Что происходит с пенсионным фондом Казахстана

4 июня 2017, 3:47
Сейчас читают:
Что происходит с пенсионным фондом Казахстана Что происходит с пенсионным фондом Казахстана
Что происходит с пенсионным фондом Казахстана

На протяжении 2017 года Единый накопительный пенсионный фонд страны перманентно находится в центре скандалов. Политические деятели и финансисты уже и не спорят о том, что систему работы ЕНПФ надо менять — в этом единодушны все эксперты. Вопрос один: как это сделать? И ответов на этот вопрос — множество, как и событий, которые предшествовали резкому обвалу имиджа республиканской пенсионной копилки.

Чем дальше в лес, тем меньше средств

Совсем нелестное внимание было приковано к ЕНПФ в июле 2015 года. Тогда вклады из частных пенсионных фондов перевели в общую "кубышку", дабы все средства были в одних руках и жестко контролировались государством. Внезапно выяснилось: процесс перенесли не все кровно заработанные — 90 миллиардов тенге сгинули в неизвестном направлении. Депутаты Парламента проявили интерес к маршруту пропавших денег.

Председатель правления ЕНПФ Руслан Ерденаев в ответ твердил, что все накопления вкладчиков находятся под строгим учетом. Правда, куда запропастились 90 миллиардов, так и не объяснил.

После этого о ЕНПФ вспоминали лишь вскользь, пока не наступил 2017 год.

Январь 2017 года. Первая декада месяца

Начало года ознаменовалось арестом того самого Руслана Ерденаева. Блюстители закона выяснили, что на 500 миллиардов тенге собственных средств ЕНПФ приобретены облигации золотодобывающей компании ТОО "Бузгул Аурум". Проверяющих насторожило, что ранее ЕНПФ рекомендовали воздержаться от такого вложения в связи с высокими финансовыми рисками, но несмотря на это, сделка состоялась. По последним данным, Руслана Ерденаева подозревают в присвоении, растрате чужого имущества и во взяточничестве. Ведется следствие.

Представители Национального банка РК (НБ РК) однозначно заявили: дело "Бузгул Аурум" коснулось только собственных средств фонда и не затронуло накопления граждан. Парламентарии задались вопросом: откуда в ЕНПФ собственные средства, не имеющие отношения к вкладам граждан? НБ РК как регулятор ЕНПФ пояснил, что фонд не содержат за счет бюджета, для этого организация проводит операции с собственными средствами. Полученные деньги ЕНПФ тратит на развитие инфраструктуры и другие нужды. Нацбанк поспешил развеять опасения депутатов о сохранности народных накоплений.

— Вкладчики получают ровно столько денег, сколько они накопили на протяжении своей трудовой деятельности за счет внесения пенсионных взносов со своих трудовых доходов и получения инвестиционного дохода. Дефицит средств в ЕНПФ для осуществления выплат невозможен, — оптимистично заверил председатель НБ РК Данияр Акишев.

Дабы успокоить граждан, при ЕНПФ создали Общественный совет, куда вошли широко известные в стране экономисты и общественники.

Январь 2017 года. Вторая декада месяца

Выяснилось, что в Казинвестбанке, лишенном лицензии на банковскую деятельность, хранилось три миллиарда тенге из ЕНПФ. Вопрос о возврате денег повис в воздухе.

И так уже настороженные парламентарии стали настойчиво интересоваться: куда еще были инвестированы народные накопления?

— Собственников накоплений просто ставят перед фактом, насколько бездарно и безответственно кто-то распоряжается их кровными накоплениями, — резко высказались депутаты.

Финансисты вопросов задавать на стали, а просто подняли все доступные документы об инвестициях ЕНПФ. Как оказалось, не напрасно.

Выяснилось, что доход от сделок с пенсионными средствами составляет 7,95 процента при уровне инфляции 8,5 процента.

— Выписки, получаемые вкладчиками ЕНПФ, не отражают всего, что происходит с пенсиями, — заявил экономист Петр Своик на заседании Общественного совета при ЕНПФ. — Люди реально видят только инвестиционный доход, а вот накопленную за тот же период инфляцию — нет.

Обнаружились и другие сомнительные вложения ЕНПФ.

— ЕНПФ продолжает держать сотни миллиардов тенге в ценных бумагах и на депозитах банков, которые имеют крайне низкие рейтинги с негативным прогнозом, — негодовали депутаты Парламента. — Как ни парадоксально, именно там хранится больше всего средств.

Май 2017 года

Известный экономист Рахим Ошакбаев, анализируя документы фонда, обнаружил, что более 71 миллиарда тенге вложены в Международный банк Азербайджана (МБА). Все бы ничего, но банк объявил себя банкротом. Нависла угроза потери огромной суммы. В Нацбанке заявили, что деньги вложили в 2014 году, когда дела у МБА шли вполне сносно. Однако тотчас всплыла деталь: частные казахстанские банки тоже вкладывали средства в МБА, но они следили за ситуацией и успели вернуть свои средства. Причем частные финансисты сделали это как раз в 2014 году.

Всё хорошо, прекрасная маркиза

В череде таких сногсшибательных новостей заявление депутатов о том, что менеджеры ЕНПФ получают баснословные зарплаты и премии, было не слишком заметно. Однако именно это высказывание фонд тотчас опроверг. Подробных пояснений на официальном сайте ЕНПФ не опубликовали, просто констатировали: "представленная информация не соответствует действительности".

По поводу "выгодных" вложений на сайте ЕНПФ обозначили: создана многоуровневая система принятия решений по управлению пенсионными активами. Решения об инвестициях принимает не ЕНПФ, а Совет по управлению Национальным фондом РК. В него входят председатели Сената и Мажилиса, НБ РК, Счетного комитета, министры финансово-экономического блока.

Руководство ЕНПФ заявило, что в Казахстане действует уникальная государственная гарантия на пенсионные накопления. После выхода на пенсию гражданину обязательно выплатят деньги, причем с компенсацией инфляции. И тут придирчивые экономисты нашли что возразить: мол, покрывать нехватку средств будут из бюджета, а в казне лежат народные деньги. Стало быть, нечему радоваться, раз людям станут выплачивать компенсацию за их же счет.

Что делать?

На вопрос "кто виноват?" уже не чают услышать ответ даже самые дотошные финансисты и политологи. Зато на второй сакраментальный вопрос ищут ответ практически все. Мы приводим краткий список озвученных предложений. Отметим, что свое видение пенсионной системы предлагали депутаты, экономисты и политологи.

Срочные меры:

  1. Ввести мораторий на использование средств ЕНПФ, пока общественности в доступной форме не представят аудит всего инвестпортфеля фонда и анализ эффективности уже потраченных денег. Впредь перед изъятием средств публично сообщать, куда именно их собираются поместить. Запретить вкладываться в системы с высокими рисками.
  2. Официально сообщить, кто несет персональную ответственность за огрехи с пенсионными деньгами. Указать фамилии этих людей. Привлечь к ответственности всех виновных в фиаско с азербайджанским банком.

Долгосрочные меры:

  1. Создать частные управляющие компании, которые будут инвестировать пенсионные вклады. Гражданин сможет сам выбирать, какой компании доверить управление своими деньгами и куда их вкладывать. В идеале каждый должен сам решать: в государственной компании хранить деньги или в частной. Сейчас НБ РК подготовил проект по реализации этого предложения.
  2. Разрешить частичное изъятие пенсионных средств некоторым категориям граждан в определенных случаях. Например, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС или всем людям, которые тяжело заболели и нуждаются в дорогостоящем лечении. Также предлагали разрешать изымать деньги на оплату ипотечного кредита.
  3. Разрешить человеку с момента выхода на заслуженный отдых забирать из ЕНПФ всю накопленную сумму.

Каким образом изменится лицо пенсионной системы Казахстана и станет ли оно более человечным, пока сказать сложно. Как и нельзя однозначно утверждать, что негодование общественности каким-то образом поможет добиться реформ. Причем даже на Общественный совет при ЕНПФ, увы, можно рассчитывать лишь с оговорками. В январе совет создали, в мае его покинули известный политолог Досым Сатпаев и эксперт в банковской сфере Бота Жуманова. Причину своего ухода эксперты объяснили тем, что участников совета ограничивали в обсуждении проблемы. Как только собравшиеся заговорили о реформировании всей пенсионной системы страны, руководство Нацбанка порекомендовало обсуждать более узкие вопросы. В итоге членам совета заявили, что "фонд призвал общественников для того, чтобы наладить коммуникации для себя".

— Общественный совет — это не прикроватная тумбочка при ЕНПФ и Нацбанке, — парировал Досым Сатпаев. — Общественный совет функции пиар-службы выполнять не должен.

Не повторят ли демарш двух экспертов остальные — большой вопрос.

Где деньги, Зин?

НБ РК уверяет, что из всех патовых ситуаций с вложениями пенсионных накоплений удастся выйти с наименьшими потерями. Разорившийся Казинвестбанк передал Альфа-банку пенсионные активы. Три года эти деньги будут находиться в Альфа-банке, а затем вернутся в ЕНПФ. Таким образом, спустя три года станет ясно, живы ли пенсионные деньги казахстанцев, побывавшие в Казинвестбанке.

В случае с Международным банком Азербайджана вся надежда на дружественное отношение правительства закавказской республики.

— Есть заверения коллег, что Азербайджан предпримет все усилия, чтобы обеспечить интересы всех кредиторов международного банка, — отчитался перед Правительством РК министр финансов Бахыт Султанов. — С нашей стороны выражена просьба об обеспечении полной информированности наших представителей, то есть представителей Нацбанка и правительства.

По данным Минфина РК, Азербайджан предложил несколько вариантов разрешения ситуации. Однако каждый из них предполагает, что пенсионные средства так или иначе уменьшатся в объемах. Вопрос: насколько?

— Детально рассмотрев и изучив предложенные варианты, рабочая группа из представителей Нацбанка, правительства предпримет все усилия, чтобы реализовать вариант с наименьшими потерями для ЕНПФ, — подытожил Бахыт Султанов.

Елена Балова

Также читайте