Опека и расточительство
Папа лишил нас мамы
Кровавая драма разыгралась в Бородулихинском районе в 2003 году. Отец двоих детей убил свою супругу. За это преступление его приговорили к 10 годам лишения свободы.
– Отбыв положенное наказание, мужчина вышел на свободу, – рассказал прокурор первого управления прокуратуры области Роман Гальцер. – Его дети уже выросли, сейчас дочери 16 лет, а мальчику скоро исполнится 13. После того страшного дня они остались жить с бабушкой.
Получать пособие как опекун внуков женщина начала только в 2011 году! Местный отдел образования назначил бабушке пособие в размере 15 120 тенге на воспитание двух детей.
– Отец семейства после освобождения не сообщил в органы опеки о своем возвращении, – комментирует проверяющий. – Впрочем, он и не торопился обременять себя родительскими заботами, в частности, финансовыми. Хотя вообще-то это его прямая обязанность.
Несмотря на то, что мужчина своим детям долгое время не помогал, де-юре, как только отец вышел из тюрьмы, он стал нести ответственность за ребят. А значит, бабушка после освобождения "законного родителя" не имела права получать выплаты от государства. И это при том, что, согласно Кодексу "О браке и семье", человек лишается родительских прав, если совершает преступление против жизни своего супруга.
– Сейчас мужчина устроился на работу и получает стабильную зарплату, – отмечает наш собеседник. – Трудится он в Семее, его дочь и сын по-прежнему живут с бабушкой. По правилам, пожилая женщина сама должна была прийти в акимат и сообщить о том, что мужчина вышел из тюрьмы и она больше не может по закону воспитывать детей. Скорее всего, она просто не знала об этом.
65-летней пенсионерке пришлось возвращать деньги, полученные с тех пор, как закончился тюремный срок главы семейства. Из 208 тысяч тенге, которые сначала заботливо выдало, а потом забрало обратно государство, бабушка вернула уже половину. По информации прокуратуры, женщина по-прежнему заботится о своих внуках – вне зависимости от того, платят ей пособие или нет.
Сотрудники органов опеки и попечительства Бородулихинского района утверждают, что женщина была в курсе существующих требований.
– Вначале мы ее ознакомили со всеми правилами, – рассказывает специалист районного органа опеки и попечительства Сауле Балтабаева. – Мы всем объясняем, как будет выплачиваться пособие, что они должны делать. Женщина подписывала заявление и получила квитки, у нее на руках они имелись.
– Но ведь по закону опекунский совет мог лишить осужденного родительских прав из-за совершенного преступления. Тогда бы и этой неразберихи с пособием не случилось. Почему ни органы опеки, ни сельский акимат не заинтересовались проблемами этой семьи?
– Когда мы вызвали отца в отдел образования после прокурорской проверки, выяснилось, что оснований для лишения родительских прав нет. Он поддерживает отношения с детьми, помогает им финансово. А до этого тут работал другой специалист, опека была установлена не мной. Если честно, я не знаю, почему не рассматривали вопрос о лишении этого мужчины родительских прав.
Дорогой внук
В Курчумском районе у опекуна возникла проблема иного характера.
– Семнадцатилетний парень, о котором идет речь, с самого детства живет с бабушкой, – рассказывает Роман Гальцер. – Папа юноши умер в 2001 году, когда мальчику было всего пять лет. Еще через пять лет мать парня второй раз вышла замуж, а в 2009 году окончательно передала опеку над сыном своей бывшей свекрови.
В 2011 году бабушке назначили пособие на содержание внука. Ей платили по 10 МРП в месяц.
– В прошлом году при проверке выяснилось, что пособие назначено незаконно, – комментирует господин Гальцер. – Дело в том, что мать юноши не отказывалась от своих родительских прав, значит, она сама должна была содержать сына, не перекладывая эту обязанность на государственные органы. Закон един для всех. Для нас важно не наказать опекунов, которые воспитывают детей, а выявить тех, кто создал опасный прецедент. К примеру, нарушения со стороны тех же органов опеки, которые зачастую попросту бездействуют в ситуациях, где могут оказать реальную помощь.
По закону ответственность за брошенного сына несет биологическая мать. Поэтому государство не может помогать пожилой женщине обеспечивать подростка. Кроме того, теперь по закону бабушка должна вернуть необоснованно выплаченные ей за два года 347,5 тысячи тенге.
– Методист отдела образования Курчумского района, которая одобрила заявление женщины на получение пособия, получила дисциплинарное взыскание, – комментирует Роман Гальцер. – У нее не было достаточных оснований, чтобы начислить это пособие: таковы требования закона. Сначала необходимо было лишить мать мальчика родительских прав, раз она никак не участвовала в воспитании сына.
Корень всех бед
Казалось бы, сотрудников органов опеки, которые допускают подобное, тоже должны привлечь к ответу. Но ситуация складывается парадоксальная: наказывать попросту некого. Единого комитета или управления, которое следило бы за детьми и их опекунами по всей области, нет. Эти функции выполняют органы опеки и попечительства на местах. Не потому ли ситуация может повторяться раз за разом в пределах Восточно-Казахстанской области? Однако областные власти проблем не видят.
– Просто должно быть правильно оформлено опекунство, – комментирует руководитель управления образования ВКО Аскар Нургазиев. – Если встал вопрос о лишении родительских прав, нужно в первую очередь обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних. Иногда можно получить добровольный отказ от родительских прав, но обычно требуется решение суда. А уже после оформления опекунства можно спокойно назначать пособие.
Семеро по лавкам
С тяжелой проблемой столкнулась молодая семья из Бородулихи. Всемером они жили на 45 тысяч тенге в месяц (36 564 тенге получал мужчина в качестве стипендии по программе занятости и 6 750 тенге составляло в 2013 году пособие для многодетных семей).
– Ребятишки родились в 2004, 2005, 2007, 2009 и 2011 годах, – рассказывает Роман Гальцер. – В январе прошлого года родители обратились в районный отдел занятости и социальных программ за спецпомощью.
На момент рассмотрения заявления в госорганах многодетная мама занималась детьми, а отец проходил обучение по программе "Занятость-2020", осваивал специальность и тоже не имел возможности работать. Сотрудники Бородулихинского отдела занятости и социальных программ решили, что глава семейства и без того неплохо получает, и, взяв стипендию отца за показатель дохода, начислили помощь – 18,5 тысячи тенге ежемесячно.
– При проведении проверки мы выяснили, что размер помощи начислен неправильно, – комментирует прокурор первого управления прокуратуры области. – Согласно правилам, в совокупный доход семьи не могут быть включены мотивационные выплаты, в том числе и стипендия по программе "Занятость-2020".
После проверки в ноябре прошлого года был произведен перерасчет, а в декабре многодетным родителям дополнительно выплатили положенные 36,5 тысячи тенге. Сейчас отец ребят работает, кроме того, семья получает пособие.
– Вообще в подобных случаях причиной проблемы может быть и юридическая неграмотность сельских жителей, – высказал свое мнение прокурор Восточно-Казахстанской области Багбан Таимбетов. – Органы исполнительной власти не спешат проводить юридический ликбез или вмешиваться в уклад жизни фермеров, чабанов, простых работяг. А те попросту не знают, что им положено по закону, а что не положено. Сейчас прокуратура области ведет определенную работу с целью разъяснить гражданам их права. Но, к сожалению, полностью предотвратить подобные случаи практически невозможно. Нужно, чтобы и власти, и правоохранительные органы работали сообща, разъясняли людям те или иные юридические моменты.
Комментарий юриста
– Согласно Закону "О правах ребенка", каждый несовершеннолетний имеет право на получение содержания от своих родителей, – рассказывает редактор Агентства правовой информации и журналистских расследований "Витязь" Алексей Божков. – Если родители не лишены официально родительских прав, то, по Кодексу "О браке и семье", опекун или попечитель может через суд взыскать алименты на содержание детей. Что касается возврата пособий: люди должны подчиниться акту прокурорского реагирования. Однако пенсионерка, которую назначили опекуном с нарушением, не обязана знать все нормы. Если она считает, что ее права нарушены, то женщина вполне может подать в суд на орган опеки и попечительства. Но, по моему мнению, сегодня госорганы и суды больше защищают интересы государства, нежели отдельно взятых граждан.
Зарина Жумагилиева