О том, как житель ВКО взялся за спицы и что из этого вышло
Александр Гармашов вяжет уже 45 лет. Он научился набирать петли раньше, чем читать и писать. С тех пор пряжа всегда вместе с ним. Только однажды пришлось сделать вынужденный перерыв на два года: Александр служил тогда в армии. Сейчас он не может прожить без спиц и недели: руки сами тянутся к шерстяным клубкам. О том, почему мужчина долго стеснялся своего хобби и почему с прошлого года к нему поступают заказы из разных городов Казахстана и России - в материале YK-news.kz.
— Мне было пять лет, когда моя старшая сестра начала учиться вязать. Я просто смотрел на ее движения и тоже решил попробовать. Вот, до сих пор не могу остановиться, — с улыбкой вспоминает Александр. — Я вязал для себя, для родных, когда женился - для супруги и маленьких детей. Всегда нравились сложные вещи - платья, кардиганы, пуловеры, туники, пальто. А вот носки и варежки — это не моё!
Мужчина за них и не берется. Это обычно делает жена. Она тоже дружит со спицами, но предпочитает более простые и быстрые в изготовлении вещи, так же, как и старшая сестра Александра.
А вот дети Александра Гармашова вообще вязать не умеют. Дочь Ксения искренне удивляется: зачем?! Ведь если что-то нужно, папа ей обязательно свяжет!
— Действительно, у меня и сын, и дочь в школьные годы были обвязаны с ног до головы. Им даже стало надоедать, они начали просить: "Папа, хватит!" — улыбается Александр. — В 1990-е годы я пробовал вязать на заказ. Но дело не пошло. Во-первых, это оказалось совершенно невыгодно: работа стоила копейки. А вязать за упаковку сливочного масла я не хотел. Во-вторых, у нас в Шемонаихе купить пряжу можно было лишь в одном магазине. И даже туда привозили всего по пять одинаковых мотков. А что такое пять клубков пряжи? Даже на один мужской свитер не хватит!
Главное — процесс
Александр не может сидеть без дела. Даже когда смотрит телевизор, пальцы автоматически перебирают спицы. Если нужно связать ровную гладь, мужчина может сделать это, вообще не глядя.
— Мне нравится сам процесс — он успокаивает, отключает лишние мысли, дает вдохновение, — поясняет Александр. — Если изделие большое и сложное — появляется азарт. Я начинаю вязать взахлеб — с 6 утра и до 11 вечера! Перерывы — только на перекур и прием пищи. Могу, например, связать женское пальто всего за три дня.
Александр признается: если всю неделю не брать в руки спицы — у него начнется "ломка". Даже в отпуске, даже у моря — ему очень хочется заняться любимым делом.
— Я пробовал вязание крючком - получаются прекрасные утонченные изделия, — рассказывает мужчина. — Однако спицы использую всё же чаще крючка. Пробовал машинное вязание - не понравилось. Я — за ручную работу и эксклюзивность.
Творчество любит... точность!
Раньше Александр работал курьером, секретарем, судебным исполнителем. В конце прошлого века, когда в стране была полная разруха, пытался стать предпринимателем.
— Я дважды прогорел в бизнесе, было такое, — улыбается Александр. — Сейчас у нас с женой — небольшой продуктовый магазин на арендованной площади. То есть моя работа совершенно не связана ни с творчеством, ни с рукоделием. Единственное, что объединяет эти разные сферы - расчеты, которые я очень люблю. Везде нужно уметь считать — товар, деньги, петли.
На российских сайтах и в Инстаграм-аккаунтах Александр часто видел, что многие зарубежные мастера продают выкройки изделий, где уже посчитано количество необходимых петель. Думал: "Как неинтересно! Ведь самое увлекательное - посчитать всё самому!" Он может по замерам сделать необходимые расчеты всего за полчаса. И еще умеет делать нужные выкройки просто по фотографиям изделия.
— Сейчас в моде оверсайз, то есть просторные широкие вещи словно с чужого плеча. Однако даже для такой одежды свободного кроя нужны замеры и правильные расчеты, чтобы вещь гармонично смотрелась на человеке, — объясняет Александр. — Я люблю считать и рад, что в вязании нужно многое просчитывать.
Вязание — словно йога...
Оно расслабляет. И практикуют его не только женщины, но и мужчины.
Однако так было не всегда. О том, что он вяжет, знали только самые близкие люди. Александр Гармашов не афишировал и даже скрывал свое хобби. Ему казалось, что пряжа и спицы - чисто женское занятие. Хотя он знал, что на Руси вязальщиками были именно мужчины.
— В прошлом году дочь предложила мне вязать на заказ. Я сначала отнесся к идее довольно скептически. Помнил опыт 1990-х годов, когда, заказывая вязаные вещи, люди надеялись сэкономить. Тогда никто не понимал, что одежда ручной работы по понятным причинам должна быть дороже, чем ширпотреб на рынке, — объясняет Александр. — В общем, я думал, что вязаные изделия никому не нужны. К тому же стеснялся открыто говорить о своем увлечении. Даже спрашивал тогда у дочери: "Ксюша, а вам за меня не будет стыдно?"
Ксения ответила, что будет еще больше гордиться отцом. И... создала для папы аккаунт в Инстаграме @knit_shemonaiha. Здесь появились фотографии его работ под хэштегами #вяжутне толькобабушки и #вяжетдед. Конечно, появились и заказчики - из самых разных городов Казахстана и России.
— Готовые изделия мы можем отправить по почте в любую точку мира, — говорит Александр. — Дочь ведет переписку с заказчиками, уточняет все детали, фотографирует готовые изделия, то есть выступает как менеджер моего аккаунта. А я продолжаю заниматься любимым делом. Сейчас оно приносит мне дополнительный заработок. И дополнительную радость, ведь вязание для меня - увлечение длиною в жизнь.
Ирина Краскова