Горных дел мастер: чем интересна сложная и опасная работа?
Восемь лет назад Семен Федоренко одновременно получил диплом и приглашение на престижную работу. Молодые специалисты горного профиля всегда нарасхват. О честных причинах выбора опасной профессии, развязанных шнурках и о том, как важно в горном деле умение говорить — в нашем материале.
Семен Федоренко после школы быстро определился с будущей профессией. Ему были совершенно не интересны такие массово-популярные направления, как экономика, юриспруденция. Он собирался работать на производстве, поэтому выбрал специальность «Открытая разработка полезных ископаемых».
— Мой отец работал сварщиком, мама вообще была далека от производства. Почему же я выбрал горное дело? Честно скажу: хотел высокого заработка и стопроцентной уверенности в том, что смогу трудоустроиться по профессии. Это всё как раз-таки дает металлургия, горное дело, — объясняет Семен Федоренко. — Да, работа здесь непростая, в определенном плане опасная — если пренебрегать техникой безопасности. Но, думаю, что все шахтеры и горняки со мной согласятся, что в нашей сфере — достойные зарплаты и стабильная работа. А это очень важно.
В 2014 году Семен Федоренко едва успел получить на руки свой диплом, как его уже пригласили на работу. Он устроился на крупное добывающее предприятие Костанайской области, расположенное неподалеку от родного города Лисаковска.
Семен был сначала помощником машиниста — это первая ступень для начинающих горняков. Всего через два года молодой мужчина стал горным мастером. Это довольно быстрый профессиональный рост за короткий период.
Это впечатляет
В 2019 году Семен Федоренко перешел работать на Бакырчикское горнодобывающее предприятие в Жарминском районе Восточного Казахстана.
— На новом производстве меня удивило большое количество современного оборудования, автоматики. Можно сказать, что на месторождении все подчинено бережливости и прагматизму, каждый участок работы отрегулирован и максимально оцифрован, — вспоминает Семен Николаевич. — Здесь работает автоматическая система диспетчеризации (АСД) — на прежнем месте работы я подобной программы не видел. Мы, горные мастера карьера, на экране компьютера в режиме реального времени отслеживаем все необходимые показатели: количество рейсов, объемы загрузок, скорость движения самосвалов. И это позволяет оперативно корректировать работу для улучшения результата.
Вторым впечатляющим фактором стало то, что на предприятии сотрудники могут высказывать свои предложения для улучшения работы. И это происходит не в формате «поговорили — разошлись», а в виде официальных письменных заявок.
— Я сам подавал несколько предложений для улучшения производительности, — говорит Семен Николаевич. — Заявку детально рассматривают, и если твое предложение рациональное, дельное — его берут в работу. А тебе, как автору идеи, начисляют денежную премию. Конечно, это приятный бонус. А еще очень радостно видеть результат. Например, однажды я подал заявку на дополнительное освещение технологической части карьера. Мою идею одобрили и поддержали, установили светильники. Также с моей стороны было несколько предложений, как можно оптимизировать процессы и тем самым повысить производительность работы.
Сначала — поговори, объясни…
В обязанности горного мастера входит контроль за строгим соблюдением техники безопасности.
— Иногда отклонения от правил случаются, и здесь важно грамотно реагировать, — поясняет Семен Федоренко. — Если зафиксировано несерьезное нарушение — на первый раз я провожу поведенческий аудит безопасности. То есть разговариваю с сотрудником, выясняю причину — почему он не соблюдает установленные правила? Понимает ли он возможные последствия? Нарушение может быть незначительным — например, кто-то из сотрудников идет с развязавшимся на обуви шнурком. Соответственно, он может запнуться, упасть, удариться. Или кто-то из коллег работает лопатой, на черенке которой есть изъяны. Моя задача — сказать об этом, предупредить, что инструмент может сломаться. Однако всё это — некритическое отклонение от установленных правил. Но иногда бывают и грубые нарушения — например, если человек не надел защитные очки. Это может привести к трагедии. В таких случаях приходиться применять меры наказания, чтобы «достучаться» до нарушителя.
Семен Федоренко говорит, что работа с людьми — это самое интересное и самое сложное в его профессии. Горный мастер должен понимать производство, оборудование и людей. Он должен уметь объяснить, что техника безопасности — не пустые слова.
За это тонкое искусство управлять, понимать, объяснять Семен Федоренко недавно получил нагрудный знак «Кеншi даңқы» («Горняцкая слава»). Эту отраслевую награду Семен Николаевич привез в родной Лисаковск, где живет его семья. Две дочки еще маленькие, но уже знают, что нужно уметь завязывать шнурки и слушаться папу. Ведь техника безопасности — это не просто слова.
Ирина Краскова