Жительница Семея уверена: игра в куклы - вполне взрослое занятие
Так выставочные "коты" стали поводом для хобби "небесной красоты".
- Кошки были моим кукольным дебютом, - поделилась жительница Семея Ольга Феденева. - "Кошатство" нужно было куда-то посадить. Появились диваны, коврик. Интерьер украсили картины по "кошачьим мотивам".
Квартира была в нитках, лоскутках и тряпочках. Домашние вздохнули с облегчением, когда вся эта хвостатая братия отправилась на постоянное место жительства в школу. После выставки кошки не вернулись к своей хозяйке. Поделки так понравились, что их тут же купили.
- Никакой мечты создавать кукол не было. Боже упаси, я человек практичный – это же квартиру захламлять. Но, вопреки здравому смыслу, куклы потихоньку начали буквально завладевать мной. Теперь уже остановиться не могу.
Это же скучно – приходить с работы и сидеть перед телевизором, искренне считает собеседница.
- Я работаю в музее искусств, так и застряла между стеллажами с экспонатами. И при этом всегда была потребность что-то творить своими руками, - говорит Ольга. - Четыре года назад увлеклась лепкой из полимерной глины. Стала делать украшения, продавала их. Но не могу я их тиражировать! У меня каждая работа неповторима.
Постепенно страсть к пластике поостыла, как выражается сама искусница, превратившись в дружбу.
- Потом был период освоения ароматизированных игрушек. Мне это очень нравилось. - делится собеседница. - Сам процесс изготовления как колдовство: сошьешь, пропитаешь корицей с ванилью, потом расписываешь. Это самое приятное – расписывать "прянички" мои.
Однако больше всего волшебнице нравилось колдовать над котами.
***
Сейчас у Ольги около тридцати кукол.
- Какие-то на работе живут, остальные – дома. Вытесняют с жилплощади уже! - шутит художница.
Сначала были текстильные куклы - из ткани с набивкой.
- Шила своим персонажам одежду – все как положено. - говорит Ольга. - Но я мама, а у мам, как правило, времени на творчество мало. Я решила поискать для себя что-то более экономичное по времени. И нашла.
Ольга стала "оживлять" бесформенную массу папье-маше.
- Туалетная бумага размачивается, измельчается и смешивается с клеем ПВА. Получается такая неприглядная на вид серая масса. Вот из нее и леплю. - делится тонкостями мастерица.
***
На страничке Ольги Феденевой в социальной сети интерес поклонников вызывает кукла-охотник.
- Вообще-то задумка была сделать лесоруба – он ведь на поваленном дереве сидит, - улыбается Ольга. - Но персонаж наотрез отказался быть дровосеком, а вот охотником - пожалуйста. Ну не могла я никак ему топор пристроить. А когда сделала ему ружье за спину, всё встало на свои места.
В этом, как считает собеседница, есть происки самой куклы.
- Со всей ответственностью заявляю, что куклы в каком-то смысле живые. И все кукольники об этом знают, - говорит Ольга Феденева. - Они выбирают себе судьбу и характер. А я лишь помогаю.
- Почему собака у охотника с трубкой?
- Раз жены нет, подумала я, пусть хоть собака будет. Раз собака охотничья, значит, такса. А про трубку - это шутка, конечно, - смеется кукольница. - Хотя собаки и кошки часто даже внешне похожи на своих хозяев. Вот так и сделала. А вообще-то это композиционный прием такой. Как в орнаменте, когда узор повторяется. У хозяина шляпа - и у собаки шляпа, у охотника трубка, значит, и собачонка пусть курит (да не обвинят меня в пропаганде плохих привычек).
У охотника есть свой характер. "Мужчина положительный во всех отношениях. Только курящий." - описала свое творение искусница.
Или другой случай из той же серии – с образом вороны.
- Я назвала ее Изольдой Карловной. Задумка была слепить ворону-"бабульку", продающую семечки, - делится Ольга. - А получилась такая мечтательная барышня на пенсии. Присмотрелась: да она же музыку слушает. И не просто музыку, а мелодию своей юности! Пришлось патефон ей сооружать, а рядом - фото молодого ворона.
***
Сложнее всего мастерить птиц.
- Ну что за существа: ни носа, ни ушей, ни рта... Вот как улыбаться, к примеру? - рассуждает мастерица. - А на носу очередная школьная птичья выставка – хочешь не хочешь, а лепить надо. То ли дело коты! Получаются такие очеловеченные образы с кошачьим обаянием.
Кошек в кукольной коллекции Ольги, пожалуй, больше всех.
- Уж не знаю про великую любовь к ним, но одного рыжего представителя - Степашкой зовут - в доме держим. Иногда кажется, что это он нас терпит, - улыбается кукольница.
По количеству не уступают домашним четвероногим разве что различные сказочные персонажи. Дед Мазай и зайцы, джигит на осле.
- Люблю сказки. Это же целый мир! - восклицает Ольга Феденева. - Если честно, я до сих пор верю в Деда Мороза. Не в того бутафорского, что на елках детей веселит. Просто очень хочется, чтобы где-то на самом деле жил-был такой вот добрый дедушка. А вообще толчком для создания того или иного героя может послужить что угодно. Воспоминания детства, какие-то яркие впечатления из жизни. Иногда дети просят что-нибудь слепить.
***
- Продавать кукол не хочу. Подарить – это пожалуйста, - говорит Ольга Феденева. - Как-то я сделала целую композицию для выставки в музее имени Федора Достоевского. Работа большая: десять кукол, декорации. После экспозиции сотрудники попросили меня оставить мое творение в музее. Как я могла отказать? Куклу-ангела отдала в детскую студию. Теперь он там служит – вдохновение ребятишкам дарит.
Однажды знакомая Ольги обмолвилась, что елка у нее к Новому году есть, а Деда Мороза нет. Мастерица решила это исправить.
- Сделала ей в подарок Деда Мороза текстильного, а на следующий год - бабу-Мороза для него. Что же ему одиноким-то. Только вот эта бабулька оказалась выше ростом. Целый год прошел, я и забыла, какого росточка ее супруг. Неравный брак, в общем, получился.
***
Ольга делится радостной новостью.
- А вообще-то я к выставке готовлюсь. Если всё сложится хорошо, весной состоится выставка моих работ в Усть-Каменогорске. Не персональная пока, а с творениями мастеров детской советской графики из фондов музея изобразительных искусств имени семьи Невзоровых - Баранова, Лебедева, Васнецова... По-моему, хорошая у меня компания. Так что поедут мои куклы Усть-Каменогорск завоевывать.
Елена Супрунова