Счастье – это когда хорошо сейчас

24 августа 2013, 9:43
Сейчас читают:
На факультетах педагогики парни - большая редкость. В школах учителей-мужчин легко пересчитать по пальцам. Причем иногда хватает пальцев всего одной руки.

Алексей Куимов - педагог. До сих пор не совсем понимает, как выбрал эту профессию. Он просто умеет учиться. Ему нравится сам процесс. А еще он не боится всё начинать с нуля.

Алексей с улыбкой вспоминает, что в детстве мечтал о карьере военного. Говорит, там всё предельно просто, четко и честно. К школе это не совсем применимо.

В восьмом классе с ним произошла судьбоносная история.

- У нас, как и у всех в то время, была трудовая практика. Школьников отправляли на поля, - вспоминает Алексей. - Нам говорили: будете ударно работать - денег получите столько, что хватит и на ботинки, и на школьную форму.

Ребята старались. Были в передовиках. Работали стахановскими темпами.

А в конце лета Алексей случайно увидел ведомость. Абсолютно всем ученикам, всем без разбора, начислили одинаковую сумму. В графе стояла цифра 20.

- Я сначала подумал: 20 рублей. А оказалось - всего 20 копеек, - усмехнувшись, говорит Алексей Куимов. - Что такое 20 копеек? Это мороженое. Заработать эти деньги было проще простого: сдашь две-три бутылки и получишь те самые 20 копеек.

Детское горькое чувство обиды Алексей помнит до сих пор.

На следующий год их школу снова отправляли на поля. Опять предлагали подзаработать. Алексей был уже наученным товарищем. Он подошел к классной руководительнице и положил ей на стол 20 копеек. Сказал:

- Я участвовать в этом больше не буду. Вся трудовая практика - обман.

Учительница возмутилась. А потом словно пообещала:

- Знаешь, Алеша, ты ведь меня теперь всю жизнь будешь помнить.

Так и произошло. С карьерой военного не сложилось. И парень ушел в педагогику. Он интуитивно хотел доказать самому себе, что можно стать честным педагогом. И можно сделать так, чтобы дети работали за нормальную зарплату.

***

Учиться в пединституте Алексею было легко. Практика в школе ничуть не испугала. Шумный класс не отбил желания работать. Алексей стал учителем труда. Родные немного удивлялись: в их семье мужчины были шахтерами.

90-е годы.

Педагогам сказали: нужно повысить производительность детского труда.

Как это сделать, не объяснили. Даже не намекнули.

Большинство учителей тогда задумчиво почесали в затылке.

В школе, где работал Алексей, получилось иначе. Трое педагогов-мужчин (два учителя труда и преподаватель физики) решили объединиться. Получилась команда. Они предложили организовать в школьных мастерских производство шашлычных и фишмачных машин. В то время таких агрегатов в Казахстане не было в принципе.

Задумка была простой и сложной одновременно. Учителям предстояло найти необходимые чертежи, схемы, закупить материал и разработать очередность действий. Проще говоря, сначала им самим нужно было вникнуть в процесс. А потом уже научить этому школьников. Всё было открыто и просто. Педагоги объясняли: есть такой проект. Хотите заработать - приходите в школьные мастерские после занятий.

- Мы сложили три своих зарплаты - на эти деньги закупили материал. Отыскали нужную литературу. Разобрались с чертежами. И началось, - улыбается Алексей. - Дети к нам потянулись. Работа закипела. Как результат - выход первой продукции. Потом вторая партия, третья…

Позднее команда педагогов вместе с учениками стали делать матрицы для вощины. Это были уже спецзаказы от пчеловодов области. Учителя подошли к делу серьезно. Для изготовления продукции они запрашивали в патентном бюро нужную документацию. Технические условия разрабатывали сами.

Позднее на "поток" встало и медоборудование.

- Вы не представляете, какая тогда в наших мастерских царила атмосфера! Это был бешеный азарт, удивительный интерес! Громадное развитие - и для нас, и для детей. Мы тогда всё начинали с нуля, - вспоминает Алексей Куимов. - Мальчишки с горящими глазами бежали к нам после уроков. Кстати, за станками с удовольствием стояли и девочки.

***

Был в этом проекте необычный случай. Каждый день два года подряд к педагогам приходил мальчишка. Учился он неважно, с тройки на двойку. Какими-то особыми способностями не выделялся. Однако ученик упорно приходил - каждый день. Он просто стоял и слушал. Слушал споры и доводы учителей, видел их путь проб и решений. Он просто наблюдал за процессом.

- Спустя два года этот ученик, вы не поверите, смог сам, самостоятельно(!) скопировать изготовление фишмачной машины. Хотя к нам, бывало, приходили инженеры, которые никак не могли разобраться. А тут – ребенок... - Алексей на секунду задумался. - Хотя, знаете, здесь всё закономерно. Взрослые мыслят шаблонами. У них слишком много лишних знаний, которые мешают. А дети… Они не знают, что наблюдают за чем-то сложным. В отличие от взрослых.

***

Если говорить умными словами, команде трех педагогов удалось наладить мелкосерийное производство на базе учебных мастерских. Педагоги стали получать заказы, дети - опыт, знания и зарплату.

- Расчет был таким: ребенок должен делать норматив на 20 процентов меньше взрослого. А получать должен на 20 процентов больше, - объясняет Алексей Куимов.

На команду трех педагогов сначала внимания никто не обращал. Ну, работают да работают с детьми. Как говорится, флаг им в руки. Так продолжалось четыре года. До тех пор, пока ученики не стали получать больше педагогов.

Тогда Алексею коротко сказали: школа – это вам не коммерческая структура. Дети не должны здесь зарабатывать деньги.

Проект свернули.

- В тот год меня наградили знаком "Отличник образования РК". Видимо, чтобы я особо не возмущался и вообще не ушел из школы. Этот значок я положил на самую дальнюю полку, - вспоминает Алексей Куимов.

***

Чуть позже в его жизни была "школа для одаренных детей". Это он ее так ласково называет.

Вообще-то официальный статус - школа для умственно отсталых.

- На самом деле такие ребята действительно очень одаренные. Например, ученику может не даваться математика, но он будет великолепно рисовать. Или сможет блестяще выполнять однотипную работу. На уроках труда я показывал им основные действия, их порядок, и они выполняли ту или иную работу лучше учащихся обычных школ!– объясняет Алексей. - Такие дети не боятся того, что им вообще незнакомо. К примеру, один из мальчишек однажды захотел научиться делать музыкальные инструменты. Он понятия не имел, что для этого нужно и с чего начинать. Но, знаете, для того и нужны педагоги. Я проштудировал литературу, нашел нужные материалы, решил попробовать.

Получилось. К работе примкнули и другие мальчишки. Вместе они делали гитары, домбры, кобыз. И было совершенно неважно, что все они безумно далеки от музыки и музыкальных инструментов. При желании абсолютно всё можно сделать с нуля.

***

Совершенно с нуля Алексей чуть позже увлекся медициной. После того как трудовой проект закрыли, у него образовалась масса свободного времени и творческих сил. Он стал изучать основы китайской, японской, восточной медицины. Перелопатил кипы книг, журналов, сборников. Занялся иглоукалыванием и массажем. За достаточно короткий срок смог восстановить свое здоровье.

Потом стал охотно делиться знаниями с другими педагогами.

В какой-то момент Алексей неожиданно понял: он встал на ступеньку выше. Всегда занимался обучением детей, а теперь у него появились силы и знания для обучения взрослых.

Алексей "нашел" себя в институте повышения квалификации. Там проводят обучающие курсы для педагогов.

Только тогда из дальнего ящика стола Алексей достал значок отличника образования.

- Детям совершенно неважно, какие у тебя награды и звания. Если ты не умеешь вести за собой, все грамоты - это никому не нужные слова и печати. Грамоты важны для педагогов. Это имеет цену для тех, кто считает себя умным, опытным, специалистом и профессионалом, - говорит Алексей.

Сам он скромно говорит, что далек от профессионала. Он просто учит тому, что знает. Говорит о том, что проверил на себе. О том, что сам когда-то начинал с нуля.

***

Алексей Куимов уже 30 лет в педагогике. Ту самую учительницу и те самые 20 копеек до сих пор вспоминает. С улыбкой. Говорит, что сейчас работает не только ради зарплаты. Он учит педагогов - и в то же время учится сам. Ему нравится процесс.

- Есть ли удовлетворение после рабочего дня? - Алексей задумался. - Нет. Оно есть в процессе работы. Мне хорошо именно в те часы, когда я работаю. Хорошо в те минуты лекций, когда я вижу перед собой разномастную аудиторию. Как бы объяснить... Мне хорошо не вечером, не в конце рабочего дня. Мне хорошо прямо сейчас, в эту минуту.

Ирина Краскова

Также читайте