В ВКО мужчина держал на цепи в подполе 12-летнего больного сына
В селе Черемшанка Глубоковского района местный житель, по версии следствия, будучи не в силах справиться с психически больным ребенком, сажал его на цепь. Объяснял этот ужас тем, что 12-летний парнишка постоянно сбегал из дома, передает корреспондент YK-news.kz.
Возмутили подобные методы воспитания, похоже, только тетю мальчика. Именно она обратилась за помощью в опеку и органы правопорядка. Уголовное дело в отношении папаши было прекращено за отсутствием состава преступления.
Чтобы не убежал
О жуткой истории корреспонденту YK-news.kz стало известно из материалов дела, рассматривавшегося в специализированном суде по делам несовершеннолетних.
...Около часа ночи Татьяна Иванова (имена и фамилии героев публикации изменены) услышала стук в дверь. Открыла – на пороге 12-летний племянник Андрей. Мальчик просил впустить его. Татьяна ужаснулась: шея подростка была обмотана цепью, прикрепленной одним концом к гусеничному траку. Парнишка рассказал, что отец посадил его на привязь и запер в подвале. По словам мальчишки, это был не первый случай "усмирения". Андрей затруднился сказать, сколько раз его сковывали столь жутким образом.
- До последнего инцидента я терпел, - передаст полиции рассказ мальчика тетя Андрея. - А в последний раз было очень больно, цепь душила. Еле как выбрался из подпола наружу, волоча за собой цепь.
Татьяна Иванова тут же набрала 102. В отношении отца Андрея Данила Ромашова было возбуждено уголовное дело за незаконное лишение свободы. Также об инциденте была оповещена комиссия по делам несовершеннолетних при акимате Глубоковского района. Ее представители подали иск о лишении Данила Ромашова родительских прав.
В ДВД ВКО нам сообщили, что удалось установить полицейским.
"17 октября 2014 года сбежавшего из дома 12-летнего Андрея отец находит в Риддере и привозит домой в Черемшанку. 18 октября 32-летний Данил Ромашов перед отъездом в Риддер, чтобы наказать и припугнуть сына, спускает его в подпол. При этом надевает на шею Андрея металлическую цепь, которую скрепляет навесным замком. Ноги и руки несовершеннолетнего были свободны. После того, как отец уехал, мальчик вылез из погреба и бросился за помощью к соседям".
В суде отец парнишки рассказал, что Андрей – трудный подросток. У мальчишки проблемы с психикой – врачи поставили ему специфический диагноз, который характеризует его как совершенно неуправляемого. В суде Ромашов-старший признал свою вину и не пытался отпираться. Он объяснил, что не справлялся с уходом и воспитанием своего ребенка. Раньше забота о мальчике лежала на матери Андрея. Женщина почти все свое время уделяла лечению сына. Но буквально год назад она умерла... Данил рассказал, что работал вахтовым методом, поэтому не мог постоянно следить за сыном. На время вахты Андрей оставался со второй женой Ромашова. Однако мачеха также не могла справиться с подростком из-за сложных отношений. Суду и полиции Данил пояснил, что сажал ребёнка на цепь исключительно ради безопасности отпрыска – мол, чтобы сын снова не убежал и не замерз.
- Он постоянно убегает из дома на несколько дней, - рассказал суду отец Андрея. - Я был вынужден посадить ребенка в погреб. Я оставлял ему пищу.
Сведения в отношении Андрея Ромашова подтвердил и инспектор по делам несовершеннолетних, работающий с ребенком. Он объяснил, что подросток стоит на внутришкольном учете в связи с неоднократными нарушениями: кражи, бродяжничество.
Андрей занимался в обычной школе. Болезнь стала проявляться в третьем классе, и его перевели в специальную коррекционную школу-интернат для детей с ограниченными возможностями в Риддере, где он проучился семь месяцев. Потом Андрея вернули на домашнее обучение в среднюю школу Черемшанки.
Чему и как психически нездорового мальчика учили дома, подробно рассмотрел ювенальный суд. С методикой родительского воспитания судья не согласился и признал в действиях Данила Ромашова злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с ребенком и невыполнение родительских обязанностей. Данила лишили родительских прав и постановили выплачивать сыну алименты вплоть до совершеннолетия. Андрея отправили в центр адаптации несовершеннолетних.
Отец полностью согласился с решением суда.
Никакого наказания за немыслимые методы воспитания Ромашов-старший не понес.
Ничего не вижу, ничего не слышу
Самое дикое в этой истории, что проблемы в семье проглядели не только родственники Ромашовых, но и компетентные органы.
"Инспектор по делам несовершеннолетних до данного инцидента при осуществлении проверок по месту жительства ребенка жестокого обращения со стороны отца и его супруги не замечал", - говорится в тексте решения ювенального суда.
В комиссии по делам несовершеннолетних Глубоковского района утверждают:
- До этого инцидента никаких заявлений на эту семью не поступало.
В школе, где числился Андрей, тоже считали, что ребенок живет в хороших условиях.
- Мальчик учился у нас только в начальной школе, - рассказала социальный педагог Анастасия Павлова. - Поэтому мы с ним мало контактировали. Ребенок как ребенок – в конфликты с остальными детьми не вступал. Также не было замечено жестокого обращения со стороны отца. Сотрудники школы постоянно заходили для проверки, и все там было нормально.
Корреспондент YK-news.kz побывал в Черемшанке. Жители села не особенно интересовались, что происходит в семье Ромашовых. Лишь ближайшая соседка Анастасия Владимировна подробно рассказала об Андрее.
- До поры до времени мы ничего не знали о том, что у них там творилось, - говорит женщина. - Только слышали, что ребенок у них неуправляемый – постоянно сбегал из дома. Один раз умудрился сбежать из риддерской спецшколы. Там у него был друг – тоже из Черемшанки. Они вместе ночью убежали. Уж не знаю, как ребята вообще смогли четыре дня скитаться по лесам в нешуточные холода. Нашли их недалеко от Черемшанки в заброшенной избушке. Ума не приложу, как они не замерзли...
- Это правда, что мальчик промышлял кражами?
- Насколько я знаю, он воровал у родственников. На краденые деньги покупал сладости и лимонад.
- Как вы можете охарактеризовать его отца? Знали ли сельчане о том, что происходило у него дома?
- Только после того, как тетя мальчика вызвала полицию. Она, собственно, первой узнала о происходящем. А насчет Данила... нормальный парень. Ничего плохого сказать не могу. Пьяным и праздношатающимся его никто не видел.
"Ему нужно понимание"
В настоящее время Андрей находится в школе-интернате для детей-сирот с задержкой психического развития в Серебрянске. Поступил подросток в учреждение сравнительно недавно – около трех недель назад. По словам сотрудников детдома, с Андреем предстоит очень много работы.
- Сейчас с ним все в порядке, мальчик неплохой. Но знаете, он озлоблен, настроен против всех вокруг, - делится директор школы-интерната Сара Жакупова. - Были уже две стычки с ребятами.
По словам Сары Султановны, Андрей не хочет выполнять даже элементарные обязанности вроде уборки собственной комнаты и отказывается заправлять кровать.
- Оказалось, что ребенок к этому не приучен, - рассказала Сара Султановна. - Когда стали ему выговаривать по поводу того, что он не хотел убирать комнату, с яростью ударил кулаком в стекло.
Сейчас с новичком работают психолог, воспитатели и учителя. Подросток нашел старшего друга – парня из восьмого класса. Спрашиваю у Андрея: "Почему ты его выбрал?" Он отвечает: "Друг нормально ко мне относится". Просто ему нужен был человек, который бы его выслушал, и он нашел такого товарища.
Успехи Андрея в учебе пока оставляют желать лучшего.
- Все очень запущено, - делает вывод Сара Султановна. - Пишет слабовато, не совсем правильно произносит звуки. С ним еще работать и работать.
В серебрянской спецшколе сейчас находятся 67 воспитанников.
- Случай Андрея – типовой, - говорит Сара Жакупова. - В том, что такие ребята обижены на жизнь, в большинстве случаев виноваты их родители...
"Благие намерения"
Финал этой истории как минимум поражает: уголовное дело в отношении Данила Ромашова было прекращено... "за отсутствием состава преступления"!
- Ромашов запер своего сына в подпол для того, чтобы он не смог снова убежать из дома до его приезда, то есть в целях его же безопасности, так как в это время на улице уже шел снег и было холодно, - сообщили в пресс-службе ДВД ВКО. - Ребенок мог замерзнуть. Поэтому за отсутствием состава преступления в действиях Данила Ромашова в декабре прошлого года вынесено постановление о прекращении уголовного дела. Органы прокуратуры с принятым решением согласились.
Насколько такое решение обоснованно с точки зрения закона и здравого смысла, пытаются разобраться юристы и правозащитники.
- Если имеет место такой факт, как содержание подростка в подполе с цепью на шее, то, на мой взгляд, тут должно быть возбуждено уголовное дело. А уже суд должен был установить степень вины, - сообщил правозащитник Алексей Божков. - Будь он хоть трижды неуправляем, это же не значит, что отцу позволено держать ребенка, как собаку.
- С одной стороны, каждая семейная трагедия совершенно особенная, нельзя огульно обвинять человека, не зная всех нюансов, - считает правозащитник Анель Жунусова. - Все мы знаем, что дети могут быть абсолютно неуправляемы и с ними бывает сложно совладать обычными методами. С другой стороны, если мужчина не мог справиться с воспитанием ребенка – зачем он мучил и себя, и подростка? В конце концов, есть детские дома... Жуткий метод, который он избрал, не могут оправдать никакие выходки со стороны ребенка, которому нужна была квалифицированная помощь. А уж решение правоохранительных органов и вовсе вызывает откровенный ужас: полицейские создают прецедент! Теперь у нас каждый сможет сажать своего ребенка на цепь?! Исключительно в интересах чада...
Роман Кудинов