Парня из ВКО призвали в армию за пять дней до защиты диплома
Молодого человека задержали в областном сборном пункте, изъяли мобильный телефон и не разрешали созвониться с близкими. Но согласно справкам из медицинского учреждения, в котором наблюдался наш герой, он был попросту не годен к военной службе.
Неожиданный поворот
Иван Шумских (здесь и далее имена и фамилии героев изменены) учился в колледже и готовился к защите диплома. Когда ему позвонили из Глубоковского военкомата и попросили 14 июня в 9.00 явиться на медкомиссию, молодой человек даже представить не мог, с какими проблемами он столкнется.
В указанный день Иван пришел на медкомиссию, имея на руках выписки о том, что в 2017 году он перенес две операции на копчике, что делало его службу в армии невозможной. Парень уточняет: в военкомат пришел по личному приглашению, без повестки. А повестку ему выдали уже в военкомате. Кроме того, по словам Ивана, военрук забрал у него пакет документов со справками и выписками, подтверждающими проблемы со здоровьем.
— При прохождении медицинской комиссии хирург в Глубоковском военкомате сообщил, что я негоден, и составил акт. Далее меня направили на медкомиссию уже в областной военкомат, — объясняет Иван. — Также хирург говорил, что мне необходимо сделать еще одну операцию на копчик.
15 июня около 16.00 парень уже стоял у дверей областного сборного пункта (ОСП).
— У меня забрали телефон и удостоверение личности, а потом отправили проходить тесты у психолога. Было уже поздно, и других врачей пройти было нельзя, все кабинеты были закрыты. Парня, который приехал в одно время со мной, оставили ночевать в казарме. Мне же удалось отпроситься домой. Телефон, кстати, отдали.
На следующий день в 7.00 наш герой опять явился в областной сборный пункт. У Ивана вновь изъяли телефон, а затем парня забрали на построение, после чего накормили и отправили по врачам.
— В ОСП я опять прошел медкомиссию. Но когда я дошел до хирурга, врач меня осмотрел и решил, что я годен для службы. Личное дело, которое забрали в Глубоковском военкомате, мне отдали на руки. Там были справки из колледжа, но акта от хирурга Глубоковского военкомата, в котором было указано, что я негоден, не было, — делится Иван. — По итогам комиссии в ОСП в заключении мне поставили категорию годности "Б4".
Иван сообщил, что отправить его планировали в национальную гвардию в день прохождения медкомиссии, то есть 16 июня. Автобус с новобранцами, в котором должен был быть и наш герой, выехал в Караганду в 16.00. Молодого человека не забрали лишь в связи с тем, что он сам подошел к сотруднику воинской части, отвечающему за формирование команды новобранцев, и сообщил, что не может служить по состоянию здоровья.
Юноша, по его собственному признанию, не планировал уклоняться от службы. Но 22 июня Ивана Шумских ждали на защите диплома в колледже.
— О том, что я учусь в колледже, я говорил подполковнику. Но он сказал, что если я попал в ОСП, то теперь дорога только в армию, — объясняет парень. — У меня был академический отпуск с 2018 по 2019 год. Отчислен я также не был. Хотя информацию о моем отчислении и неточные данные по академическому отпуску в областной сборный пункт передал военрук Глубоковского района.
Ивана оставили ночевать в ОСП без права позвонить родственникам. Но за все это время парень смог дважды дозвониться до своей девушки и сообщить, что его забирают в армию. Первый раз с чужого телефона, второй раз с личного мобильного. А девушка передала эту информацию обеспокоенным родителям парня, которые успели потерять сына.
17 июня родственникам удалось добиться для Ивана отвода от армии. Семья доказала, что юноша является студентом и готовится к защите диплома.
— Подполковник, который меня отпускал, сказал, что я должен прийти в ОСП 23 июня без повестки. После этого меня сразу же отправят в армию, — добавил Иван.
По словам парня, личное дело ему так и не отдали. Но там были документы от медкомиссии, которую молодой человек проходил в 2016 году. Акта о негодности, который составил хирург Глубоковского военкомата 14 июня, не было.
Сейчас Иван планирует заново собрать справки, подтверждающие проблемы со здоровьем.
Кто даст ответ
К сожалению, к моменту публикации материала YK-news.kz не удалось получить комментарии в департаменте по делам обороны Восточно-Казахстанской области. Поэтому вопрос о том, как в ОСП и Глубоковском военкомате могли упустить тот факт, что Иван учится в колледже, остается открытым. Равно как и вопросы о том, куда и почему пропал подписанный хирургом Глубоковского военкомата акт, в связи с чем парня попытались забрать в армию и зачем нужна была такая спешка.
Однако в распоряжение редакции было передано обращение от начальника управления по делам обороны города Усть-Каменогорска подполковника М. Садыкова. В официальной бумаге сказано, что одной из особенностей текущего призыва являются сроки проведения.
— Указом Президента Республики Казахстан от 30 апреля 2020 года № 312 сроки проведения призыва граждан на срочную воинскую службу продлены с июня до конца августа текущего года включительно, так как в период действия введенного в стране чрезвычайного положения работа призывных и медицинских комиссий была приостановлена, — говорится в обращении.
То есть Иван попал под весенний призыв, сроки которого значительно сдвинулись.
В обращении также сказано, что в период призыва граждане имеют право на получение отсрочки или освобождения от призыва на воинскую службу во время получения образования, по состоянию здоровья, по семейным обстоятельствам, а также по ряду иных причин.
Не единственный
В непредвиденной ситуации оказался еще один молодой человек из ВКО по имени Кирилл. Историю о том, как парня неожиданно призвали в армию, рассказал его старший брат:
— Кирилл защитил диплом. 22 июня он отправился в военкомат, чтобы подписать обходной лист. А в военкомате ему сказали расписаться в каком-то журнале и сверху положили повестку. Кирилла предупредили о том, что 23 июня ему необходимо явиться в 7 утра в военкомат.
Со слов брата, Кирилл пришел в назначенный день на медкомиссию, а затем его увезли в областной военкомат. Вместе с ним забрали еще и его друга, который в военкомат отправился "за компанию" с Кириллом.
— Он хотел служить в армии и не расстроился из-за того, что его неожиданно призвали. Неделей раньше или неделей позже, какая разница? Расстраивает отношение к людям. Почему в таком срочном порядке? Кроме того, во вторник, когда автобус с призывниками уезжал от областного военкомата, родственникам даже не дали попрощаться с парнями и передать им что-то в дорогу, — делится своей точкой зрения брат Кирилла.
Со слов собеседника, провожающие родители собрали вещи и продукты для призывников. Но передать детям сумки им не разрешили. В результате негодующие матери просто преградили дорогу отбывающему автобусу. Тогда сотрудники военкомата пошли на уступки и спешно загрузили сумки, а затем попросили родителей удалиться. Попрощаться с призывниками провожающим так и не удалось. Новобранцев повезли в Костанай.
Наша справка
31 августа 2020 года будет официально завершен весенний призыв. А с 1 сентября 2020 года стартует осенний призыв.
Стоит отметить, действующим законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность призывников за уклонение от призыва на срочную воинскую службу:
- статья 647 КоАП РК — штраф в размере 5 МРП (13 890 тенге) за неявку призывника по вызову в указанный срок без уважительной причины;
- статья 648 КоАП РК — административное предупреждение или штраф в размере 3 МРП (8 334 тенге) за уклонение от прохождения медицинского освидетельствования или обследования;
- статья 387 УК РК, часть 1 — штраф в размере до 1 000 МРП/исправительные работы в том же размере/ограничение свободы на срок до одного года/лишение свободы на срок до одного года за уклонение от призыва на воинскую службу при отсутствии законных оснований;
- статья 387 УК РК, часть 2 — штраф в размере до 3 000 МРП/исправительные работы в том же размере/ограничение свободы на срок до трех лет/лишение свободы на срок до трех лет за уклонение от призыва на воинскую службу при отсутствии законных оснований, совершенное посредством причинения вреда собственному здоровью, путем симуляции болезни или посредством иного обмана.
Елизавета Седых