В Усть-Каменогорске инвалид-колясочник воюет с перевозчиками за право ездить на городских автобусах

15 сентября 2024, 4:33
Сейчас читают:
В Усть-Каменогорске инвалид-колясочник воюет с перевозчиками за право ездить на городских автобусах В Усть-Каменогорске инвалид-колясочник воюет с перевозчиками за право ездить на городских автобусах
В Усть-Каменогорске инвалид-колясочник воюет с перевозчиками за право ездить на городских автобусах
Попасть в автобус с помощью пандуса — задача не из легких
Фото Иллюстративное фото

Еще недавно пользование общественным транспортом было недостижимым благом для местного сообщества маломобильных граждан. Но в последние годы людям с инвалидностью открылись многие возможности, ранее доступные лишь здоровой части населения. Появились пандусы на тротуарах и в общественных зданиях, указатели и вывески с надписями по Брайлю, низкопольные автобусы, оснащенные трапами для въезда колясок и другое. Но и теперь порой приходится прилагать массу усилий, чтобы законные требования удовлетворялись не только на бумаге.

Доступная среда?

Отрадно, что постепенно наша страна поворачивается лицом к тем своим гражданам, об удобстве которых ранее никто не задумывался. Считалось, что забота о людях с особыми потребностями — это прерогатива семьи, в которой они проживают. Но на современном этапе стало важным, чтобы те, кто обделен здоровьем, не знали поражения в правах, гарантированных Основным законом Казахстана. К сожалению, сколько с высоких трибун ни призывают к созданию доступной среды для маломобильных граждан, пока эти призывы доходят не до всех.

— Подход к решению проблем инвалидов надо в корне менять, — отметил еще в 2014 году советник руководителя Казахстанской конфедерации инвалидов Жадырасын Садуакасов. — При этом ориентироваться необходимо на мировые стандарты. К принципу «комфортно инвалиду — выгодно всем» надо постепенно переходить. Но если говорить о том, что сделано на практике, то есть еще ряд проблемных вопросов. В законе о социальной защите маломобильных граждан указано, что необходимо создать доступную среду, а механизмы, как это сделать, не прописаны.

Устькаменогорец Николай — инвалид первой группы, передвигающийся на коляске. Он с детства не понаслышке знаком со всеми трудностями быта с ограниченными возможностями. Тем не менее мужчина в свои пятьдесят ведет весьма активный образ жизни, поэтому ему приходится часто ездить по городу. Еще несколько лет назад с этим были связаны огромные проблемы. Ведь городской транспорт не был приспособлен под нужды маломобильных пассажиров: узкие двери, входы не оборудованы выдвижными пандусами, а внутри салона нет места для размещения инвалидных колясок.

Возникшая в Усть-Каменогорске служба инватакси до определенных пределов раздвинула географию для граждан с ограниченными возможностями, но вызвать машину порой было трудно — автомобилей на первых порах на всех не хватало, графики движения не совпадали с датами неотложных дел каждого конкретного человека. Да и поехать с ветерком на такси можно было только в строго определенные присутственные места: в поликлинику, банк, ЦОН или на культурное мероприятие. Работали еще волонтеры на своих личных авто, но не всегда эти машины подходили для нужд горожан с инвалидностью.

Не так давно в Усть-Каменогорске вышли на маршруты новые низкопольные автобусы "Yutong" и "Daewoo", оборудованные откидными пандусами для въезда колясок. Николай посчитал, что ему повезло, потому что на маршруте, которым он ездит чаще всего, стали работать именно они.

Но день, когда мужчина решил воспользоваться своим новообретенным правом, оставил в его душе неприятный осадок. На просьбу выдвинуть трап кондуктор резко заявила, что не хочет пачкать руки, поскольку ручка сложного устройства была заляпана грязью с подошв пассажиров. И судя по тому, сколько было той грязи, пандус никогда не открывали для уборки. Водитель же никак не отреагировал на творящийся беспредел. В итоге маломобильному пассажиру так и не удалось никого упросить облегчить ему процесс посадки. Автобус уехал, а Николай остался  на остановке.

— Ситуация повторялась из раза в раз, — рассказывает мужчина. — В одном случае мне все-таки решили помочь. Кондуктор пыталась опустить трап, но не смогла, потому что песок и камешки забились в щели между пандусом и ступенями и мешали открыть его. Позвала водителя, и они вместе старались, но так ничего и не вышло. А чаще всего я слышу отговорки о том, что пандус сломался. Простите, не поверю, поскольку автобусы новые, их совсем недавно выпустили на линию. К тому же кондуктора при этом повышают голос, хамят вплоть до личных оскорблений. Водители же проявляют полное безразличие, видя пассажира в коляске, либо ведут себя так же, как и кондуктора.

Кому не всё равно?

Конечно, мир не без добрых людей, и на помощь инвалиду чаще всего приходят горожане, так же как и он, ожидающие свой автобус на остановке. Они на руках заносят коляску в салон вместе с владельцем, сидящим в ней.

— Зачастую мне и пандус открывали другие пассажиры, — уточняет Николай. — Это со­всем не трудно для здорового человека, если устройство не забито грязью. Привести его в рабочее положение занимает секунды. Но каждый раз попытка спустить трап вызывает гнев кондуктора и водителя. То есть они сами не пользуются оборудованием и другим не дают.

Отчаявшийся мужчина для разрешения проблемной ситуации решил обратиться к властям. Он написал обращение в акимат города посредством сервиса "eOtinish" и несколько раз запрашивал Центр управления пассажирскими перевозками.

В результате Николай стал обладателем коллекции разнообразных ответов от всех перевозчиков города, общий смысл которых сводился к тому, что все они провели инструктаж с работниками по поводу обслуживания пассажиров и особенно — маломобильных. Был там и ответ ТОО «VoSka», обслуживающего маршрут № 33, с которым в частности у нашего героя и возникали проблемы.

Николаю также посоветовали записывать номера машин, водители которых отказали в обслуживании или допустили грубое обращение. И отправлять эту информацию куда следует. Вот только куда именно, забыли сообщить.

— Если бы хоть кого-нибудь наказали за подобное поведение, может быть, ситуация и сдвинулась бы с мертвой точки, — сетует Николай. — А беседами и инструктажами делу не поможешь.

Недавно мужчине понадобилось по делам поехать в район Нефтебазы. Было это вечером. Автобус № 12 впустил инвалида с женой, но кондуктор очень возмущалась, что пришлось терять время, пока колясочник разместится в полупустом салоне. «Что вы так поздно шляетесь», — упрекнула она неудобного пассажира. И потом еще долго и демонстративно перемывала ему косточки с водителем, видимо, напрочь позабыв полученные от руководства  инструкции.

Вид сверху

За разъяснениями мы обратились в ТОО «Центр управления пассажирскими перевозками Усть-Каменогорска» (ЦУПП). Ответ заместителя директора компании Натальи Бутник огорошил нас:

— Перевозка лиц с ограниченными возможностями в общественном транспорте осуществляется в соответствии с Правилами оказания услуг по перевозке лиц с инвалидностью автомобильным транспортом, утвержденными приказом министра транспорта и коммуникаций РК № 859 1 ноября 2013 года. Эти Правила не преду­сматривают никакую ответственность за нарушения, связанные с отказом в перевозке пассажиров, передвигающихся в кресле-коляске.

И как после этого инвалид может рассчитывать на соблюдение своих прав? Но при этом руководитель пояснила:

— В случае если пассажир в инвалидной коляске обратится к водителю по поводу оказания помощи в выдвижении пандуса при входе или выходе, то водитель должен предоставить эту помощь, несмотря на то, что график движения городских маршрутов не предусматривает время на это.

То есть единственной гарантией доступности перевозок пассажиров с ограниченными возможностями на городских автобусах остается слово руководителя. А за грубое обслуживание или отказ нет никаких реальных санкций. Хорошо хоть информация о сломавшихся пандусах оказалась ложью.

— Этот факт не соответствует действительности, — подтвердила Наталья Бутник. — В случае выхода из строя любого оборудования на транспортных средствах перевозчиками принимаются меры по его ремонту.

В ответ на сакраментальный вопрос: что же делать маломобильному пассажиру, когда ему хамят и отказываются выполнять свои должностные обязанности, в ЦУПП проинформировали, что для защиты своих прав нужно обратиться либо к ним, либо к руководству предприятия-перевозчика, либо в иные уполномоченные органы (опять же не уточнив, какие именно). При этом дискриминированному инвалиду необходимо указать конкретную дату, время, государственный номер автобуса и номер маршрута обидчика.

Резюмируя, можно сказать только одно — вопросов в деле создания доступной среды для инвалидов куда больше, чем уже готовых ответов. Стоило ли затевать сыр-бор по поводу уравнения в правах граждан с особыми потребностями, если доступная среда порой остается лишь буквами на бумаге?  Логично ли вводить какие-либо предписания и не облагать ответственностью лиц, на которых возложено их исполнение? И наконец, есть ли возможность реально решить проблему, заполнив дыры в законодательстве? Увы, пока на это ответить нечего. Так что, слово за вами, господа чиновники!

В тему

Еще о безразличии. Несколько месяцев назад неприятный случай произошел и с горожанкой Еленой. У нее инвалидность второй группы. Она не столь очевидна для окружающих, поскольку женщина передвигается самостоятельно. Но в тот злополучный день окончился очередной курс химиотерапии, и на ногах Елена стояла нетвердо. Поэтому замешкалась при выходе из автобуса на остановке «Гастроном «Ивушка». Водитель, не дожидаясь, пока пассажирка сойдет на землю, рванул с места в карьер, отчего та выпала в двери и покатилась по асфальту, получив многочисленные ушибы и рассадив щиколотку до крови. При этом водитель преспокойно поехал далее, не обращая внимания на то, что сам же и натворил. А помощь пострадавшей оказали добросердечные прохожие. К слову, государственный номер автобуса пострадавшая, пытаясь встать на ноги, попросту не успела увидеть.

Мира Круль

Также читайте