По дороге солнца и свежего ветра (часть 2) (+фото)
Перегон от перевала Мраморный до села Урунхайка дался относительно легко. Про асфальт, конечно, теперь можно забыть, но дорога в основном отсыпана или отгрейдерована.
Ближе к озеру лес становится все гуще, трава зеленее. Даже многочисленные буренки, попадающиеся нам по дороге, будто сошли с обложки шоколадки "Милка", – настолько сытыми и довольными они выглядят.
На подступах к Урунхайке открывается голубая гладь Маркаколя. Село расположилось прямо на берегу этого озера. Дома в основном старые, даже древние. Из новых построек выделяются административные корпуса заповедника да недавно построенный мини-комплекс: детсад-школа.
Разбить лагерь можно и на берегу озера. Работники заповедника покажут, где и как лучше это сделать. Но мы решили переночевать в комфортных условиях, сняв гостевой домик у местного жителя. Надо отметить, что предоставить кров и постель здесь готовы чуть ли не в каждом доме. Но за услугу просят 2000-2500 тенге с носа. Довольно накладно. Однако мы нашли подходящий вариант – 1500 тенге с человека. И домик был у самого озера.
Хозяин усадьбы назвал нас счастливчиками. Мол, приехали в редкий момент, когда из-за небывалой жары всегда неласковое, студеное озеро прогрелось и готово нас искупать.
И без того топкие берега Маркаколя после недавних дождей совсем раскисли. Почуяв добычу, полчища мошек и комаров накрыли всю нашу честную компанию. Взятые еще в городе репелленты и накомарники здесь и в дальнейшем сослужили хорошую службу.
Помесив в заповеднике грязь и пару раз увязнув в смачной колее, мы выбрались на относительно сухой берег. Купание в почти морских волнах Маркаколя. Борщ на костре. И попытка найти древние клады с помощью металлоискателя...
Проезжаем Урунхайку. У мостика через речку Сорвенок ломается один из железных коней нашего квартета. Пока мужчины ковыряются со стойкой стабилизатора, прекрасная половина экипажа наслаждается видом горной речки и вкусом ускучевой икры, купленной за 6500 тенге за килограмм.
Поворот на Старо-Австрийскую дорогу начинается практически сразу за мостиком, на котором мы остановились по техническим причинам. С дороги уходим налево. Недавно прошедший здесь гусеничный бульдозер расширил и одновременно перемял дорогу. Вообще "староавстрийка" до пятого моста оказалась не такой страшной, как ее иной раз малюют. Было заметно, что в этом году дорогу местами расширили, местами отсыпали. Пейзажи описанию просто не поддаются, фотографии говорят сами за себя.
Дорога поднимается все выше в горы, местами попадаются остатки снежных лавин. Изумленные детишки лепят снежки, удивляясь тому, что летом получили привет от зимы. Четыре моста, следующие практически друг за другом через горную реку Кара-Коба, наш караван преодолел без проблем. Мостовые конструкции из железа и бетона вполне еще дюжат, а вот настил из дерева, конечно же, сильно обветшал. Местами досок просто нет, а имеющиеся рассохлись в щепки.
Чем дальше мы продвигались к цели – пятому снесенному мосту, тем скорее хотелось получить ответ на главный вопрос. Еще в городе знающие люди нас предупреждали: вода в реках высокая, брод у пятого моста непроезжий. Хотелось верить в чудо... но чуда не произошло.
Дорога действительно привела к месту переезда через приток Кара-Кобы, речку Таутекели. Речушка в три-четыре метра шириной будто смеялась над нами, – ее стремительный, бурлящий и глубокий поток делал невозможным переезд на тот берег. Помявшись у берега, повздыхав, мы отправились в обратную сторону. По дороге приглядели место стоянки на Кара-Кобе для случайных путников – здесь кем-то был сооружен стол, очаг и даже скамейки.
Наутро наш лагерь посетил незнакомец. Парнишка пришел с того самого берега, где мы потерпели фиаско. Оказывается, его экспедиция несколько дней назад выехала из Барнаула. Россияне решили совершить турне по Восточному Казахстану. Позади уже Рахманы, Язевое и Белуха, впереди Маркаколь. Но их УАЗик уткнулся в коварный брод. Возвращаемся к переправе, и наши мужчины уже вместе с водителем УАЗа ищут возможные пути переезда. Идея такая: страхуем веревками УАЗ, привязывая концы к нашим машинам. В случае сноса дергаем и... оп-па, УАЗик на том берегу.
Однако еще раз все взвесив, россияне от этой идеи отказываются. Группа принимает титаническое решение победить брод путем закидывания его камнями. Чем закончилась эта эпопея, мы уже не узнаем. Наша колонна повернула обратно.
Последняя стоянка на берегу Бухтарминского водохранилища – недалеко от села Куйган. После северного дубака на Кара-Кобе теплые вещи убраны подальше, купальники снова правят бал.
Ну что можно сказать про это место? Если вы ищете возможность выкупаться и отлично порыбачить – это вам подойдет. Дети практически не вылезали из воды. Рыбаки радовались жирным сорожкам и проворным окунькам.
А вот чтобы не сгореть под палящим солнцем Куйгана, очень важно захватить с собой тент или любое другое укрытие.
...Последний костер. Немного досадуя о несбывшемся Язевом и прочих красотах Катон-Карагайского района, строим планы на ускользающее лето. Удача нам еще улыбнется. Ведь не случайно наш кладоискатель Анатолий нашел-таки раритет – монетку 1961 года выпуска.
Анастасия Куприянова