Семья риддерцев выкормила осиротевшего лосёнка
Двух детенышей сохатого случайно обнаружили в районе села Позднопаловка неподалеку от Риддера. Лосята — мальчик и девочка, заплутавшие и напуганные, — оказались у человеческого жилья. Семья Комбаевых, обнаружившая лесных гостей, приютила зверят.
К сожалению, юный самец погиб в неволе. Отказывался есть и будто тосковал по матери. А телочка выкарабкалась. И превратилась в грациозное животное. Недавно "лесная девица" отправилась в усть-каменогорский зоопарк, но до места так и не добралась, передает корреспондент YK-news.kz.
В конце апреля рабочие, строящие водовод для новой ГЭС в окрестностях Риддера, заметили двух лосят, вышедших из леса к людям. Совсем маленькие зверята несмело переступали хрупкими ногами, тело шло мелкой дрожью... В бездонных, влажных глазах — мольба.
Животным была всего пара недель от роду — по словам местных охотников, потомство лосихи обычно приносят как раз в апреле. Один из рабочих — Борхат Комбаев — сжалился над детенышами и решил приютить их в своем доме. Семья Комбаевых держит хозяйство на даче в Позднопаловке как раз рядом с тем местом, где объявились малыши.
— Лоси не бросают своих детенышей. Могу предположить, что мама-лосиха погибла либо от рук браконьеров, либо при переправе через реку — весной была большая вода, — говорит председатель риддерского объединения охотников и рыболовов Александр Столяров. — Надо отдать должное доброте Борхата: человек увидел в лосятах не дичь, а беззащитных животных.
Когда Комбаев попытался изловить детенышей, те восприняли это как угрозу. Сохатые встали рядом и попытались отбиться от человека передними копытами. Но Борхат оказался проворнее, сумел успокоить зверей. В скором времени лосята очутились на подворье у Комбаевых.
— Свекор определил животных в сарай, — рассказывает Зарина Комбаева, невестка Борхата. — Они были совсем худые, ростом примерно с теленка, еще нетвердо держались на ногах. Самец был сильно напуган, истощен, даже отказался принимать еду. Он так и не оправился, погиб. А девочка распробовала коровье молоко и освоилась у нас. Мой муж Рустам ухаживал за лесным зверем.
Произошло маленькое чудо: дикое животное приручили с помощью обыкновенного сострадания.
Юную лосиху назвали Люськой. Коровье молоко она пила из банки через соску для телят. За один присест могла осилить полтора-два литра. Благо у семейства Комбаевых свое хозяйство и молока здесь вдоволь. Потом люди стали косить для постоялицы свежую траву. А летом Люся впервые стала выходить на прогулки. Сначала несмело делала несколько шагов, пугалась и осторожно жалась к забору. Затем становилась все смелее.
— Люська любила гулять с нашими двумя поросятами. Коровы не принимали лосиху, бодали ее. Шарахались от нее и телята, инстинктивно чувствуя дикое животное, — говорит Зарина. — Уходила Люська дальше нашей дачи, гуляла по окрестностям. Но всегда возвращалась. Позовешь ее по имени — бежит навстречу.
Постепенно повзрослевшая лосиха стала дольше отсутствовать дома. Бродила, приходя во двор только за очередной порцией молока. В одну из таких прогулок Люська забрела к дальним соседям Комбаевых. Там не знали, что сохатая — домашняя. К тому времени найденыш вымахала ростом со взрослого человека. Обеспокоенные присутствием зверя люди сообщили о гостье в охотсоюз.
— Я узнал, что лосиху вырастили в одном из хозяйств Позднопаловки. Приехал туда в конце сентября. Смотрю — животное стоит в загоне, — рассказывает о своей встрече с Люськой Александр Столяров. — Я подошел, погладил лосиху. Ее это совсем не испугало. Тогда я понял, что отпускать ее в дикую природу нельзя — она слишком верит людям и может стать легкой добычей для браконьеров.
Но и оставаться у Комбаевых Люська больше не могла. Ей попросту не хватало пищи, одним молоком прокормить подросшего зверя невозможно. Да и загон давно перестал быть для лосихи преградой, она с легкостью перепрыгивала ограждение и убегала на очередную прогулку.
— По согласованию с областной инспекцией лесного хозяйства и животного мира мы решили определить Люську в усть-каменогорский зоопарк, — объяснил Александр Столяров. — Разрешение было получено, и лосиха отправилась на новое место.
Зарина и вся семья Комбаевых, безусловно, были расстроены разлукой. Но они понимали, что дикому животному не место на дачном подворье. Когда Люську забирали в зоопарк, ее кормильцы попросили не менять животному имя — она к нему уже привыкла.
Когда Люську провожали в город, Комбаевы с трудом могли сдержать слезы. Тревожилась и сама сохатая — мотала головой, словно прощаясь.
Зарина надеялась, что однажды сможет увидеть свою воспитанницу.
— Когда поедем в Усть-Каменогорск, обязательно сходим в зоопарк. Интересно, вспомнит ли нас Люська? — с грустью в голосе спрашивала Зарина.
***
Когда материал готовился к публикации, мы решили узнать о судьбе Люськи. Как любимица Комбаевых добралась до Усть-Каменогорска?
И испытали настоящий шок: таежная обитательница не смогла пережить дорогу от Риддера до областного центра.
— К сожалению, животное не смогло пережить перевозки, — рассказал нашему корреспонденту директор Левобережного зоопарка Зайнетдин Шамшиев. — Такое случается с лесными обитателями, для них подобное путешествие — огромный стресс. До зоопарка она так и не добралась...
В семье Комбаевых до сих пор не знают о гибели их славной Люськи.
Маленького лосенка, вышедшего в большой мир и так трогательно тянувшегося к людям.
Наталья Потапова, Иван Сухоруков