы еще не знали, чем вызвана вся эта суматоха.
На ресепшене казахстанцев ждал еще один сюрприз - выставленный счет на 200 "лишних" евро. Пока Ирина разбиралась со счетом, трансферный автобус вместе с их друзьями и гидом уехал в аэропорт. Отель признал свою ошибку и принес извинения за путаницу в счете, однако самолет в Казахстан уже улетел. Подъехавший другой гид Qualitum Tours сообщил Ирине с семьей, что им придется покупать билеты на другой рейс. На что девушка показала ему билеты на чартер Анталия - Астана, вылетающий в 19.45. В ответ услышала шокирующую новость – рейса не будет, поскольку днем раньше в шесть часов вечера авиакомпания Sky Airlines объявила о своем банкротстве.
В аэропорт Ирина с мужем и двумя детьми приехали уже вечером, в десять часов. К тому времени там скопилось множество людей. Многие ждали возможности вылететь на родину с самого утра. Лишь некоторых удавалось посадить на рейсы в самолеты, в которых оставались свободные места. К ночи у застрявших на чужбине туристов сдали нервы – и взрослые, и дети очень сильно устали. Тогда-то семья Ирины почувствовала преимущество выбора крупнейшего туроператора Турции.
- Около полуночи вылетал самолет до Костаная. По договоренности в первую очередь в него садились клиенты Qualitum Tours, фирма нам и билеты купила на этот рейс, - рассказывает Ирина. - А другим людям пришлось самим оплачивать перелет, лишь бы только попасть на этот самолет. Я, кстати, не сразу согласилась – от Костаная до Астаны 700 километров. Как нам потом добираться домой с двумя ребятишками? Но агент из астанинской турфирмы по телефону сказала мне, что это вообще последний самолет, который летит от Qualitum Tours. Когда будет следующий - неизвестно.
Казахстанское турагентство оплатило семье Ирины и перелет из Костаная до Астаны. По приезде домой туристы продолжали следить за ситуацией в аэропорту Анталии. К вечеру пятого июня там скопилось около тысячи застрявших туристов. Восьмого июня в Турцию направились два борта МЧС Казахстана, чтобы вернуть соотечественников домой.
- Мы сделали для себя вывод: больше не будем пользоваться чартерами, - сказала в заключение Ирина. - Впредь станем летать только рейсами Air Astana. Это наши самолеты, а значит, нас никто нигде не бросит.
Тем, кто запланировал отдых за границей, посоветуем: обязательно имейте при себе номера телефонов казахстанских посольств в тех странах, куда направляетесь. Даже если непредвиденные трудности случатся у турагенств, в посольстве обязательно должны позаботиться о казахстанцах.
Наша справка
Посольство РК в Турецкой Республике, г. Анкара:
- 066450 Kilik Ali sokak № 6, Or-An Diplomatik Sitesi Cankaya, Ankara, Turkey
- код +90312, тел. 491-91-00, 419-70-32, факс 490-44-55
- e-mail: kazank@kazakhstan-embassy.org.tr, kazankembassy@mail.ru
- www.kazakhstan-embassy.org.tr
Посольство РК в Итальянской Республике, г. Рим:
- Via della Camilluccia, 693, 00135 Roma
- код +3906, тел. 363-011-30, 363-084-76, факс 362-926
- e-mail: kazakstan.emb@agora.it
- www.embkaz.it
Дипломатическая миссия РК в Греческой Республике, г. Афины:
- Афины, Папагу 15669, ул. Имитту 122
- код +30210, тел. 653-21-44, 651-56-43, факс 651-63-62
- e-mail: dpmath@otenet.gr
Посольство РК в Чешской Республике, г. Прага:
- 160 00 Praha 6, ul. Romaina Rolanda 12
- код +420 тел. 233-375-643, 233-375-642, факс 233-375-642
- e-mail: kzembas@bon.cz
- www.kazembassy.cz
Посольство РК в Арабской Республике Египет, г. Каир:
- 9, Wahib Doss street, Maadi, Cairo, Egypt
- код +202, тел. 238-098-04, 238-092-71, факс 235-865-46
- e-mail: kazaemb@intouch.com, kazaemb@link.net
Посольство РК в Российской Федерации, г. Москва:
- 010000, Москва, Чистопрудный бульвар, д. 3а
- код +7-495, тел. 627-17-01, 627-18-09, 608-26-08, факс 608-26-50, 608-63-74
- e-mail: kazembassy@kazembassy.ru
- www.kazembassy.ru
Посольство РК в государстве Израиль, г. Тель-Авив:
- 52a, Hayarkon Str. Tel Aviv 63432, Israel
- код +9723, тел. 516-34-11, 516-34-64, факс 516-34-37
- e-mail: kzisrael@netvision.net.il
- www.kazakhemb.org.il
Посольство РК в Республике Индия, г. Дели:
- 61, Poorvi Marg, Vasant Vihar, New Delhi - 110057, Republic of India
- код +9111, тел. 460-07-710, 460-07-712, факс 460-07-701
- e-mail: embassy@kazind.com
- www.kazind.com
Посольство РК в Китайской Народной Республике, г. Пекин:
- № 9, Dong Liu Jie, San Li Tun, Beijing, China 100600
- код +8610, тел. 653-22-550, 653-26-182, факс 653-26-183
- e-mail: kz@kazembchina.org
- www.kazembchina.org
Ирина Краскова, Наталья Потапова