Почему в Финляндии школьники меньше болеют и нет ЕНТ
На EXPO-2017 рассказали, что Казахстану будет полезно перенять в финской системе обучения детей, передает корреспондент Tengrinews.kz.
В павильоне Финляндии на выставке EXPO-2017 состоялся семинар, где руководителям образовательных учреждений Казахстана рассказали об опыте страны в приобретении лучших показателей достижений учащихся в мире.
"Наше образование занимает очень высокое место по международным оценкам. Оно абсолютно бесплатно как в детских садах, так и в университетах. У нас в стране нет ни нефти, ни газа, поэтому образование является нашим капиталом. И мы должны использовать потенциал всех наших детей", — рассказал научный сотрудник системы образования Финляндии Паси Силандер.
В качестве главного секрета успеха финского образования Силандер назвал руководство с подробным планом уроков для учителей.
"У нас есть руководство, которым снабжается каждый учитель. Оно очень хорошо разработано и включает подробный план уроков. То есть во всех школах у нас все стандартизировано — есть перечень определенных навыков, которые должны изучить все ученики. Это то, каким образом мы выдерживаем качество нашего образования. Это секрет того, как мы показываем такие хорошие результаты. Мы очень полагаемся на наших учителей, поэтому у нас нет единого национального тестирования по итогам школы", — сообщил Силандер.
Участников семинара заинтересовало отсутствие в финских школах домашних заданий для учеников. По словам Силандера, домашнее задание очень важно, поэтому в некоторых школах страны эта практика по-прежнему существует.
"Это на самом деле хорошо, если задействовать то время, которое ученик проводит дома для дополнительного образования, допустим, для изучения языков. Но даже если ученики имеют домашнее задание, то оно отличается от стандартных. Допустим, интервью бабушек дедушек или съемка видеоклипа", — рассказал он.
Одним из нововведений в финских школах стала антибактериальная мебель.
"80 процентов бактерий передаются по воздуху или через прикосновения. Сейчас мы можем сделать абсолютно антимикробный класс. Это новая технология, которая максимально снижает распространение инфекций в классе. По результатам исследования в таких классах 95 процентов бактерий уничтожено и на 20 процентов меньше заболеваний среди учеников. У нас в Финляндии если ребенок заболел, то один из родителей тоже берет больничный и остается с ним. Поэтому меньшее заболевание детей имеет еще и экономическую выгоду", — сообщил главный архитектор корпорации ISKU Анти Олин.
В производстве мебели используются антимикробные ткани, серебряные вкрапления в деревянных компонентах, даже ламинат имеет антимикробное покрытие с использованием меди.
Кроме того Силандер рассказал, почему ученики не должны ходить в одинаковой школьной форме.
В финских школах отсутствует единая форма для учащихся, как и любые требования по поводу одежды. Ранее в стране поднимался этот вопрос, но остался без положительного решения.
"Ответ на этот вопрос неоднозначен. В Финляндии это абсолютное "нет", потому что мы полагаем, что каждый ребенок - индивидуальность. Они не клоны. Дело в том, что та одежда, которую вы носите ,- это ваша собственная идентификация. Это то, как вы себя видите. В случае если вы чувствуете себя удобно в том, что вы носите, вы гораздо больше узнаете, будете внимательнее на уроках", — считает Паси Силандер.
По его словам, не выявлено положительное влияние школьной формы на процесс обучения. К тому же униформа может полнить ребенка или не подходить по стилю, что создаст ему ряд дополнительных проблем и комплексов.
"Дело в том, что обсуждения по этому вопросу были. Кто-то носит брендовую одежду, кто-то носит классом пониже. Мое личное мнение, в случае если вы хотите иметь какую-то униформу, она может состоять из различных 20 видов. Но мы должны все-таки понимать, что одежда — это индивидуальность. ребенок - не клон", — отметил Силандер.
Мнения участников семинара по этому вопросу разделились, ряд казахстанских преподавателей выступили в защиту школьной формы, заявив, что новая форма в Астане красивая и позволит уравнять материальное положение детей в глазах друг друга.