Как работает роботизированная животноводческая ферма
С доисторических времен молочные продукты прочно вошли в человеческий рацион. Современники вряд ли представляют себе стол без любимых молока, сметаны, творога и сыра. О том, откуда берется популярный продукт, некоторые дети узнают, когда учатся читать: "Даёт корова молоко". Но как это происходит в наше время, вряд ли представляют себе даже бывалые горожане, единицам из которых самим доводилось доить буренку или хотя бы наблюдать за процессом.
Хайтек по-бобровски
Когда в далеком уже 2012 году в Восточном Казахстане строилась первая роботизированная молочная ферма, сельчане недоумевали: как это будет? Руководитель ТОО "Бобровка+" Талгат Кырыкбаев улыбается, вспоминая, как местные останавливали его на улице и спрашивали: "А правда ли, что у тебя коров доить будут железные люди?" Ситуация и правда комичная, ведь при слове "робот" любой из нас представляет как минимум С3РО из "Звездных войн", а то и вовсе несокрушимого терминатора в фартучке с ведром парного молока вместо гранатомета.
Идея создать рядом с городом сырьевую базу пришла в голову генеральному директору ТОО "Восток-Молоко" Сейлжану Сайлаубаеву. Вместе с Талгатом Манаповичем, имеющим многолетний опыт работы в животноводстве, они решили преобразить старую ферму в Бобровке, когда-то входившую в состав совхоза "Ленинский".
В начале прошлого десятилетия в мире появилось много новых сельскохозяйственных технологий и они стали доступны для бывшего советского пространства. Можно было отказаться от дедовского способа доения и привнести в процесс свежую струю, сократив потери и сделав сельскохозяйственный труд менее тяжелым.
Первые роботизированные фермы появились в Европе в 2001 году. Для Казахстана на тот момент это был прорыв в сельском хозяйстве. Но энтузиасты из ВКО решили не мелочиться.
— Наши специалисты съездили в командировку в Вологду, где впервые в СНГ применили доильных роботов, — делится животновод. — На тот момент наши вологодские коллеги работали уже четыре года. Подметили там интересный нюанс. У нас тогда был очень большой отток населения в Усть-Каменогорск, а у них люди трудились в хороших условиях, прилично получали и перестали уезжать в город на заработки.
Старую ферму реконструировали. А кое-что пришлось и достроить. Генератор идеи — Сейлжан Сайлаубаев изыскал первоначальные средства, а потом и в акимате разглядели потенциал молодого хозяйства. Субсидии выделили не только на строительство современных коровников и корпуса дойки, но и на приобретение породистых симментальских коров.
Покупали скот с приключениями. Единственной страной, где возможно было приобрести нетелей, была Чехия. В Европе в то время бушевали скотьи хворобы, о которых у нас и не слышали, а потому европейские рынки были закрыты. Основатели фермы перевели чехам деньги за две партии коров, однако получить сразу смогли только одну — закрылась на карантин и эта страна. Поэтому стартовать пришлось с 99 буренками.
— Плановое количество изначально было 400 голов, на столько были рассчитаны наши мощности, — вздыхает Талгат Манапович. — Но пришлось начинать с малого. Через два года, поработав, мы оценили, что процесс идет приемлемо, и решили увеличить количество коров до шестисот. Для этого в 2015 году закупили еще трех роботов. На сегодняшний день у нас их девять — в расчете на шестьсот голов дойного стада.
Симменталы — коровы не чисто молочного направления. Зато они менее подвержены всякого рода болезням, в отличие от капризных высокопродуктивных пород.
— Говорят, что молочные породы ошибок не прощают, — улыбается Талгат Манапович. — Симменталы же более демократичны.
Курорт для бурёнки
В хозяйстве ТОО "Бобровка+" несколько коровников примыкают к корпусу доильного отделения, которое является сердцем этого комплекса. Именно там установлены роботы. Один робот обрабатывает 60 коров в течение суток. Работает он круглосуточно.
В коровниках все по-европейски чисто. Для буренок предусмотрены индивидуальные стойла с лежанками. Имеются также площадка для выгула, родильное отделение и отсек для молодняка. Коровы на ферме содержатся стойловым методом, питание получают исключительно внутри помещения, а на улицу отправляются дышать воздухом и пережевывать жвачку.
— В основном у нас работает местное население, — отмечает руководитель хозяйства. — Людей требуется немного, по сравнению с обычной фермой. Дойка и удаление навоза происходят автоматически. Раньше приходилось скотникам чистить кормушки, а сейчас там всегда один вид корма — монокорм — это комбинация сена, силоса, сенажа и дробленки. Работники вручную выкидывают немногочисленные остатки.
Весь штат фермы — 26 человек, которые трудятся посменно. Зарплата для сельской местности достаточно высокая — в пределах 150 тысяч тенге. При стойловом содержании у коров могут быть проблемы с ногами, поэтому на ферме имеется ветеринар-ортопед, который следит за здоровьем подопечных.
— У нас практикуется добровольное доение, — рассказывает господин Кырыкбаев. — Эта система была придумана шведами — признанными лидерами в сельскохозяйственных технологиях. Она подразумевает, что коровы тут живут, как в естественных условиях. Животные спят, кушают, идут доиться самостоятельно. Их никто не принуждает, не загоняет, они все делают сами, когда пожелают.
В святая святых
В доильном отделении — у входа стоит танк с готовым продуктом. Там поддерживается температура не выше 4,5 градуса. Товарное молоко вывозят раз в сутки, и оно не должно прокиснуть. Здесь же стоят вакуумные насосы, благодаря которым не только происходит дойка, но и функционирует вся автоматика.
Когда впервые видишь робота, то сначала происходит форменный разрыв шаблона. Никаких "железных людей" в доильном отделении, конечно же, нет. На первый взгляд робот напоминает обычную автоматическую дойку. Но это только на первый.
Коровы действительно заходят в рамку самостоятельно. И судя по тому, какая очередь выстроилась к автоматическим воротцам, никакого неудобства от роботизированного доения они не испытывают. Секрет олимпийского спокойствия животных нам объяснил начальник цеха. Оказывается, пока корову доят, ей в специальную емкость подают "вкусняшку" — особый сбалансированный корм. "Даем конфетку", – шутит Талгат Манапович. Таким образом, буренка получает два бонуса сразу: и избавляется от тяжести в переполненном вымени и перекусывает под шумок.
Тем временем начинается само священнодействие. Робот сканирует вымя коровы манипулятором, в который встроен инфракрасный датчик. Он определяет номер коровы, расположение сосков, объем потенциального надоя. Все эти данные отображаются на мониторе, с помощью которого оператор доения контролирует процесс. Извлечение молока происходит в щадящем режиме, так как компьютер следит за тем, чтобы оно не выдаивалось "насухо".
С помощью того же манипулятора робот моет вымя, обсушивает его теплым воздухом и удаляет первые струйки, которые отправляются в канализацию вместе со смытой водой. Это необходимо делать, потому что молоко, которое застаивается в каналах, наиболее осеменено бактериями. Таким образом, на реализацию отправляется чистый продукт.
Робот также способен самостоятельно определить воспаление молочных желез — мастит. Он дает сигнал ветеринару, и захворавшее животное лечат.
По завершении дойки вымя снова обрабатывается — на сей раз дезинфицирующим раствором и специальным веществом, которое склеивает молокопроводящие каналы, чтобы в них не попадали бактерии. После чего корова отправляется по своим делам: на кормежку, прогулку или отдыхать на лежанку.
Молодые первотелки иногда ведут себя агрессивно. Обнаружив, что к самому сокровенному вместо родного детеныша присосалась странная железная штуковина, возмущенные мамаши пытаются лягать захватчика. Но шведские роботы проявляют истинную нордическую стойкость, и коварным буренкам пока не удалось нанести им ощутимого вреда. К тому же если оператор видит, что животное беспокоится, то может переключиться на ручное управление и контролировать процесс непосредственно.
Чистое кондиционное молоко отправляется прямиком на молокозавод, а оттуда — в виде любимых всеми молочных продуктов — на столы восточноказахстанцев. Будущие супергерои, выпивая на ночь традиционный стакан молока, прекрасно знают, что его дает корова. Но теперь к процессу добычи напитка прилагают свои усилия умные роботы, позволяя сохранить его качество и полезные свойства.
Мира Круль
Фото Виктора Абакумова