Горожанин пытается лишить материнства бывшую супругу, чтобы самостоятельно воспитывать дочь
Дамиле семь лет. Она ходит в школу, делает из бумаги кораблики и любит мороженое. Она ничем не отличается от других девочек. Кроме одного. До 2015 года Дамиля видела мать только на фотографиях, но всегда мечтала, чтобы мама в один несомненно прекрасный день, как в сказке, появилась в ее жизни. И чтобы непременно с мороженым!
В январе чудо произошло. Только сказка оказалась без хеппи-энда. Мать стала появляться всего на пару часов, чтобы снова исчезнуть. Надежда сменилась обидой, ожидание – разочарованием. Отец решил оградить дочку от общения с матерью и лишить женщину родительских прав. Вопреки всем его усилиям дело едва сдвинулось с мертвой точки.
Дитя сапожной мастерской
Дома Кабдраш Далабаев и за папу, и за маму: он умеет рассказывать сказки, готовить и даже выбирать детские платья в магазине. Его дочь Дамиля растет без матери. Красивую стройную женщину, которую называют ее мамой, девочка до недавнего времени видела лишь на фото.
- Оксана была интересной женщиной, - вспоминает Кабдраш. - Но меня всегда беспокоила ее тяга к алкоголю. Спустя восемь лет совместной жизни в гражданском браке у нас родилась дочка. Разумеется, я признал ее официально. К сожалению, страсть к выпивке у Оксаны после рождения Дамили только усилилась. Жена стала уходить в запои на несколько месяцев. Когда выпивала, превращалась в чудовище, хваталась за нож. Один раз порезала родного отца...
Терпение мужчины иссякло, он решил забрать Дамилю и навсегда оставить Оксану. Однако жена не хотела отдавать девочку. Кабдраш ушел из семьи, навещал дочку и налаживал быт вдали от бывшей благоверной. В 2010 году женщине надоело играть в дочки-матери, и она принесла двухлетнюю малышку Кабдрашу.
- Я работал в сапожной мастерской, - рассказывает свою версию событий отец. - Оксана пришла пьяная, посадила Дамилю на груду обуви. Сказала: "Забирай своего ребенка", - и ушла. Мне не с кем было оставить девочку, и я брал ее с собой в мастерскую. Соорудил ей кроватку, и она спала, пока я чинил башмаки. Сначала я даже не знал, как растить такую малышку, потом научился варить каши и рассказывать сказки. Бывало, я обувь ремонтирую, а она рядом сидит - из пластилина лепит. Так и жили. Спустя три года я стал оставлять Дамилю дома одну. Каждые три часа ходил и проверял, не случилось ли беды – все-таки маленький еще ребенок. Несколько раз увольнялся с работы – начальству не нравилось, что я отлучался, чтобы следить за ребенком. Я не искал спутницу жизни, чтобы не травмировать Дамилю появлением чужой женщины в доме. За эти годы Оксана появилась только один раз. На нее завели уголовное дело за кражу, и ей надо было показать полицейским дочь, чтобы суд снизил срок. Я слышал от общих знакомых, что в 2013 году ее посадили в тюрьму за ложный донос.
В 2015 году женщина освободилась из мест не столь отдаленных. И решила наладить отношения с дочерью.
- В нашей жизни Оксана появилась неожиданно, - вспоминает Кабдраш. - Я с самого начала не одобрял этого. Девочка мать, по сути, не знала. Но я никогда не говорил про нее плохо. Мама у нас была чем-то вроде феи. Не хотелось разрушать сказку. Но теперь Оксана по решению опекунского совета встречается с дочкой по субботам. Каждый раз обещает ребенку, что принесет подарок – и забывает. Обещает позвонить – не звонит. После встреч с ней Дамиля плачет, думает, что она плохая, раз мать так поступает. Однажды увидели Оксану лежащей пьяной на улице. Дочка потянула меня за рукав, говорит: "Смотри, папа, это женщина, которая к нам приходит". Представляете, какое потрясение для ребенка! С тех пор Дамиля не зовет ее мамой, только "эта женщина". Попросил Оксану больше не приходить к нам. Она написала заявление в инспекцию по делам несовершеннолетних, что я препятствую встречам с ребенком. Недавно узнал, что Оксана опять находится под следствием.
После этого Кабдраш твердо решил лишить Оксану родительских прав. Не ожидал, что потянется череда бюрократических проволочек.
- Каждый день ходил в отдел образования, в инспекцию по делам несовершеннолетних, в комиссию и узнавал, где один документ, где другой, чтобы быстрее обратиться в суд, - рассказывает мужчина. - И каждый раз мне говорили: приходите завтра. Никто не мог толком сказать, что мне делать.
Дело-то решённое?
Корреспонденту YK-news.kz удалось связаться с Оксаной. Женщина уверяет, что никаких проблем в общении ни с дочкой, ни с Кабдрашем нет.
- Какой суд? Мы же обо всем договорились, - недоумевает мать. - Да, Кабдраш предлагал мне отказаться от дочери, но какая мать может так поступить? Если отец ребенка подаст в суд, то я не собираюсь отказываться от Дамили. Стану бороться за дочку. Попробуем договориться, но я тоже буду подавать в суд, хочу забрать девочку себе.
- Правда ли, что у вас не складываются отношения с дочкой?
- Ничего подобного. Я регулярно навещаю Дамилю, хорошо лажу с девочкой, покупаю ей одежду и игрушки. Да, я виновата перед ней, что два года не появлялась, пока отбывала срок. Кстати, неправда, что Кабдраш воспитывал ребенка с 2010 года. Я растила дочку сама, без его помощи. А в 2012 году отдала ему Дамилю, потому что у меня были проблемы с законом.
- Отец ребенка говорит, что вы злоупотребляете алкоголем...
- Что я пью? Это неправда, я никогда не пила. Не знаю, зачем этот человек говорит такие вещи про меня.
Документ заказывали?
В городском отделе образования пояснили, что действительно не консультируют граждан по вопросам лишения родительских прав, потому что это не входит в их компетенцию.
Примечательно, что необходимый вердикт специальной комиссии Кабдраш Далабаев получил лишь после того, как корреспондент YK-news.kz обратился в отдел образования с официальным запросом.
- Комиссия рекомендовала Далабаеву обратиться в суд в частном порядке для лишения матери родительских прав, - пояснили в ведомстве на запрос.
Как удалось, выяснить нашему корреспонденту, Оксана действительно может "похвастать" бурным прошлым. В УВД подтвердили, что в последний раз дама оказалась за решеткой, потому что украла сотовый телефон и вместо того, чтобы вернуть его владельцу, сбыла с рук, а затем написала заявление, будто телефон у нее украли.
- Мать девочки с 2010 года злоупотребляет спиртным, - сообщили в УВД. - Женщина была неоднократно судима, привлекалась к административной ответственности. Дочку воспитывает отец на протяжении пяти лет. На сегодняшний день мать устроилась на работу и хочет забрать Дамилю себе. С учетом того, что женщина встала на путь исправления, гражданину Далабаеву нужно обратиться в суд в частном порядке.
Отцовская доля
YK-news.kz решил выяснить, действительно ли мужчинам тяжело доказать свое право воспитывать ребенка и как часто современные папы готовы примерить на себя статус отца-одиночки.
- Наши специалисты принимают участие в судебных заседаниях, где решают, как родители после развода должны общаться с ребенком, - говорит руководитель Центра поддержки семьи и детства Лилия Куземко. - Заметили, что усть-каменогорские мужчины стали активнее в вопросах воспитания сыновей и дочек.
- Действительно ли суд чаще принимает сторону матери и отцу сложно добиться, чтобы сына или дочь оставили с ним?
- Скажем так, суд лишает мать прав или ограничивает ее общение с ребенком только при наличии очень весомых доводов. Недавно один папа хотел забрать сына на воспитание. В качестве доказательств мужчина привел видеозапись, где мать била ребенка. Свидетели показали, что пятилетний мальчик без сопровождения взрослых возвращался домой из мини-центра, в одиночку переходил оживленные перекрестки. Также оставалось непонятным, где и кем работает женщина. У отца были подозрения, что мать зарабатывает деньги незаконными путями. Суд счел доказательства недостаточно убедительными. Ребёнок остался с женщиной.
- Каковы шансы у Кабдраша добиться лишения материнских прав?
- Сложно сказать, но если мать несколько лет, как в случае с Кабдрашем Далабаевым, не появлялась, то суд обычно учитывает это обстоятельство в пользу отца. Например, недавно была история, когда мать пропала на три года. Женщина злоупотребляла спиртным, не вспоминала про сына. Мальчика растили отец и его сестра. Затем мама появилась и захотела, чтобы ребенок жил с ней. Отец обратился в суд. Когда к женщине приехали специалисты для беседы, она через час написала отказную. Зачастую такие женщины отрекаются от детей во второй раз так же легко, как и в первый.
Отец-молодец
В правоохранительных органах подтвердили, что именно папы нередко стремятся оградить детей от влияния маргинальных матерей. Для того чтобы самому воспитывать ребенка, отцы готовы судиться и обивать пороги инстанций.
- Я помню случай: устькаменогорец обратился в суд с требованием лишить свою бывшую жену материнства, он хотел сам воспитывать дочку, - говорит заместитель начальника отдела административной полиции УВД Усть-Каменогорска Мейрамгуль Ким. - Суд признал его правоту, мать вела аморальный образ жизни. Папа сразу же забрал девочку. Мы постоянно контролировали, как живет эта семья. Прошло несколько лет, и в этом году девушка окончила школу и успешно сдала ЕНТ. Считаю, что это заслуга отца.
Однако блюстители закона признают, что иногда женщины берутся за ум, когда понимают, что могут лишиться ребенка.
- Мы всегда стараемся дать шанс каждой матери, - добавляет Мейрамгуль Ким. - В этом году мы тоже поднимали вопрос о лишении родительских прав некоторых женщин. В итоге у пяти из них забрали детей. Еще пять встали на путь исправления. Мы навещаем эти семьи. Пока каждая из мам держит свое слово: не пьет, работает, заботится о сыновьях и дочках. Бывает, возвращаются к нормальной жизни даже те, чьи дети уже попали в детский дом. Недавно встретила одну такую женщину – она смогла восстановить материнские права на двух мальчиков. Она шла с сыновьями, и было приятно посмотреть на эту дружную семью. К сожалению, такие случаи происходят нечасто. Гораздо чаще женщины спустя полгода-год вновь скатываются на дно жизни.
***
Сейчас Кабдраш Далабаев готовит иск в суд. Он уверен, что после того, как Оксана снова исчезнет, их семья станет жить спокойно.
- Я хочу жить с папой, - говорит Дамиля. - Я уже решила, что буду ветеринаром, когда вырасту. Папа не согласен. Говорит, учиться долго. Но мы с ним что-нибудь обязательно придумаем...
Елена Балова