Экологи «Казцинка» рассказали о содержании загрязняющих веществ в реке в зоне аварийного сброса промотходов
Специалисты продолжают наращивать «пробку» в районе аварийного сброса стоков из Таловского хвостохранилища в Риддере. Течь удалось устранить, а экологи получили первые результаты анализов воды, передает корреспондент YK-news.kz.
В Риддере прошла пресс-конференция с участием первого заместителя акима области Нурымбета Сактаганова, заместителя руководителя управления природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО Виталия Чернецкого и главного эколога ТОО «Казцинк» Казтая Такеева.
Напомним, 22 мая на территории хвостохранилища была обнаружена течь из старого законсервированного колодца с отходами. В течение двух дней специалистам Казцинка удалось остановить утечку.
За это время на старый коллектор положили порядка десяти тысяч кубических метров скальной породы. Получилось своего рода пробка, которую продолжают наращивать. Производственники сообщают об остановке движения пульпы по коллекторной трубе. Однако, признают, что пока вода все же выходит из хвостохранилища. Правда, в небольшом количестве.
— Сейчас идет небольшое дренирование пяти — шести кубов воды, которое мы локализовали и сейчас уже отправляем в другое хвостохранилище, не засоряя реку, — пояснил исполнительный директор предприятия по горно-обогатительному производству Валерий Завьялов. — Можно сказать, загрязнение реки Филипповки со вчерашнего дня прекращено.
Главный эколог ТОО «Казцинк» Казтай Такеев сообщил, что в аварийном сбросе есть превышение некоторых показателей по металлам. Но опасности для здоровья жителей региона, по его словам, вода не представляет.
— Кислоты в сбросах с хвостохранилища нет, — подчеркнул Казтай Такеев. — Ее в принципе не может там быть. Так же, как и мышьяка. Цианиды есть, но на уровне предельно-допустимой концентрации. Конкретно наш мониторинг выявил: цинк — 10-15 ПДК, свинец — в районе ПДК, медь — 4 ПДК и марганец 7-8 ПДК. Вот эти четыре металла, которые присутствуют в сбросе с хвостохранилища. И есть взвеси. Это самое главное. То, что дает и цвет, и мутность, и грязь.
На вопрос журналистов о судьбе речной фауны ответил Виталий Чернецкий.
— Я не думаю, что на рыб это катастрофически повлияло, — ответил Виталий Евгеньвич. — Есть понятие «токсикологический барьер», когда происходит быстрое отравление. В этом случае такого не было. Важно, что промоина закрыта. Теперь то, что ушло, начнет разбавляться. Но донные осадки будут. В данном случае, это не так страшно, поскольку хвосты слежавшиеся, и активные окислительные процессы в них давным-давно произошли. Если говорить конкретно о реке Филипповке, принявшей основной удар — ее и без того неважное состояние еще более ухудшилось.
Прибывший к месту аварии первый заместитель акима Восточного Казахстана Нурымбет Сактаганов поспешил успокоить население. По словам чиновника, для людей ситуация совершенно не опасна:
— Принимая во внимание предварительные анализы, я хочу заявить: никаких угроз здоровью и жизни населения, самих работников предприятия нет.
Наталья Потапова