Жители Усть-Каменогорска требуют вернуть светофор и переход возле "Фрешмаркета"
Открытие двух новых надземных переходов через проспект К. Сатпаева вместо благодарности вызвало бурю возмущения у горожан. Оказалось, что людей не устраивает новая регулировка движения. Возле мечети "Халифа Алтай" и Левобережного парка проблем у пешеходов и пассажиров не возникает. Но ликвидация перехода и светофора в районе областного драмтеатра на глазах становится социальной проблемой. Кто страдает от исчезновения зебры? На что готовы пойти граждане, чтобы вернуть привычные удобства, изучал корреспондент YK-news.kz.
Новая регулировка
8 февраля, из-за открытия двух новых надземок изменилась организация дорожного движения на проспекте К. Сатпаева.
— В связи с запуском обоих переходов и окончанием основного объема работы по реконструкции проспекта К. Сатпаева и улицы Жибек жолы, с 8 февраля будут отключены светофорные объекты на проспекте вблизи "Фрешмаркета" и областной мечети, а также на улице Жибек жолы возле "Арзана", — сообщил начальник отдела дорожно-технической инспекции управления полиции Усть-Каменогорска Сергей Коваленко в Instagram акимата. — При этом будут ликвидированы ранее существующие пешеходные переходы в указанных местах.
Исчезновение светофора у "Фрешмаркета" ликвидировало возможность осуществлять левый поворот при выезде со стоянки фермерского магазина на проспект К. Сатпаева. Теперь там появился знак, разрешающий движение только направо. А для убеждения непонятливых на выезде дежурит полиция. Уже имеются нарушители нового порядка — водители, которых оштрафовали за недозволенный поворот.
При новой регулировке водителю, желающему уехать от фермерского супермаркета в город, необходимо выехать на проспект К. Сатпаева направо и развернуться на светофоре, расположенном перед спорткомплексом.
Тяжёлые сумки и удар по карману
Одновременно с водителями уже в минувшие выходные ощутили неудобство новой организации движения торговцы и покупатели "Фрешмаркета". С исчезновением пешеходного перехода напротив рынка горожанам стало неудобно добираться до автобусных остановок. Прежде это место было любимо за удобство расположения — рядом с оживлённой транспортной магистралью, по которой ходит большое количество пассажирских маршрутов. Теперь покупатели, едущие в город, вынуждены двигаться с тяжёлыми сумками до надземки и пересечь по ней проспект. Фактически им приходится идти пешком ровно одну остановку — 550 метров. Для пешеходов оборудована специальная дорожка, но не все о ней знают. Некоторые горожане пытаются преодолеть путь между остановками вдоль проезжей части.
К тому же обе новые надземки — открытого типа. В них постоянно задувает снег, который налипает на ступеньки, превращаясь под ногами прохожих в скользкие кочки. Это может стать проблемой для людей, у которых руки заняты сумками.
Новые надземки — открытого типа. В них постоянно задувает снег, который налипает на ступеньки, превращаясь под ногами прохожих в скользкие кочки
Отток покупателей больно ударил по продавцам. В третьем часу дня 11 февраля в супермаркете практически пусто. Ирина, торгующая кондитерскими изделиями, жалуется, что с утра продала только два торта. Никого нет даже возле социального лотка, реализующего овощи из стабфонда. Ведь полукилометровый крюк с тяжёлой поклажей не под силу пенсионерам, которые являются основными покупателями этой продукции. Не расходятся и пирожки из кулинарии. Раньше они были очень популярны у учеников Назарбаев Интеллектуальной школы, расположенной через дорогу напротив. Сейчас дети в магазин не идут. Но торговцы опасаются, что наиболее отчаянные подростки могут попытаться пересечь восьмиполосный проспект напрямую — и тогда не миновать беды!
С субботы, когда исчез переход, у работников фермерского магазина выручка резко упала. По подсчетам Айгуль и Айгерим, продающих овощи, она сократилась вполовину. А продавец мясного отдела Динара недосчиталась 65 процентов своей обычной выручки.
— Очень много идёт на возврат, — констатирует Ирина из кондитерского отдела. — Аренду платим огромную. А сейчас начнём ещё свои деньги вкладывать за нереализованную продукцию.
— Мы будем идти до последнего, не остановимся! — обещает продавец "Фрешмаркета" Гульмира. — Это был самый проходимый базар с этой стороны города. Здесь и ярмарки по субботам проходят. Это наше рабочее место. Почему нам создали такие нечеловеческие условия?
Отток покупателей больно ударил по продавцам. В третьем часу дня 11 февраля в супермаркете практически пусто
Недовольные оттоком покупателей, около 40 работников фермерского супермаркета вышли 10 февраля в обеденный перерыв на дорогу, пытаясь привлечь внимание к возникшей проблеме. На встречу с ними приехали заместители городского акима. Но люди убеждены, что их так и не услышали. В настоящее время торговцы и покупатели подписывают петицию на имя акима города и прокурора с просьбой вернуть переход и светофор.
Принудительное оздоровление
Пока во "Фрешмаркете" бушуют страсти, собираются пикеты и подписи, по другую сторону дороги страдают молча. Пациентам и посетителям областного реабилитационного центра приходится делать ещё больший крюк от остановки — 976 метров. К тому же со стороны театра и парка "Нурлы жол" отсутствует тротуар. Люди идут по боковому проезду, рискуя оказаться под колёсами машин. Пациенты уже начали жаловаться сотрудникам центра, что не в силах совершать такой путь.
Со стороны театра и парка "Нурлы жол" отсутствует тротуар. Люди идут по боковому проезду, рискуя оказаться под колёсами машин
Галине Ивановне 71 год. Каждый день она ездит из города в реабилитационный центр, где лежит её внук с переломом позвоночника.
— В понедельник приехала, — рассказывает пенсионерка. — Вышла на остановке через дорогу напротив. Свистят: "Переходите только по надземке!" А там такая слякоть, машины дорогу разбили. Я ноги промочила, еле добралась.
О том, что длинные пробежки от соседней остановки пациентам реабилитационного центра категорически противопоказаны, говорят и врачи.
— Наша организация занимается реабилитацией больных и инвалидов, — поясняет заведующий неврологическим отделением областного реабилитационного центра Сергей Кулиниченко. — То есть наш контингент — это люди либо с временно ограниченными возможностями, либо те, чьи возможности стойко ограничены. Это парализованные, люди после эндопротезирования тазобедренного сустава, инсультов, нейрохирургических операций, инфарктов, операций на открытом сердце. На данном этапе, после выписки из стационара по основному заболеванию, они ещё находятся в средне-тяжёлом состоянии. И самостоятельно проходить такие расстояния они не смогут. А люди едут в основном из города.
Курс реабилитации составляет не менее десяти процедур. К тому же пациентам приходится продолжать лечение на амбулаторно-поликлиническом этапе — ещё около 14 рабочих дней. Не факт, что больные смогут ездить на такси. Особенно зимой, когда тарифы то и дело повышают "в связи с повышенным спросом".
Видит око, да зуб неймёт!
Любители прекрасного — посетители областного драматического театра — тоже оказались в трудном положении. Раньше им достаточно было пересечь дорогу. Теперь надо пройти более 630 метров без тротуара. В перспективе же все эти проблемы свалятся на новосёлов строящегося микрорайона "Нурлы жол", где уже готово четыре многоэтажки, а всего предполагается возвести 48 многоквартирных домов.
Похоже, что в нашем городе из ничего создали немалую социальную проблему. И как выйти из положения — непонятно. В управлении полиции Усть-Каменогорска отказались комментировать сложившуюся ситуацию и порекомендовали обращаться по этому вопросу в городской акимат. Но власти Усть-Каменогорска пока, похоже, не готовы объясняться с горожанами. Получить комментарий нам не удалось.
Ирина Плотникова
Фото Виктора Абакумова