По дороге солнца и свежего ветра (часть 1) (+фото)

18 августа 2013, 3:38
Сейчас читают:
Автоэкспедиция: Усть-Каменогорск – мыс Шекельмес (озеро Зайсан) – озеро Маркаколь – река Кара-Коба – поселок Куйган

Красота не имеет границ. Еще сложнее подчинить ее временным рамкам. Но перед компанией путешественников из Усть-Каменогорска стояла конкретная задача: запечатлеть космический Шекельмес, освежиться в прохладных водах Маркаколя, победить Старо-Австрийскую дорогу и намочить поплавки в озере Язевом. На все про все – восемь дней. О храбром тушканчике, загадочном "Марсе", простых радостях и маленьких разочарованиях – в дорожных записках корреспондента YK-news.kz.

Покорить известное кольцо мы собирались давно, но получилось, вернее, не совсем получилось, в этом году. Почему не совсем, расскажу позже. А пока пакуем чемоданы, подбиваем бюджет – и в дорогу! Экипаж – четыре машины, претендующие на класс внедорожников, повышенной проходимости, но без каких-либо профессиональных наворотов. В команде восемь взрослых и четверо детей. Впереди – чуть больше тысячи километров и пять главных точек маршрута: Шекельмес, Киин-Кериш, Маркаколь (Урунхайка), Кара-Коба, озеро Язевое.

Запасаемся топливом и теплыми вещами. Последняя официальная автозаправочная станция, согласно маршруту, останется в Теректах (бывшая Алексеевка), а следующая – уже в Катон-Карагайском районе. Поскольку едем мы из южных песчаных широт на север, то бикини и пуховик на одинаковых правах занимают место в рюкзаке.

Первая радость настигает уже у Казнаковской переправы. В ожидании пароходика дети, да и взрослые тоже, резвятся в теплой водичке Бухтарминского водохранилища. А вот и паром. Небольшое суденышко старательно толкает перед собой железную платформу с людьми и автомобилями на борту. Переправа в среднем занимает 40-50 минут, плата за "переплыв" на тот берег с легковой машины – тысяча тенге, с джипа – две тысячи.

Местное население тут же на пароме предлагает очень загорелую копченую рыбу. 150-200 тенге за тушку сазанчика запросили с нас веселые рыбаки поселка Куйган.

В Курчуме заправляемся соляркой. Надо сказать, дизельное топливо здесь есть не на каждой АЗС. Но крутить носом не приходится. Останавливаемся, заправляемся. Интересно, красная солярка – это очень страшно?

Куйган. Еще 25 километров по трассе и сворачиваем в поле. Проходим еще несколько километров по песчаной, ровной и мягкой дороге. В отличие от раздолбанного асфальта, дикая степь встречает практически идеальной поверхностью, позволяющей временами развить до 80 км/час.

Первая точка маршрута – мыс Шекельмес. Вопреки традиционным представлениям, что горы должны вырастать из земли, Шекельмес под землей как будто спрятан. Издалека его можно даже не заметить. Подобрались поближе – и перед нами открылось удивительной красоты место. Песчаные горы, обветренные и омытые дождем, застыли в причудливых формах. Смешение красок и соли: от снежно-белого до огненно-рыжего.

Спустились не без приключений к берегу. Дорогу размыло, и нам пришлось буквально отсыпать вручную некоторые участки спуска. Наконец разбили лагерь. В метрах двадцати от нас призывно плещется Зайсан. Мелкая галька, бескрайний пустынный пляж и теплая, прозрачная вода... Мечта, которая сбылась.

Впрочем, с определением "пустынный" мы несколько поторопились. Утром наши девушки повстречали местного рыбака на моторной лодке. Парень оказался очень разговорчивым – в красках поведал о трудовых буднях рыбацкой артели. А еще щедрым – назад наши русалки вернулись с пакетом здоровенных судаков.

Через сутки небо подернулось легкой облачной пеленой. Интернет-предсказыватель погоды сулил скорый дождь и советовал перебазировать наш лагерь подальше от песчано-глиняной почвы. Немного покумекав над планами, мы решили покинуть Шекельмес вечером этого же дня и заночевать уже на красном марсианском лоне Киин-Кериша.

Две отважные девушки из нашей команды однажды уже посетили эту достопримечательность и имели вполне четкое навигационное представление о том, как проехать в красную пустыню с трассы. Однако мы находились далеко в поле, и с нашей точки все направления виделись несколько иначе. По картам Киин-Кериш был у нас чуть ли не под ногами, однако мы все время приезжали не туда. Но вот показалась полоска красной земли. Останавливаемся. Похоже, весной здесь пробегала река и оставила после себя характерные следы на земле.

За окошком сгустилась ночь, дети уснули в машинах, а мы в свете фар разбиваем наспех палатки. За нашей возней с невозмутимым и одновременно ошеломленным видом следит местный хвостатый марсианин – тушканчик обыкновенный. Совершенно непуганное животное не только дало себя погладить, но и стойко вынесло последовавшую за ласками фотосессию.

Дорогу от Курчума до Теректы частично ремонтируют, латают, а местами даже полностью меняют асфальт. Это плюс. Но в большинстве своем трасса разбита. И это минус. К шести вечера мы прибываем в Теректы. Ехали весь день. Все устали и хотят есть. Ищем на главной улице поселка придорожное кафе. По ходу отмечаем, что местное торговое население не особенно оригинальничает в подборе названий для своих магазинчиков. Самая популярная и часто встречающаяся вывеска – "Киоск".

По счастью, мы нашли единственное работающее в это время заведение – кафе "Маркаколь". Отмечу, что питались мы в этом кафе дважды и оба раза удачно – есть можно и берут недорого. В среднем по 500 тенге.

На подъезде к селу Теректы стала видна государственная граница, отделяющая Казахстан от Китая. Памятуя о строгих правилах въезда в погранзону, мы заранее, еще в городе, оформили в миграционной полиции соответствующее разрешение. И правильно сделали. На КПП нас встретили служивые, и наши документы сыграли свою роль.

Вообще картина в этом месте предстает невероятная. Пограничная полоса в виде дороги с колючей проволокой разделяет не только два государства, но и царствующую здесь природу. Зеленое буйство сочной травы и лесистых склонов с одной стороны от дороги и высоченные желтые пески с другой, китайской стороны. Воистину Создатель – великий выдумщик и творец!

(продолжение следует)

Анастасия Куприянова

Также читайте