Школы ВКО прожили год в условиях подушевого финансирования
Недостаток средств в нашем образовании давно сделался притчей во языцех. Директора школ вынуждены выпрашивать у родителей деньги на самые неотложные нужды. С 2020 года изменился принцип финансирования школ. Деньги выделяются теперь по количеству обучающихся. Насколько изменил новый подход материальное положение организаций среднего образования, разбирался корреспондент YK-news.kz.
Конец "поборам"?
Среди директоров школ Усть-Каменогорска долгое время ходила шутка, что каждый из них является "вором в законе". Поскольку вынужден собирать с родителей деньги на охранника, дворника, бумагу, краску — нужное подчеркнуть. Регулярно вспыхивающая в СМИ тема "школьных поборов" остаётся одной из самых болезненных для общества.
Что греха таить, система среднего образования всё время находилась в зоне коррупционных рисков. Имеются и факты незаконных сборов родительских денег. Но будем честными, наконец: в большинстве случаев к помощи родителей администрация школ обращается в самых безвыходных ситуациях. Несмотря на то что в Казахстане продекларировано бесплатное образование, финансировалось оно долгое время по возможностям местных бюджетов, а не по потребностям самих школ.
— Переход на подушевое нормативное финансирование всех уровней образования проводится поэтапно, — поясняет руководитель управления образования ВКО Сайрангуль Жумадилова. — Все городские школы области, а именно 141, перешли на подушевое финансирование. Это составляет 21,9 процента от общего количества школ области. Сельские малокомплектные школы исключены из этого перехода. Финансирование малокомплектных школ осуществляется в соответствии со статьей 62 Закона Республики Казахстан "Об образовании" — согласно сметным расчётам на полное содержание организации образования.
Несмотря на то что разговор о подушевом финансировании ведётся с 2018 года, изменение своего материального положения школы ВКО ощутили только в минувшем учебном году. Методика расчётов нормативов финансирования организаций образования была введена в действие в конце октября 2020 года.
Новый принцип финансирования, к которому перешла в прошлом учебном году наша система образования, очень прост: бюджет школ зависит только от контингента учащихся. Чем больше родителей доверяют своих детей образовательному учреждению, тем больше денег поступает на нужды школы. Подушевое финансирование учитывает все необходимые расходы школы. Бюджет организаций образования резко увеличится — примерно на 20 процентов. А это значит, что отпадёт необходимость прибегать к помощи родителей.
Как это работает?
В прежней системе финансирования школа составляла бюджетную заявку, а затем должна была доказывать местному исполнительному органу, что действительно нуждается в том или ином ремонте или приобретении оборудования. Заявку могли удовлетворить частично, могли и вовсе отклонить. Основания, по которым выделялись средства для той или иной школы, не были прозрачными.
— Как раньше распределялись деньги, я даже не пойму, — комментирует директор СШ № 1 Серебрянска Ирина Бесчалова. — Но при том порядке, который был, мы не смогли провести капитальный ремонт нигде. Только подмазывали, подкрашивали. А у нас школа 1975 года постройки.
В новой методике существуют чётко определённые нормы расходов образовательного процесса и образовательной среды на одного обучающегося в год. Для ребёнка с особыми образовательными потребностями норма расходов образовательного процесса увеличивается вдвое. Формула учитывает также коэффициент заполняемости школы. Специальный коэффициент учитывает превышение наполняемости в сравнении с проектной мощностью здания.
Берётся в расчёт и неизбежный износ зданий, мебели, техники. Норма расходов на амортизацию зданий и сооружений, амортизацию/приобретение оборудования на одного обучающегося составляет 6 МРП в год. В финансирование заложены нормы оплаты труда управленческого персонала и педагогов, задействованных в образовательном процессе организации среднего образования, в расчете на одного обучающегося в год. Расходы, связанные с образовательным процессом, составляют 1,2 МРП в год в расчете на одного обучающегося. Учитывается также оплата труда персонала, не задействованного в обучении.
Текущее содержание организации среднего образования, которое включает в себя, в том числе, и тряпки с мелом, согласно нормативам составляет для государственных организаций среднего образования 6,69 МРП (за исключением коммунальных расходов и расходов на интернет). Для государственных предприятий на праве хозяйственного ведения и частных организаций среднего образования по ВКО — 12,69 МРП.
При новом подходе к финансированию школы не только получают средства на все свои нужды, но и более свободно распоряжаются полученными деньгами. При старых порядках директор не имел права использовать на срочный ремонт, скажем, прохудившейся водопроводной трубы деньги, выделенные на другие нужды.
— Все деньги, которые выделены, остаются в школе, — констатирует директор серебрянской школы № 1. — При подушевом финансировании их стало больше. Они выделены нам, их никто никуда не заберёт. Если случается авария, то деньги на ликвидацию тоже идут из подушевого финансирования. Я имею право провести перераспределение средств по спецификам. У нас была авария, которая забрала пять миллионов тенге.
Никогда прежде!
Директора школ, с которыми нам удалось поговорить, не скрывают восторгов по поводу новой системы финансирования. За один год школы сумели решить многие проблемы, которые оставались неразрешимыми на протяжении десятилетий. В серебрянской СШ № 1 обучаются 496 детей в 21 классе. Казалось бы, не так уж много. Но даже при этом в школу пришли небывалые по размерам средства.
— В 2021 году мы реализовали все свои подушевые деньги, — рассказывает Ирина Бесчалова. — Поменяли часть окон на пластиковые. Сделали входные группы. Закупили более 20 компьютеров, пять проекторов. Взяли мощнейшие ноутбуки. Купили множительную технику, которая нам даже не снилась, — цветные принтеры. Сделали капитальный ремонт электропроводки на третьем и четвертом этажах. Полностью поменяли линолеум на всех этажах, а также в 24-х кабинетах. Закупили известь и краску на каждый кабинет. То есть не надо будет трясти родителей на ремонт кабинетов. Ушла эта тема. Теперь родители не покупают ни бумагу, ни мел — ничего! В кабинетах появились новые доски. И в шести классах поставили новые парты. И это всё за один год!
В школе-гимназии № 10 с 1 сентября сели за парты 847 детей. В рамках подушевого финансирования школа получила небывалые для неё деньги — почти 62 миллиона тенге.
— В этом году денег на ремонт выделили много, — делится заместитель директора по АХЧ Елена Мироненко. — Мы сумели сделать ремонт кровли спортивного зала, ремонт пола во всех рекреациях, санузлов. Поменяли окна на втором этаже. Отремонтировали душевые спортивного зала, вытяжную вентиляцию в кабинете технического труда. На улице провели ремонт цоколя. Закончили адаптацию здания для людей с инвалидностью. Никогда столько одновременно не делали.
Кроме того, школа впервые за 45 лет своего существования получила принципиально новые кабинеты труда для мальчиков и девочек. В кабинете домоводства появились 12 современных швейных машин, манекены и примерочная кабинка. Оборудование кухни — такое же, как дома: плиты, микроволновая печь, разделочные столы.
— Когда дети пришли после каникул и увидели всё, что тут установили, они воскликнули: "Вау!" — рассказывает учитель технологии Светлана Донцова. — Раньше у нас здесь было пять устаревших машинок с ножным приводом, которые работали через раз. Их невозможно было отремонтировать, потому что многих деталей уже нет. А дети-то хотят учиться на современном оборудовании. Но самое прекрасное — это интерактивная панель. Теперь мы можем не только рассказать, но и показать. Поскольку у меня многие классы не делятся на группы, то для мальчишек одна работа — они смотрят видео. В это время я девочкам объясняю.
Заметим, что своими восторгами с нами поделились школы с не самым большим контингентом. Небывалые возможности для обновления материально-технической базы получили при подушевом финансировании все учреждения образования. Но самые большие деньги, разумеется, пришли туда, где учится больше всего детей.
— Рекордсменом по количеству учащихся и подушевому финансированию в 2021 году является средняя школа № 46 Усть-Каменогорска с контингентом 1836 учащихся, — информирует руководитель областного управления образования Сайрангуль Жумадилова. — По Семею больше всех средств получили гимназия № 6 с контингентом 1670 человек, школа № 47 — 1616 человек и школа № 19 — 1611 учащихся.
Счастье надолго?
Уже первый год при новых подходах к финансированию позволил организациям образования перейти от выпрашивания денег и латания дыр к самостоятельному управлению полученными средствами. Это требует, в том числе, и новых подходов к педагогическому и экономическому менеджменту.
— Если в школе хорошая команда, это позволяет решать всё совместно, — рассказывает директор серебрянской СШ № 1. — В нашей школе у каждой команды есть свой проект: в бухгалтерии, в администрации и так далее. Всё это аккумулируется на промежуточном этапе, когда мы анализируем проблемы школы. Самое главное — чтобы не выпадали из этого процесса родители. У нас попечительский совет работает уже 25 лет. Там самые активные, самые непредсказуемые родители, но они болеют за школу. Вместе с ними мы анализируем всё, что есть и что требуется. Затем защищаем свой проект на уровне района: что мы хотим по каждой специфике?
Сегодня в школах уже планируют, какие ремонты и усовершенствования можно будет провести на летних каникулах, если золотой дождь не иссякнет. Педагоги не привыкли к богатству и боятся верить в то, что хорошее — это надолго. Между тем изменений в нормах финансирования пока не предполагается. Недостающие деньги сейчас вливает в систему образования государство.
— Для доведения объёма финансирования до подушевого норматива ежегодно выделяются дополнительные средства за счёт республиканского бюджета, — сообщает руководитель управления образования ВКО Сайрангуль Жумадилова. — Сокращения расходов как за счёт местного, так и за счёт республиканского бюджета не допускается. Объём финансирования может меняться в зависимости от контингента обучающихся в организации образования.
Ирина Плотникова