Обманутые клиенты «Гульнар тур» по вине туроператора не получат компенсацию от страховой компании
Сидели и ждали, денег искали
Туристы, на днях вернувшиеся из Анталии домой, в один голос твердят, что, когда чартерные рейсы отменили, а их туроператор исчез, пришлось рассчитывать только на себя.
- Когда отпуск подходил к концу, 1 июля нам сообщили, что самолета не будет. А улетать мы должны были второго. Мы не нервничали, ждали новостей. На следующий день нас переселили в другой отель. Там оказались клиенты "Гульнар Тур" со всех уголков страны. Никакой информации не давали. За ночь в отеле нужно было платить по 50 долларов с человека. И кормили тоже не дешево. Мы обратились к консулу, который велел звонить в турфирму, а еще сказал, что в отеле мы должны жить бесплатно. Это при том, что директор отеля требовал, чтобы мы уехали, потому что мешаем его постояльцам. В следующие дни понемногу вывезли астанинцев, алматинцев и павлодарцев. А мы так и остались сидеть: 35 человек, из них 15 детей. В конце концов, нам сказали, что уже точно никакого самолета не будет и нужно улетать за свой счет. Родственники купили нам билеты через Алматы. В результате мы вернулись в Усть-Каменогорск 6 июля. Только дорога на шестерых обошлась нам в дополнительные две тысячи долларов, - рассказал один из туристов Илья Парфенов.
Но некоторые из отдыхающих оказались в еще более сложной ситуации. По их словам, "Гульнар Тур" даже не перечислила деньги за проживание в отеле.
- Я с мужем и двумя детьми отдыхала с 24 июня по 4 июля. Не говорю о том, что мы улетели на два дня позже. Хотели отказаться, но деньги бы нам не вернули. Якобы потому что отель уже оплачен. Мы отдыхали, и все вроде бы шло нормально, пока на восьмой день отель не выставил нам счет за проживание. Как нам с трудом удалось выяснить, оплата от нашего туроператора не подтвердилась. И принимающая турецкая сторона помочь отказалась, потому что "Гульнар Тур" и им не заплатила. В отеле с пониманием отнеслись к тому, что нас "кинули". Терпеливо ждали, пока мы что-нибудь придумаем. Мы обратились к консулу, даже написали заявление. Но никто нам не помог. В конце концов друзья заняли нам денег, перевели на карточку, и мы расплатились с отелем и купили билеты домой, потому что уже было известно, что чартеров нет. В общем, мы потратили шесть тысяч долларов в дополнение к тем двум миллионам, которые уже заплатили "Гульнар Тур" за путевку, - вспоминает жительница Усть-Каменогорска Ирина.
И таких историй - еще три тысячи по всей стране.
Что же случилось?
До сих пор остается неясным, в чем причина подобного "коллапса". Со слов юриста турфирмы Ирины Самойловой, ситуация осложнилась из-за турецкого партнера "Гульнар Тур" "Тайм-сервис". Якобы компания перестала заселять туристов в отели и выходить на связь. За комментарием корреспондент YK-news.kz обратился в Казахстанскую туристскую ассоциацию, членом которой является "Гульнар Тур". Однако там с представителями СМИ разговаривать категорически отказались и посоветовали переадресовать вопросы в Комитет гражданской авиации.
Заместитель председателя комитета Талгат Ластаев ранее уже высказывался по этому поводу.
- Мы не уполномочены регулировать сферу туристической деятельности. Но мы предлагаем, чтобы Комитет туризма законодательно внес предложение запретить туроператорам продажу туров до получения разрешения. Чтобы туры не могли продаваться, пока компания не имеет четкого перевозчика, пока у перевозчика нет разрешения, - заявлял господин Ластаев.
В Комитете индустрии туризма мы поинтересовались, является ли происходящее единичным случаем или это начало нового кризиса в сфере туризма. Наш вопрос переадресовали на местный уровень, в областное управление туризма и внешних связей. Как рассказал исполняющий обязанности руководителя Абзалбек Тауипбай, пока нет официальной информации, куда исчезли деньги клиентов "Гульнар Тур". Однако достоверно известно, что руководство фирмы не скрывается от властей, находится на территории Казахстана и сотрудничает с правоохранительными органами.
- Я сам разговаривал с директором усть-каменогорского филиала Ольгой Нетесовой. Она закрыла офис и сейчас категорически отказывается его открывать, просто потому что боится. К ней уже приходили домой, угрожали. Мы обратились в ДВД, чтобы обеспечить безопасность имущества и сотрудников фирмы. Ведь если у головного офиса нет денег, менеджеры в филиалах ничего не могут поделать. Я думаю, что вопрос разрешится положительно. Или в добровольном, или в судебном порядке, но деньги "Гульнар Тур" вернет.
Призвать к ответу руководителя "Гульнар Тур" Али Исмаилова попыталась Национальная лига потребителей Казахстана. По телефону он заявил, что деньги пострадавшим будут возвращены.
- Мы сейчас в поисках финансов. Людям обязательно будем возвращать деньги. У компании свое имущество есть, своя недвижимость. Это все продаваться будет. Деньги получат свои, - заявил гендиректор компании "Гульнар Тур" Али Исмаилов. По его словам, чтобы возместить клиентам ущерб, потребуется 2-3 миллиона долларов.
В свою очередь, глава лиги Светлана Романовская заявила, что они намерены требовать ареста имущества туроператора.
Телефоны "горячей линии" в акимате ВКО: 8 (7232) 70-27-47, 24-38-93 (с 9 до 19 часов), 8 778 930 20 30, 8 776 135 55 57 (круглосуточно). В управлении туризма и внешних связей ВКО – 8 (7232) 702-747.
Для всех казахстанцев работают республиканские "горячие линии".
Комитет индустрии туризма МИНТ РК - 8 (7172) 74 91 63.
Комитет гражданской авиации МТК РК – 8 (7172) 24 05 56, 8 708 908 10 33, 8 708 908 10 11.
Национальная палата предпринимателей – 8 (7172) 91 93 00; 59 79 60.
Наталья Цвейгард