Лотерея для сирот
С тем, что детям-сиротам необходимо жилье, никто не спорит. Закон это им гарантирует, но за три последних года в ВКО квартиры получили всего 17 из почти четырех тысяч сирот! Где брать жилье? Власти области решили руководствоваться народной мудростью "с миру по нитке".
Идея социального патроната, когда предприятия берут шефство и перечисляют сироте деньги на целевой счет в банке, появилась в рамках Комплексного плана по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2011-2015 годы. С реализацией сложностей не предполагали. Ведь у исполнительной власти есть универсальный механизм решения любых проблем - армия бюджетников.
Колхоз - дело добровольное
Первыми "призвали" в ряды спонсоров педагогов. 36 детей-сирот "пристроили" под шефство школ Усть-Каменогорска, еще одного ребенка - городского отдела образования. Как нам пояснили в последнем, социальный патронат был предложен только тем школам и детским садам, где работают не меньше 50 человек.
По задумке организаторов, не должно было быть никакого принуждения.
- Члены коллектива, проголосовавшие против, в реализации Комплексного плана участия не принимают, - сообщил нам исполняющий обязанности начальника областного управления образования Думангазы Аргынгазин.
В жизни это выглядит иначе - "те, кто еще не сдал деньги, обязательно сдадут", "здесь дело сугубо добровольное, поэтому работу проводим".
- Естественно, мы это поддержим, потому что мы что только не поддерживаем, а здесь дело касается ребенка. Инициатива неплохая, но это тяжеловато для школ, - считает директор школы № 17 Татьяна Жукова.
- Конечно, было внутреннее сопротивление этому проекту. И у меня тоже, - говорит директор школы № 29 Марина Кикина. - Мои педагоги сначала восприняли идею не очень хорошо, потому что у каждого есть дети. И каждый хочет, чтобы его ребенок имел квартиру. У меня, например, почти половина педагогов воспитывают детей без мужей. Но вместе с тем учителя - люди очень нравственные. Мы решили перечислять 110 тысяч тенге в год. Это в месяц по 200 тенге. Мы не обеднеем, но сделаем доброе дело для души. Из 50 человек только трое воздержались от голосования "за".
Не только в этой школе много матерей-одиночек. Смогут ли они накопить на жилье для своих детей – большой вопрос. Это социальная проблема не меньшей значимости. Но не только это вызвало "сопротивление" педагогов. Школьные коллективы и без того регулярно сдают деньги на различную помощь.
- В нашей школе 53 малообеспеченных ребенка и восемь сирот, - рассказывает Татьяна Жукова. - Мы обязательно им то обувь покупаем, то школьные принадлежности. У каждой школы столько проблем, которые мы обязаны решать. И тоже из собственного кармана. Суммы немалые, если учесть, что это личные деньги.
Смущает педагогов и то, что дети, которых им предстоит опекать, - сироты социальные. То есть родители имеются, но они лишены родительских прав.
- И папа, и мама - тунеядцы, алкоголики, а мы должны этого ребенка поддерживать. Заставить бы этих родителей работать, чтобы они детям своим помогали. Наверное, было бы легче и государству, - считает Татьяна Владимировна.
Некоторые педагоги не верят, что деньги в итоге достанутся ребенку. Особенно те, кто сдает наличку, нигде не расписываясь. И о том, как будут храниться средства, имеют весьма смутное представление.
Понять сомнения людей можно. Буквально на днях стало известно о скандале в Степногорске со счетами сирот в "Жилстройсбербанке". По информации республиканских СМИ, воспитатель центра адаптации вместе с сотрудником банка перевели деньги 12 совершеннолетних сирот на другие счета. Ребятам сказали, что нужно переоформить договор с банком, и те, доверяя воспитателю, поставили свои подписи...
Помогите, кто сколько может
Сначала предполагалось перечислять раз в год на счет подшефного однодневный заработок. Но появилось столько возмущений, что этот пункт из социального контракта убрали. Руководитель областного управления образования Думангазы Аргынгазин подчеркнул, что "решение о размерах и источниках оказания помощи коллективы принимают самостоятельно". Некоторые и вовсе пока о деньгах речь не ведут.
- Мы девочку пригласим в школу, познакомим с детьми, учителями. Завуч два раза туда ездила, она к ней уже бросается, как к маме. Нужно немножко девочку социализировать. Пока только в этом ключе разговор идет, - рассказала нам директор школы № 7 Гульнар Имамбаева.
К слову, социальный патронат не всегда означает финансовые вложения. Его оформят и над теми детьми, кто имеет жилье. Просто для того, чтобы ребенок чувствовал человеческое внимание: подарок на Новый год, поздравление с днем рождения, общение.
Этому дала, этому дала, а этому не дала...
Не легче и самим сиротам. Только представьте: вас выбирают случайно, как в лотерее, а от этого выбора во многом зависит ваше будущее. Как повезет. В области растут без родителей 3896 ребятишек. В детских учреждениях находятся 1470 из них, остальные живут в семьях под опекой или патронатом. Шефство взяли над 682 детьми из детдомов, а деньги перечислены пока только четверти из них.
- На счета 161 ребенка от спонсоров поступило более семи с половиной миллионов тенге, - сообщил нам директор областного филиала АО "Жилстройсбербанк Казахстана" Нурлан Кузембаев. - Суммы перечислений на отдельные счета колеблются от 10 до 500 тысяч тенге.
Размер материальной помощи зависит от того, кто ребенку достался в шефы. Есть отделы управлений, где немного сотрудников и скромные зарплаты, а есть, например, целые департаменты.
Некоторые дети попадают под социальный патронат совсем маленькими. У них хороший шанс накопить с помощью спонсоров на квартиру. А кто-то через год-два уходит в свободное плавание по жизни и остается ни с чем.
- У нас многие дети в июне выпускаются. Так что им перечислят деньги один раз. Если перечислят, - считает социальный работник Дома подростков Ольга Сушко, - Нам так и говорят - у вас слишком взрослые дети, нам нужно маленьких. Но надеются на помощь все.
Полны надежды и взрослые.
- Мы первыми в области начали эту акцию. Из 75 детей обеспечили спонсорами половину, - рассказывает Аман Ислямов, директор Детской деревни. - Я им объявил, что все равно каждому найду по одной организации. Даже если мы на 80-90 процентов обеспечим детей - это тоже хорошо. Лучше, чем ни одного ребенка. Но, думаю, к лету всем детям найдем спонсоров.
Где же государство?
Сиротам помогают не только бюджетники. Есть среди спонсоров и банки, и крупные предприятия. Накануне выхода номера состоялось совещание у заместителя акима области Серика Абденова, где директора детских домов встречались с руководителями крупных предприятий. Это значит, что в полку шефов прибудет. Но это не снимает главного вопроса - почему обеспечение сирот жильем перекладывается с государственных плеч на наши?
Как раз сейчас идет разработка законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав на жилище детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Принять его планируют в сентябре.
Но то, что нам удалось узнать, не обнадеживает. Самое существенное предложение - дать сиротам преимущественное право на получение жилья из государственного жилищного фонда наравне с инвалидами и участниками войны. Были озвучены идеи освободить детей-сирот от уплаты сборов за регистрацию недвижимости (809 тенге – прим. автора). Разработать механизм сохранения у сирот уже имеющегося жилья. Сегодняшняя система явно дает сбои. Только в прошлом году мы писали о двух случаях, когда сироты в ВКО лишались жилья.
От нашей области в заседании рабочей группы принимал участие директор департамента по защите прав детей Аркадий Исаев.
- Мы предложили продлить обязанность государства сохранять имущество сирот в случае их призыва на воинскую службу на срок службы, - сообщил нам Аркадий Анатольевич. - Кроме того, мы предлагаем усовершенствовать правила постановки этих детей в очередь на жилье из госфонда.
Получается, что государство радикальных законодательных изменений в этом вопросе не предполагает. Но жить детям где-то нужно. В Южно-Казахстанской области предлагают расселить их в поселках наподобие Нурлы Кош. В Астане решили давать им арендное жилье, в котором сироты смогут ждать наступления очереди. В Актюбинской области стали перечислять из областного бюджета деньги на счета в "Жилстройсбербанке" воспитанникам областного Дома юношества. За три года - более 57 миллионов тенге, уже приобретены 14 квартир.
Мы обратились к этой теме не потому, что кому-то жаль своих кровно заработанных для сирот. А потому, что мы все и так ежемесячно скидываемся. Налогами. Которые государство должно тратить разумно. Которые должны обеспечить жильем детей, оставшихся без родителей. ВСЕХ. Например через те же целевые взносы в «Жилстройсбербанк». Чтобы эти дети имели равные возможности и не зависели от "шефской лотереи".