Вместо ВОУД учащиеся школ и колледжей будут проходить тест на функциональную грамотность
Уже привычным для казахстанских школьников и учащихся системы технического и профессионального образования стало проведение ВОУД (внешней оценки учебных достижений) — комплексного тестирования по основным предметам. На основании его результатов руководство отрасли делало выводы об уровне функциональной грамотности у казахстанских школьников в целом. Но с 2022 года формат внешней оценки было решено изменить, передает Noks.kz.
Ученики четвертых, девятых и одиннадцатых классов писали ВОУД ежегодно. Школы и колледжи участвовали в нем рандомно, по выбору министерства. При этом чаще всего результаты были неизвестны ни самим участникам тестирования, ни педагогам-предметникам, ни администраторам. В МОН РК поясняли, что это и не нужно, поскольку проверка проводится с целью внешнего контроля и показывает уровень основных умений учащихся в общем. Но уже тогда многие задавались вопросом: можно ли судить по знаниям из школьной программы, значительную часть которой составляет теория, об уровне развития практических навыков, формирующих способность использовать полученную информацию для решения различных жизненных задач? Ведь именно этот смысл и вкладывается в понятие функциональной грамотности. И наверное, неспроста возник этот вопрос, ибо реальные результаты, которые показали школьники страны на тестах PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся — прим. ред.), далеки от идеала.
— Шесть из десяти школьников в Казахстане функционально безграмотны, — подвел итоги глава ЮНИСЕФ в Казахстане Артур ван Дизен. — А пандемия ведет только к увеличению этой пропорции.
Дабы не очернять отечественную систему образования, тут следует пояснить, что речь идет не о низком качестве преподавания или усвоения знаний, а о том, что наши школьники весьма неплохо разбираются в теории, но мало кто из них представляет, как в реальности применять на практике то, чему их учили на протяжении одиннадцати лет. А ведь именно развитие базовых компетенций, позволяющих юному члену общества в это самое общество войти и адаптироваться, является одной из основных целей современного обучения.
С 2021 года система внешнего контроля в образовании будет кардинально реформирована. Об этом шла речь на панельной сессии Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки МОН РК, которая состоялась на прошлой неделе в режиме zoom-конференции.
— Вместо ВОУД вводится МОДО — мониторинг образовательных достижений обучающихся, — пояснила зампред комитета Маншук Абдыкарим. — Проводиться такой мониторинг будет среди учащихся четвертых и девятых классов, второкурсников и третьекурсников системы ТиПО. От его прохождения будут освобождаться только надомники; ребята, находящиеся на лечении в оздоровительных учреждениях; и заболевшие — при наличии справки.
По информации Министерства образования и науки, в школах тестирование будет проводиться в апреле, а в колледжах — в ноябре. Проходить тест учащиеся будут исключительно в электронном формате. Участниками МОДО станут 25 процентов организаций образования, которые определит руководство отрасли по территориальной принадлежности, виду, контингенту и языку обучения. При этом каждая школа или колледж пройдет тестирование только однажды, повторная проверка исключается, так как она будет проводиться на основе республиканской компьютерной базы данных.
Основное нововведение в том, что теперь тесты будут содержать не просто вопросы по программе, но задачи и ситуации на функциональную грамотность.
— В условиях ограничений на основании приказов МОН и МЧС тестирование могут отменить, если регион или страна будет находиться в «красной» зоне, — сообщила Маншук Абдыкарим. — В случае проведения МОДО содержание тестов, их объем, время выполнения заданий будут определяться в соответствии с государственными стандартами обучения.
По информации заведующей лабораторией НАО имени И. Алтынсарина Ляззат Булебаевой, проводить исследование уполномочен Национальный центр тестирования, где уже разрабатывается новый пакет вопросов.
Еще одно новшество — результаты МОДО будут известны сразу и всем. Количество правильных ответов при прохождении теста будет отображаться на экране компьютера. Таким образом, каждому ученику будет понятно, сколько он допустил ошибок и в чем они заключались.
— Кроме того, общая информация по результатам мониторинга будет рассылаться руководству учебных заведений, которые участвовали в МОДО, — прокомментировала госпожа Абдыкарим. — При этом никаких дисциплинарных мер за низкие результаты не предусматривается. Информация об уровне развития функциональной грамотности необходима администрации школ, чтобы они видели свои пробелы и могли правильно организовать учебный процесс с учетом этих минусов. Напротив, министерство будет оказывать таким организациям образования методическую помощь.
Мира Круль