Как в Усть-Каменогорске относятся к продлению учебного года?

3 июня 2023, 3:27
Сейчас читают:

В нынешнем году школьники учатся до 1 июня. Учителя пытаются заманить детей в школу забавными флешмобами, а министр грозит обрушить административные кары на тех, кто не проводит уроки в штатном режиме. Что думают жители Усть-Каменогорска о продлении учебного года? Есть ли у нас школьники, которые не хотят на каникулы, разбирался корреспондент YK-news.kz.

Кто во что горазд

На прошлой неделе жители Усть-Каменогорска наблюдали возле некоторых учебных заведений забавные картины. Вместо рюкзаков дети несли учебники по-крестьянски — в узелках, в чемоданах, кошачьих переносках, кастрюлях, футлярах для музыкальных инструментов. Это был флешмоб "День без рюкзака". Череду забавных мероприятий учебные заведения начали после 25 мая. 

— А ещё у нас был день мягкой игрушки, — рассказывает пятиклассница Катя. — Даже учителя принесли из дому. А на другой день мы все ходили в тёмных очках, как в "Матрице". Правда, на уроках заставили снять очки и убрать игрушки. Мне понравилось, интересно было ходить в школу.

В прежние годы после 25 мая уже начинались каникулы. Теперь забавные флешмобы призваны скрасить ученикам добавленную учебную неделю. 

— Первые три дня у них было реально весело, — присоединяется к разговору мама пятиклассницы Анна Сергеевна. — Они в школу бежали, чтобы это увидеть. В пятницу должны были прийти на занятия в маскарадных костюмах, но накануне на школьной странице написали, что этот флешмоб перенесли на следующий год, просили отнестись с пониманием. А в целом всё это привлекает детей в школу в последние дни. Вроде и урокам не мешают эти игрушки да кастрюли и в то же время создают неформальную атмосферу.

Веселье отменяется

Флешмобы в школах прекратились после резкого окрика из Министерства просвещения. Узнав о том, какими методами по всей стране заманивают детей на занятия, глава ведомства разразился угрозами. Карами грозят школам, в которых началась сдача учебников, а также родителям, переставшим отправлять детей на уроки.

— Все педагоги и директора школ понимают, что продление учебного года сопровождается внедрением в учебные программы, в типовые учебные планы, — заявил министр просвещения Гани Бейсембаев. — Если ранее был 34-недельный учебный год, а сейчас 36 недель, значит, и темы, и программа составлены в соответствии с этим временем. Но в некоторых школах, наверное, по какой-то причине были заменены уроки на какие-то встречи в пижамах, флешмобы или другие мероприятия. Если такие случаи были, мне об этом доложат.

Напомним, что инициатором продления учебного года выступил в 2022 году владелец сети частных школ Binom Айдын Рахимбаев. Минпрос "накинул" школьникам две учебные недели, сократив весенние и летние каникулы. В марте 2023 года новый министр просвещения Гани Бейсембаев публично признал, что решение о сокращении каникул, возможно, было поспешным. Но позднее он же сообщил, что некое "экспертное сообщество" убедило его в том, что продление учебного года — правильное решение. 

— Думаю, никто не против, чтобы наши дети были конкурентоспособными гражданами мира, — заявил министр. — В прошлом году было предложение о том, чтобы сделать учебную неделю пятидневной, чтобы дети проводили больше времени с родителями. Но когда мы оптимизируем занятия и переводим школьников на пятидневную учебную неделю, это приводит к увеличению нагрузки. Поэтому учебный год заканчивается 31 мая. Если мы перейдем опять на 34 недели, мы должны будем отказаться от пятидневной учебной недели. Еще один выход — сокращать часы математики, физики, английского, казахского и русского языков. Что лучше? Цель у нас одна — нужно предоставить качественное образование нашим ученикам.

После 25 мая министр огорошил общественность ещё более интересным заявлением. 

— Вы знаете, это зависит от мастерства учителя, — сообщил Гани Бейсембаев. — Если учитель хорошо преподаёт, то за ним будут бегать ученики. Есть дети, которые не хотят уходить на каникулы.

Перенос окончания учебного года поставил ещё один вопрос — о дате проведения праздничного мероприятия "Последний звонок". В последний учебный день запланированы классные часы ко Дню памяти жертв политических репрессий. А следом линейки, посвящённые Дню защиты детей. В общем, как в известном фильме: вначале предполагались аресты, потом танцы, потом решили совместить. Да ещё и запретили проводить выпускные торжества в четвертых и девятых классах, невзирая на то, что родители давно их заказали и оплатили. Стоит ли удивляться, что реакция родителей оказалась негативной?

А нас послушали?

Где водятся диковинные дети, которым не нужны каникулы, и кто те таинственные эксперты, остаётся загадкой. Комментарии под заявлениями министра в пабликах Усть-Каменогорска были весьма красноречивы. Родители выступили в поддержку школы.

"Подскажите, пожалуйста, кто такие эти эксперты и специалисты? — задаёт вопрос alyona_deshina. — Почему постоянно он говорит о них, перекладывая ответственность неизвестно на кого? Они вообще существуют эти эксперты или это выдуманные лица, на которых передвинули стрелы?"

"Учителя не виноваты в том, что вы дебильную программу придумали и всех детей под одну гребёнку гребете, — выражает мнение evgeniianedalchenko. — Есть такие дети, которым нужно больше времени усвоить новый материал, они старый не усвоили, вы новый пихаете, и не важно вам ничего. Оттуда вся и идёт неуспеваемость по школьной программе. Многие учителя все это понимают и ничего с этим сделать не могут".

"Учителя всеми силами пытаются мотивировать детей на эту последнюю неделю, хоть в пижаме, но лишь бы пришли, — возмущается elena_2102n. — Отстаньте уже от школ!"

"Вот мне интересно, где оно наше слышашее государство? — вопрошает maker121681. — Все против продления учебного года — дети, родители, учителя, но их не слышат и продолжают навязывать бред кучки чиновников, которые решили, что так будет лучше!"

Смысла нет?

Мы решили провести собственное исследование мнений педагогов и учащихся. В школе, которую посетил корреспондент YK-news.kz, уроки шли в штатном режиме, в школьной форме и без забавных аксессуаров. Хотя последние СОРы и СОЧи уже прошли и отчитаться по итогам учебного года школа должна была 29 – 30 мая. 

— Я с точки зрения администратора всегда говорю учителям о финансовой ответственности, — комментирует директор школы. — У педагога стоят в расписании уроки, и оплата труда идёт. Поэтому уроки должны проводиться. И конечно, любой учитель-профессионал всегда найдёт, чем с детьми заняться. Идёт повторение, занимательные уроки. Записи в "Кунделике" делаются, формативные оценки ставятся. Но я бы не сказала, что эти две недели что-то изменили к лучшему в учебном процессе. Зато я заметила, что той недели, которую отняли от весенних каникул, детям не хватило до полного восстановления. По ним было видно, что они не отдохнули. 

Даже в школе, которая соблюдала дисциплину и работала без смешных флешмобов, мы не нашли детей, не желавших уходить на каникулы.

— Мы уже всё написали, — делится своим мнением десятиклассник Максим. — Все оценки выставлены. Мы торчим в школе полторы недели. Я не вижу в этом смысла. 

— Это ужасно! — выражает свои эмоции семиклассница Мария. — Мы сидим, ничего не делаем, и нам ещё три дня учиться. Ходим в школу просто сидеть. У нас тем уже нет. 

— В эту неделю, на которую нам занятия продлили, мы, по сути, занимаемся ничем! — возмущается ученик 11 класса Юрий. — Прожигаем собственное время и время преподавателей, которые вынуждены заниматься бесполезными вещами вместо того, чтобы наконец заняться подготовкой к экзаменам. 

В связи с продлением учебного года сдвинулся и стал менее удобным график выпускных экзаменов. Первого июня прозвенит последний звонок, а уже на следующий день девятиклассники будут писать сочинение. Все педагоги, с которыми нам довелось говорить, также выразили сомнение в необходимости продления учебного года. 

— Я считаю, что для учеников 9 и 11 классов эти две недели важны, — комментирует учитель русского языка и литературы. — Они готовятся к выпускным экзаменам. А для средних классов, наверное, всё-таки это излишняя нагрузка. Ничего это не даёт. Восприятие информации уже очень ослаблено. Таково моё мнение.

— Программы и учебники рассчитаны на 34 недели, — констатирует учитель начальных классов. — Учебники уже закончились. Сейчас мы дополнительно разрабатываем материалы, чтобы работать с детьми: карточки-задания, повторение пройденных материалов. Дети уже устали, они хотят отдыхать. 

— У меня учебник закончился неделю назад, — делится учитель труда. — Вчера была практическая работа на пришкольном участке. Было видно, насколько детям хочется отдохнуть и поскакать на воле. 

По мнению педагогов, перегрузка возникает из-за неправильной компоновки содержания, когда из года в год "проходятся" одни и те же темы. 

— В прежней программе по истории Древний Египет изучался в шестом классе, — высказывает мнение учитель истории. — Дети получали представление о признаках государства, рабо­владельческом строе, цивилизации речных долин и восточной деспотии. Теперь у них в пятом классе какая-то невнятица ни о чём, а в 10 классе мы изучаем Египет повторно. Зачем? Дайте нормальное количество часов и нормальное содержание в пятом — сколько времени высвободится!

— Я хотела бы, чтобы программа была пересмотрена, — выражает мнение учитель русского языка. — В русском языке все же важнее изучать не лексические, а грамматические темы. А материал учитель сам может подобрать, какой ему нужен: про космос или про патриотизм. 

Усталость или "воспаление хитрости"?

Когда впервые стало известно о продлении учебного года, многие родители писали в соцсетях, что не станут отправлять детей на занятия после 25 мая. В конце года и впрямь наблюдались проблемы с посещаемостью. В седьмом классе из 22 человек на занятиях было девять. Аналогичная картина и в других параллелях.

— Родители возмущены, пишут заявление по семейным обстоятельствам либо берут справки, что дети заболели, — констатирует учитель начальной школы. — На сегодняшний день у меня четверо болеют. Сейчас температура воздуха понизилась, но на прошлой неделе в классах было жарко, душно. В прошлом году даже до 25 мая было нереально жарко. На солнечной стороне заниматься невозможно. 

О том, что отсутствие детей на уроках в последнюю учебную неделю во многих случаях вызвано реальными заболеваниями, говорят записи в журнале регистрации обращений в школьный медицинский кабинет.

— В последние дни было человек по 15 – 20 за день, — уточняет медик. — Такое количество бывает зимой, во время эпидемий гриппа. К концу учебного года число обращений обычно увеличивается, но в этом году особенно много. В основном отмечаются головные боли, головокружения, повышенное давление. Думаю, это пере­утомление. Очень много ребят из начальной школы, но из 10 – 11 классов тоже приходят. У них уроки заканчивают часа в четыре — считай, целый рабочий день. Они вообще никакие.

Психологи также считают, что продление учебного года не даст позитивного эффекта, напротив — вызывает отторжение. 

— Во-первых, это непривычно для детей и для родителей, — констатирует руководитель социально-психологической службы ДТШ Лилия Куземко. — Новое и непривычное всегда вызывает сопротивление. Второй момент: эмоционально и физически дети уже не могут воспринимать информацию. Они слишком утомлены, чтобы продуктивно учиться эту неделю. Здесь, наверное, нужно продумывать какие-то лёгкие и интересные формы занятий. Либо заниматься индивидуально по выявленным пробелам. Не надо тратить время на то, что, по мнению детей, бесполезно. Если информация неактуальна, она не усваивается. 

К сожалению, Минпрос, видимо, руководствуется не реальностью, а мнениями "экспертов", которых никто не видел. Между тем ситуация в школах всё больше напоминает революционную: "низы" не хотят учиться, а "верхи" не в состоянии их заставить. Пока школы вынуждены симулировать деятельность, в родительской среде зреет взрыв негодования. 

Ирина Плотникова

P.S. 30 мая Министерство просвещения РК распространило сообщение, в котором объяснило продление учебного года. Согласно этому сообщению, за время пандемии произошло падение качества знаний, которое Минпрос намеревается повысить за счёт увеличения учебного года до 36 недель. Одновременно было учтено пожелание родителей о пятидневной рабочей неделе. По мнению министерства, это позволило разгрузить школьников. Вместе с тем в ведомстве признают, что голоса общественного негодования до них доходят. Но решение о продолжительности следующего учебного года будет приниматься на основе анализа итогов нынешнего.

"Министерство просвещения на постоянной основе ведет мониторинг социальных сетей, — говорится в сообщении пресс-службы Минпроса. — В адрес министерства поступают обращения с просьбами о пересмотре сроков окончания учебного года. Принимая во внимание вышесказанное, хотелось бы пояснить, что в течение всего уходящего учебного года комиссия в составе экспертов вела анализ, для подведения итогов которого требуется завершение полного цикла обучения, то есть 36 недель. В связи с внедрением нововведений ведется оценка качества знаний и сравнение результатов знаний учащихся, комиссией тщательно изучается данный вопрос".

31 мая стало известно, что казахстанские родители запустили петицию о возврате к прежним рамкам учебного года. Эту инициативу поддержала депутат Мажилиса Ирина Смирнова — педагог с 36-летним стажем.

— Наши дети занимаются, в отличие от детей других стран, не четыре часа в день, а по шесть – семь уроков, и если измерить количество уроков, то оно соответствует той продолжительности учебного года, которое есть за рубежом, — пояснила мажилисвумен. — Дети в некоторых странах отдыхают зимой месяц или в другое время года – два месяца. У них совершенно другая структура учебного года. И то, что нам представляют — нас просто вводят в заблуждение и убеждают в том, что приняли правильное решение.

Также читайте