Неожиданная победа: Чего ждать Казахстану от прихода Трампа к власти
8 ноября 2016 года в США состоялись выборы президента. В этом году за пост главы государства сражались экс-госсекретарь Хиллари Клинтон, которую выдвинула Демократическая партия, и миллиардер Дональд Трамп от республиканцев. Вопреки всем прогнозам победу одержал Дональд Трамп. По сообщениям Bloomberg, в ходе голосования он набрал 276 голосов выборщиков при необходимом минимуме в 270. Одной из отличительных черт этих выборов стала рекордная непопулярность обоих кандидатов, а также они сопровождались многочисленными скандалами. К примеру, по данным опроса Economist/YouGov, критически к Клинтон относятся 59 процентов, а к Трампу — 58 процентов американцев. К слову, в мировых СМИ часто озвучивалась мысль, что выборы 2016 года в США оказались голосованием за меньшее из двух зол. Корреспондент Tengrinews.kz решил поговорить с политологами и выяснить, чего ждать Казахстану от нового президента США.
Свою предвыборную кампанию Дональд Трамп начал с обещания возвести стену на границе с Мексикой и надеется заставить ее саму платить за этот проект, говорил он также и об опасности мигрантов-мусульман и утверждал, что рабочие места, в первую очередь, должны доставаться американцам, а не приезжим. Миллиардер обещал максимально ужесточить пограничный контроль, лишить мигрантов доступа к социальному обеспечению и отменить все законы Барака Обамы, ослабевающие ответственность для нелегальных мигрантов. Помимо этого, он обязался увеличить продолжительность декрета для матерей, создать 25 миллионов рабочих мест, защитить право на владение оружием.
Его обещания касались также налогов: закрыть лазейки для неуплаты налогов, ввести налоговые льготы для семей, снизить налоги на компании, убедиться, что налогообложение не вредит бизнесу. Что касается геополитики, то Трамп заявлял: он пересмотрел бы отношение к президенту России Владимиру Путину, но подчеркивал, что не знаком с российским главой государства и не знает, как пойдут дела. При этом он выступал все-таки за улучшение отношений с Россией и критиковал администрацию Обамы за неумение договориться с Путиным.
В целом противники Трампа критикуют его за то, что у миллиардера нет достаточной квалификации и опыта для того, чтобы руководить страной: он слишком вспыльчив, чтобы быть главнокомандующим и распоряжаться ядерным арсеналом США. А взгляды Трампа называют расистскими. Кстати говоря, он действительно популярен среди американских ультраправых. При этом предвыборная кампания Трампа не обошлась без интриг и скандалов. Его обвиняли в сексуальных домогательствах после того, как Трамп на дебатах заявил, что никогда не приставал к женщинам и не целовал их без согласия.
В беседе с корреспондентом Tengrinews.kz руководитель Центральноазиатского института стратегических исследований Анна Гусарова подчеркнула, что хотя предвыборный лозунг Трампа предполагает вернуть Америке ее мощь, достаточно сложно оценивать поведение США на мировой арене в перспективе на фоне участившихся дискуссий о снижении американского влияния. Она считает, что с республиканцем Трампом политика США может стать более непредсказуемой. Политолог Замир Каражанов добавил, что Дональд Трамп более интересен, чем Клинтон, его победу можно расценивать как завершение "Американского века". Он рассказал, что этот термин в 1941 году использовал редактор журнала "Life" Генри Люс, который в своей колонке высказал мнение о грядущем мировом господстве США. Все послевоенные кандидаты в президенты придерживались таких же взглядов, а Трамп им противоречит. Он хочет переложить расходы на НАТО на европейских союзников и переложить ответственность за их безопасность на их же плечи (это касается не только Европы, но и стран Азии), а Америке следует заняться своими делами, объясняет политолог. Еще ранее на дискуссионной площадке Intellectual Qazaqstan в Алматы политолог Айдос Сарым подметил, что нынешние выборы в США ему интересны с точки зрения слома традиций в американской политике: придет ли на смену президенту-афроамериканцу президент-женщина.
Как считает Гусарова, политика США в Центральной Азии в целом не изменится. Однако есть вероятность того, что могут измениться акценты. Она напоминает, что впервые за последние 12 лет о Центральной Азии говорил кандидат-республиканец, а не демократ. Вместе с тем собеседница уверена, что на фоне усиливающихся антиамериканских настроений в регионе политика США будет сконцентрирована на реализации планов и задач в рамках "мягкой силы", поскольку продвижение демократических ценностей продолжает оставаться одним из приоритетов американской внешнеполитической стратегии.
Как в свою очередь объясняет Каражанов, Казахстан пережил несколько смен администрации в США, но при этом двухсторонние отношения менялись не сильно. "Даже несмотря на то, что в администрации Буша-младшего были выходцы из энергетического сектора США, а Казахстан разрабатывал Кашаган, этот фактор не вывел отношения между странами на принципиально новый уровень. Более того, в 2005 году, еще при предыдущей администрации, из проекта Кашаган вышла компания BG Group, а при нынешней — ConocoPhillips. При этом доля Китая в проекте выросла. Вопреки ожиданиям, большая нефть не стала притягательным магнитом для США", — уверен политолог. Тем не менее у эксперта не вызывает сомнений, что выборы в США способны внести изменения в жизнь Центральной Азии.
Политолог пояснил, что Трамп больше сторонник изоляционизма, поэтому присутствие США в Центральной Азии может сократиться. Вопрос только в том, выиграет ли от этого Центральная Азия. По его словам, однозначного ответа дать на вопрос не получится. "В последние годы США реализовывали в нашем регионе ряд проектов. Например, энергетические CASA-1000 и ТАПИ (Вашингтон поддерживает реализацию региональных экономических проектов в Центральной Азии - прим. ред.). Они нацелены на сближение Афганистана и Пакистана с пятью республиками Центральной Азии. Есть гуманитарные и образовательные проекты, в том числе помощь Афганистану. Сокращение присутствия США означает "заморозку" такие проекты, что не отвечает интересам стран региона. Не стоит забывать, что у США как члена ядерного клуба в сфере безопасности есть обязательства перед нашей страной. Да и сама многовекторная политика Казахстана для нормального функционирования предполагает наличие нескольких векторов", — пояснил Каражанов.
Каражанов подчеркнул, что на процесс принятия решений в США оказывают влияние большое количество людей и лоббистских структур. По этой причине далеко не все перемены, о которых говорят кандидаты во время выборов, реализуются. Он приводит в пример Барака Обаму, который, например, обещал закрыть тюрьму Гуантанамо и вывести на новый уровень отношения Запада с мусульманскими странами. "Но, как видим, эти обещания так и остались невыполненными. В случае с Трампом все намного сложнее. Более того, если в Центральной Азии его политика закрепит лишь статус-кво, то в США может вызвать политический кризис. Ведь известно, что ему не удалось заручиться поддержкой влиятельных боссов в республиканской партии, а значит, у него есть оппоненты среди однопартийцев", — добавил собеседник. К слову, эксперт из США Сара Дорр на той же дискуссионной площадке пояснила, что Казахстан не представляет особого интереса для политических кругов Соединенных Штатов. По ее мнению, внимание странам Центральной Азии может быть уделено лишь через призму взаимоотношений с Россией и Китаем.
На той же встрече директор группы оценки рисков Досым Сатпаев заявлял, что Астане предпочтительнее будет победа Клинтон. "У обоих кандидатов есть определенная политическая программа. У Трампа — внешнеполитический реализм. России эта программа очень сильно нравится. Акцент делается на том, чтобы США не лезли в разные регионы мира и не тратили ресурсы, а занимались Америкой. То есть Америка превыше всего, такой некий тезис изоляционистов конца XIX и начала XX веков. У Клинтон политика более традиционная — политика позитивных действий. Америка должна присутствовать везде. В ее программе есть такое понятие — перебалансировка. Америка должна увеличивать свое присутствие там, где она теряет его. Центральная Азия как раз к этому относится", — отметил Сатпаев, добавив, что в целом Казахстану не важно, кто возглавит Белый дом, потому что есть большой опыт работы со "слонами" и "ослами".
"Не стоит забывать, что гигантские нефтегазовые компании, которые тут присутствуют, связаны с демократами и республиканцами. Лоббисты есть и там, и там. 30 миллиардов долларов вложили американские компании в добывающий сектор Казахстана. Если и будет влияние на Казахстан, то оно будет не прямое, а через Россию, которая везде присутствует во внешнеполитических программах обоих кандидатов. Трамп считает, что Россия должна взять под свой контроль постсоветское пространство. Но нам это не выгодно. Хиллари считает, что тут должен быть баланс. А нам это выгодно. Поэтому для Казахстана победа Хиллари будет более предпочтительной", — подметил Сатпаев.
Тем временем Замир Каражанов задается вопросом: удастся ли Трампу реализовать свои замыслы, в частности, перестанет ли Америка вмешиваться в дела других государств. "Сворачивание влияния США способно породить проблемы для остального мира. С одной стороны, страна имеет политические обязательства перед другими государствами, в том числе перед Казахстаном. С другой стороны, военный, экономический, дипломатический потенциалы США таковы, что снижение влияния приведет к вакууму, а может, и к хаосу. Но даже сокращение влияния, отступление не должно порождать стихийное бегство. Есть ли сейчас страны, способные занять на мировой арене освободившуюся нишу? На мой взгляд, нет. Даже Китай пока не имеет такого потенциала, который есть у США. А это делает реализацию замыслов Трампа проблематичной, и не только для Америки, но и для остального мира", — приходит к такому выводу политолог. Он придерживается мнения, что программа Дональда Трампа в большей степени отвечает интересам России, чем Америки.
Напомним, предвыборная гонка в США оказалась богатой на эмоции: основные кандидаты оказывались в центре скандалов и интриг (формально в выборах участвуют шесть человек, на пост президента выдвигаются представители Либертарианской, Зеленой и Конституционной партий, а также независимые кандидаты). При этом Дональду Трампу и Хиллари Клинтон приходилось то извиняться, то оправдываться, то вовсе нападать друг на друга. Так, например, основная часть претензий к Клинтон связана с тем, что она, будучи госсекретарем, использовала личную электронную почту для служебной переписки. Это привело к утечке в том числе секретных документов — их опубликовал сайт WikiLeaks. Клинтон также критиковали за подозрительные схемы работы фонда Клинтонов: есть мнение, что супруги помогали жертвователям лоббировать их интересы.
Надо также понимать, что президентские выборы в США проходят по двухступенчатой системе. На выборах жители страны голосуют за кандидатов, но их голоса кандидаты получают не напрямую, а через коллегию выборщиков. Другими словами, американцы голосуют за выборщиков, а уже те выбирают президента. Таким образом, возможна такая ситуация, когда кандидат получает большинство голосов избирателей, но меньшинство голосов выборщиков. Выборщики проголосуют 19 декабря, конгресс соберется на формальный подсчет голосов коллегии 6 января 2017 года.
Василина Атоянц, Tengrinews.kz