Желающих купить колонию для особо опасных преступников не могут найти в Казахстане

16 сентября 2021, 3:35
Сейчас читают:

В Северо-Казахстанской области продают с торгов закрытую три года назад колонию особого режима на Жаман сопке, однако пока желающих купить обширный имущественный комплекс зоны не нашлось, передает корреспондент Sputnik Казахстан.

Имущественный комплекс из 29 зданий оценен в 26 миллионов 390 тысяч тенге (62 тысячи долларов). В списке имущества — бараки, административные здания, штрафной изолятор, столовая, медсанчасть, аптека, банно-прачечный комплекс, цеха и склады, несколько гаражей, котельная, пожарное депо и даже мечеть площадью 50,4 квадратных метра.

Бывшее учреждение ЕС 164/4 обнесено по наружному периметру трехметровым ограждением из бутового камня. А на расстоянии 15 метров от этого забора еще и металлической сеткой высотой 3,5 метра. Есть там буровая скважина, насос и теплотрасса из 300 погонных метров металлических труб. 

Балансодержателем и продавцом выступает аппарат акима Заградовского сельского округа Есильского района Северо-Казахстанской области. Прием заявок шел несколько недель. Среди условий продажи в объявлении об электронном тендере указаны сохранение целостности зданий не менее трех лет, чтобы колонию попросту не разобрали по кирпичикам, создание не менее пяти рабочих мест, соблюдение экологических, санитарных и иных специальных требований. Этот же акимат реализует с электронных торгов здания казарм за 1 миллион 878 тысяч тенге.

К слову, в сельском акимате отметили, что бывшая зона могла бы стать хорошим производственным комплексом, заводом или, к примеру, животноводческой фермой или птицефабрикой.

Торги должны были пройти 14 сентября, но так и не состоялись. Как указано в данных о торгах, "веб-порталом реестра на момент начала торгов было принято менее двух заявок участников тендера". Между тем в дополнительной информации указано, что допускается продажа объекта даже единственному участнику торгов. Таким образом, можно сделать вывод, что желающих купить бывшую колонию для особо опасных преступников пока не нашлось.

Побег из колонии и девять убитых

Исправительное учреждение ЕС 164/4 особого режима, находящееся в поселке Горный Есильского района и именуемое в народе "Жаман" (что в переводе с казахского означает "плохой, дурной"), было построено еще в начале 1950-х годов. Официальная дата открытия — 1961 год. Не один десяток лет колония специализировалась на добыче гранита в близлежащем месторождении. Гранит добывали и обрабатывали заключенные, зарабатывая, к слову, на этом очень хорошие деньги.

Но в августе 1997 года здесь произошел побег особо опасных рецидивистов. Случилось это во время их вывода в каменный карьер.

В пресс-службе департамента уголовно-исполнительной системы Северо-Казахстанской области рассказали подробности этого жуткого случая.

"В этот день капитан внутренней службы Серик Омаров совместно с ефрейтором Адилбеком Сарсеновым и рядовым Бакытжаном Кусаевым вывели пятерых осужденных в каменный карьер для изготовления каменных плит, применяемых в возведении памятников. Во время подготовки строя состав караула был атакован, а трое сотрудников зверски убиты. Штурмовым оружием были рабочий топор и самодельный нож, который осужденные тайно вынесли из учреждения. После совершения преступления повинные в смерти сотрудников осужденные Фролов и Лавриков скрылись", — рассказали в департаменте уголовно-исполнительной системы.

В течение семи часов, пока искали особо опасных рецидивистов, они успели совершить несколько преступлений одно страшнее другого — угоняли машины, убивали и обворовывали всех, кого встречали на своем пути. В числе их жертв — пятеро местных жителей, в том числе молодая женщина с трехлетней дочкой. А потом Фролов убил своего подельника Лаврикова.

"После задержания я опрашивал Фролова. Взгляд у него был невероятно холодным, в его глазах не было ни капли сожаления. Всю вину он пытался свалить на Лаврикова. Хотя, если сравнить по комплектации, Фролов был в два раза больше, рост около 190 сантиметров, физически очень развит. Он с особой жестокостью убил капитана Омарова, начальника производственного цеха колонии. К слову, Серик на службу в учреждение заступил почти ровно в то же время, когда Фролов попал в места лишения свободы", — вспоминает пенсионер уголовно-исполнительной системы Ермек Джусупов, в 1997 году работавший старшим оперуполномоченным оперативного отдела учреждения ЕС-164/1.

Вскоре во время вывода Фролова в медсанчасть учреждения осужденный спрыгнул со второго этажа, сломал себе ребра, повредил печень и через непродолжительное время умер в больнице. По словам сотрудников, его родственники проживали в России, в ответ на уведомление о смерти близкого они заявили о нежелании его видеть и провожать в последний путь.

"Плохое" место

После этого чудовищного ЧП выводить заключенных на работу за территорию зоны запретили. В последние годы отбывающие здесь наказание жестокие убийцы, насильники и совершившие тяжкие преступления рецидивисты регулярно жаловались на нечеловеческие условия содержания — холод, сырость, слабую освещенность помещений — и даже устраивали акции протеста, заявляя, что в колонии с аварийными зданиями отсутствуют элементарные условия жизни — нехватка питьевой воды, плохое питание и медобслуживание, перебои в электроснабжении.

В октябре 2014 года комитет уголовно-исполнительной системы МВД сообщил, что в целях оптимизации пенитенциарной системы изучается вопрос о ликвидации некоторых исправительных учреждений, в том числе и колонии на Жаман сопке. Однако процедуру ликвидации несколько раз переносили, и закрыта колония была только в 2018 году.

После расформирования учреждения здания колонии были переданы с баланса департамента уголовно-исполнительной системы Северо-Казахстанской области на баланс акимата Заградовского сельского округа Есильского района, и территория колонии охраняться перестала. Чем, к слову, не преминули воспользоваться сельские чиновники.

В июле прошлого года Антикоррупционная служба Северо-Казахстанской области начала досудебное расследование в отношении двух должностных лиц по факту злоупотребления должностными полномочиями: они незаконно разбирали закрытую колонию особого режима на металлолом.

Как тогда проинформировали в Антикоре, чиновники подозреваются в незаконном демонтаже и реализации металлических конструкций бывшего учреждения, состоящего на балансе акимата сельского округа. В период с мая по июнь 2020 года работы проводились привлеченной ими частной организацией. Тем самым государству был причинен материальный ущерб в размере 2,5 миллиона тенге.

Также читайте